Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/rossijskim-agrariyam-predlozhili-besplatnuyu-blokchejn-platformu-dlya-realizacii-zerna/460105/
|
Разработка проекта стала результатом проведенного маркетингового исследования, показавшего заинтересованность рынка в такой площадке.
В России началась уборочная кампания. По прогнозам Минсельхоза, в текущем году планируется заготовить около 100 млн. тонн зерновых, в том числе пшеницы 64,4 млн тонн.
Это меньше прошлогоднего рекорда, который, по уточненным данным Росстата, составил 135,4 млн тонн зерна (85,9 млн тонн пшеницы), однако и этот объем сельхозпроизводителям необходимо сохранить в целости и выгодно реализовать. На помощь аграриям пришли разработчики блокчейн-платформы Direct.Farm (6+), предложив использовать ее в качестве площадки для купли-продажи сельхозкультур.
По словам руководителя проекта Direct.Farm Станислава Завального, онлайн-площадка откроется 22 августа и воспользоваться ей смогут производители, переработчики и логистические компании бесплатно. «После регистрации и составления профиля организации на платформе аграрии могут предложить к продаже свое зерно, переработчики и экспортеры — приобрести его, а логистические компании — получить заявки по перевозке сельхозкультур. Все сделки совершаются в режиме реального времени и при отсутствии посредников. При этом площадка бесплатна и не взимает никакие комиссии», — уточнил он.
Перед запуском проекта было проведено маркетинговое исследование, которое показало заинтересованность рынка в такой площадке. «Мы разработали концепцию платформы, протестировали ее на фокус-группах, пообщались с участниками рынка и поняли, что у нашего проекта большой потенциал. Если говорить про аналоги, то на сегодняшний момент они отсутствуют либо предлагают аграриям лишь какие-то отдельные автоматизированные услуги, например, логистику», — пояснил директор по маркетингу проекта Direct.Farm Антон Гончаренко.
Многие цифровые проекты в сельском хозяйстве терпят неудачу, потому что пытаются изменить существующие, складывавшиеся десятилетиями бизнес-модели и формы взаимоотношений, навязывают свои услуги либо пытаются стать стороной сделки. Это встречает сопротивление традиционно консервативной сельскохозяйственной отрасли, добавил маркетолог. «Мы же создали систему, которая оцифровала существующие на рынке бизнес-процессы и позволяет участникам платформы взаимодействовать привычными для них методами», — заметил Антон Гончаренко.
Сразу после запуска на платформе будут совершаться сделки по зерну, в дальнейшем ее разработчики планируют организовать процесс купли-продажи мясо-молочной и плодоовощной продукции.
В России самой крупной и известной площадкой по реализации зерновых является Национальная товарная биржа (входит в группу «Московская биржа»), также участники рынка стихийно самоорганизуются в интернете через различные форумы, доски объявлений, группы в социальных сетях и популярных мессенджерах, где обмениваются информацией и пытаются установить бизнес-коммуникации для совершения сделок.
«Наша система предоставляет информацию о рейтинге деловой репутации компаний, сформированном на основании оценок и отзывов контрагентов по результатам совместной работы. На него можно ориентироваться при выборе надежного контрагента: транспортной или сервисной компании, поставщика или покупателя сельхозпродукции. Пользователи могут развивать свою контактную базу, обмениваясь визитками, и общаться в системе с помощью элементов социальной сети. Участникам рынка теперь не нужно мониторить сайты, тратить время на поиски производителей или закупщиков, вести телефонные переговоры. Все это можно сделать в одном месте — единой цифровой точке входа на рынок», — сказал директор по маркетингу проекта Direct.Farm.
Платформа также предлагает участникам статистическую и аналитическую информацию о ситуации на рынке: об объеме и структуре торгов в натуральном и стоимостном выражении, динамике цен и об объемах перевозок. Данные предоставляются как по системе в целом, так и в разрезе различных территорий и временных интервалов. Это позволяет анализировать и прогнозировать динамику рынка, выявлять тренды и принимать выгодные решения.
Все условия соглашения между организациями в Direct.Farm будут храниться в зашифрованном виде, воспользоваться информацией по сделке смогут только сами участники. Для этого разработчики платформы внедрили технологию блокчейн. «Мы заботимся о сохранении коммерческой тайны. Даже оператор платформы не имеет возможности получить доступ либо внести изменения в информацию о сделке, что повышает уровень доверия к платформе со стороны участников рынка. Мы имеет доступ и раскрываем лишь статистически значимую информацию, которая необходима для формирования аналитических данных», — подчеркнул руководитель разработки проекта Direct.Farm Захар Недашковский.
Впрочем, блокчейном в сельском хозяйстве уже никого не удивишь. Несколько лет назад на этой теме особо прославился подмосковный фермер Михаил Шляпников, выпустив собственную криптовалюту — колион. Блокчейн также считают удобной технологией для контроля за качеством продукции: можно проследить всю цепочку операций при выпуске и продаже продовольственных товаров.
Как отметил Станислав Завальный, использование криптовалюты и смарт-контрактов между контрагентами, в основе которых лежит блокчейн, также входит в планы создателей Direct.Farm. Но это уже следующий этап проекта.
«Самая большая сложность для нас сейчас — привлечение производителей, потому что многие из них скептически относятся ко всему новому. Поэтому если мы приедем сегодня к ним и предложим продавать свое зерно через блокчейн и заключать смарт-контракты, то нас, думаю, не поймут. На первоначальном этапе мы применяем эту технологию для распределенного хранения данных — обеспечения безопасности при составлении соглашений между продавцом, покупателем и логистом. В дальнейшем, конечно, планируем использовать у себя все возможности блокчейна. Например, мы знаем, что сельхозтоваропроизводителям необходимо получить максимальную цену за свою продукцию, поэтому планируем ввести отдельную опцию — возможность заключать контракты с поддержкой цены от движения рынка», — пояснил руководитель проекта Direct.Farm.
В прошлом сельхозгоду (с 1 июля 2017-го по 30 июня 2018-го) России экспортировала более 52,4 млн тонн зерна. В новом сезоне достичь подобных цифр вряд ли удастся, считают эксперты. Несмотря на прогнозируемое снижение урожая зерновых, активным зарубежным продажам благоприятствуют засуха в Европе и, как следствие, высокие закупочные цены. Большой спрос на озимые и яровые культуры может возникнуть и на внутреннем рынке: ряд регионов могут потерять определенный процент урожая из-за непогоды. Создатели Direct.Farm планируют, что объем проводимых через систему сделок до конца 2018/2019 сельхозгода составит не менее 5% от общероссийского, с перспективой роста до 30% в течение ближайших нескольких лет.
«Перед нами стоит множество задач по развитию платформы, одна из актуальных — привлечение в систему железнодорожных перевозчиков. Рассуждая о будущем, хочу подчеркнуть, что платформа Direct.Farm будет всегда оставаться бесплатной для сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, торговых компаний и перевозчиков», — отметил Станислав Завальный.
Разработчики сообщили ТАСС, что в первую очередь заинтересованы в увеличении числа пользователей системы и росте ее капитализации. Монетизация проекта планируется за счет интеграции рекламных продуктов и предоставления сервиса компаниям из смежных отраслей: производителям и поставщикам сельхозтехники, запчастей и ГСМ, средств защиты растений и удобрений, а также банкам и страховым компаниям.
Источник: tass.ru