Политика
|
https://exp.idk.ru/news/politika/kak-budut-otchuzhdat-lishnyuyu-zemlyu-u-kfkh/436293/
|
Правительство России подготовило законопроект, ограничивающий КФХ в размере сельхозугодий.
Что это значит?
До сих пор площадь земельных «владений» КФХ не была ограничена. Глава КФХ мог покупать или брать в аренду у граждан любое количество сельскохозяйственной земли.
Новые изменения предполагают, что каждый субъект РФ установит максимальный размер сельхозугодий, которыми КФХ может пользоваться на праве собственности и (или) каком-либо другом праве (например, арендовать).
Все участки, которые окажутся свыше «земельной нормы для КФХ», или, другими словами, «лишние участки» фермер обязан продать. Или отказаться от аренды этой земли.
После того, как ФЗ вступит в силу, у фермеров, которые обрабатывают чересчур много земли, есть год, чтобы избавиться от «лишних» участков.
Если в течение года «лишние» угодья не будут проданы, Росреестр заявит о нарушении закона в орган государственной власти субъекта РФ. Власти региона подадут на фермера иск в суд, требуя продать участки на торгах (конкурсах, аукционах).
Если во время торгов на землю не найдётся желающих, участки обязан приобрести по рыночной стоимости сам субъект РФ или муниципальное образование.
После того, как закон вступит в силу, Росреестр может приостановить регистрацию прав на участок, если сочтёт его «лишним» (то есть в случае, если регистрация прав на участок приведёт к превышению максимального предела площади сельхозугодий в пользовании КФХ).
Изменения планируется внести в два федеральных закона: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ от 11.06.2003) и «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ от 13.07.2015). Текст законопроекта опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Что думают эксперты о законопроекте Минсельхоза? Мы поинтересовались, как оценивают законопроект эксперты.
Ольга Башмачникова, вице-президент АККОР:
К этому законопроекту мы относимся категорически отрицательно. Для нас показательна проблема, которая недавно возникла на Ставропольском крае, когда региональное правительство пыталось установить минимальный размер земельного участка – 2500 га. Этот вопрос поднимался на съезде фермеров, АККОР обращалась в прокуратуру. Только наши активные действия привели к тому, что норму не приняли.
Этот пример дал понять, что в субъектах России совершенно разное отношение к КФХ и по-разному в регионы приходит крупный бизнес. Если отдать установление максимального размера земли для КФХ на откуп региональной власти, могут быть серьёзные перекосы.
Цель законопроекта мне не понятна.
Почему КФХ должны в течение полугода избавляться от излишков, тогда как холдинги постоянно увеличивают свои владения и для них нет никаких ограничений?
Я понимаю, правительство хочет, чтобы крестьянско-фермерское хозяйство было понятным субъектом предпринимательства. Действительно, в России есть очень крупные землепользователи, работающие под формой КФХ. Возможно, хозяйства, которые имеют по 40 тысяч гектаров, не могут считаться «семейным бизнесом». Но, во-первых, это единичные случаи, а во-вторых, юридическое понятие «КФХ» можно уточнить на федеральном уровне.
В сельском хозяйстве России есть гораздо более серьёзные проблемы: экспансия агрохолдингов, отъём земли у собственников, миграция сельских жителей в города. Ограничение площади земель КФХ – явно не та глобальная проблема, которую следует решать в первую очередь.
Александр Родин, Член Совета и член Президиума АККОР России:
Лишать фермера земли из-за организационно-правовой формы КФХ – это абсурд. Мне не понятно, какими мотивами руководствовался Минсельхоз, когда разрабатывал эти нормы.
Я считаю, что ограничение по максимальной площади земли должно быть, но, конечно, не в таком ключе и не только для крестьянско-фермерских хозяйств, а прежде всего — для агрохолдингов.
Зачем нужны ограничения? Чтобы в сельских поселениях не возникала монополия на землю.
В развитых странах такие «пределы» уже введены, в Европе, например, средний размер КФХ не может превышать 300 гектаров. Это сделано для того, чтобы в границах муниципального образования не уменьшалось количество фермеров, чтобы развивалась конкуренция между ними. Но, надо заметить, в странах, где существует максимальный предел для КФХ, юридическим лицам иметь в собственности сельхозугодья вовсе запрещено.
Максимальный и минимальный размер сельхозугодий, которые могут находиться в руках одного КФХ или предприятия, не должны зависеть от юридической формы хозяйства или площади муниципального района. «Пределы» должны быть обусловлены только одним показателем – площадью сельхозугодий в сельском поселении. Только так возможно не допустить монополии на землю, обеспечить занятость людей и остановить опустение сёл.
Я сомневаюсь, что законопроект примут в том виде, в котором его подготовил Минсельхоз. Против этой нормы будет много выступлений, вряд ли ему дадут ход в преддверии выборов.
Виктор Сергеев, глава АККОР Краснодарского края:
Однозначно это можно назвать раскулачиванием фермеров. На протяжении 30 лет фермерство развивается, люди в сельском хозяйстве работают разные. Кто-то ведёт бизнес на 30 гектарах, другой может обрабатывать и тысячу, и четыре тысячи гектаров. Зачем же дробить хозяйства или заставлять их принимать иную организационно-правовую форму?
Если сейчас каждый регион начнёт урезать сельхозугодья для фермеров, начнётся новый земельный передел. Зачем это нужно? Вряд ли в результате таких ограничений в сёлах появятся новые КФХ! Зато у крупных предприятий появится шанс ещё больше увеличить свои владения.
Я это проект не одобряю и от лица кубанской ассоциации буду обращаться в федеральную АККОР с просьбой не допустить принятие этого закона.
Два года назад вышла в свет книга почетного президента АККОР, доктора экономических наук Владимира Башмачникова. У неё было меткое название – «Подрезанные крылья российского фермерства». Вот и сейчас нас, фермеров, хотят подстричь, подрезать. Если закон действительно примут, это будет материал для следующего тома книги.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 4 по 8 декабря 2017.
Источник: agrobook.ru