Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/reuters-konflikt-s-uchastiem-inspekcionnoj-sluzhby-ugrozhaet-postavkam-pshenicy-v-egipet/432488/
|
Поставки пшеницы в Египет, который является крупнейшим импортером в мире, прерваны из-за конфликта с участием государственных инспекторов, возмущенных запретом оплачиваемых иностранных командировок, которыми они пользовались для утверждения грузов в портах происхождения.
Эти поездки, финансируемые экспортерами, были отменены в рамках программы оптимизации системы импорта, который достигает более 1 млрд. долл. США в год. Трейдеры считают, что новая система привела к тому, что инспекторы теперь отклоняют грузы в египетских портах по необоснованным и непредсказуемым поводам.
Судя по тому, что говорят трейдеры, проблема заключается не только в смене правил и бюрократии. Согласно этим источникам, трудности импортеров скорее являются результатом перетягивания каната за право досмотра грузов за рубежом, где до недавнего времени правительственные инспекторы наслаждались полностью оплачиваемыми поездками, ужинами и шопингом за счет компаний-поставщиков, которые пытались обеспечить беспроблемные поставки своей пшеницы.
Повышая требования к зерну в портах прибытия, инспекторы стараются увеличить издержки инспекционных компаний, которые заменили их за рубежом, считают трейдеры.
Шесть инспекторов, с которыми общались корреспонденты Рейтер, отрицали, что они пытаются вернуть свои зарубежные поездки и заявили, что они просто поддерживают стандарты качества.
Поставщики говорят, что неопределенность побуждает их добавлять премии в размере до 500 000 долларов США на партию зерна для хеджирования рисков. При том, что Египет планирует закупить около 7 миллионов тонн пшеницы в текущем финансовом году, который начался в июле, эти премии добавляют миллионы долларов к правительственным расходам на субсидируемое продовольствие.
Цепочка поставок хлеба имеет шансы прерваться, поскольку трейдеры несколько раз бойкотировали египетские тендеры. Субсидируемый хлеб является продуктом первой необходимости для миллионов бедных египтян, и власти страны всегда стремятся поддерживать поставки, опасаясь беспорядков.
Трейдеры говорят, что единственный выход из этой проблемы – установка правительством стандартов, которые могут устроить все стороны конфликта.
«ПРОБЛЕМА С ЗАВТРАКОМ»
Трейдеры заявляют, что поставки по старой системе часто сводились к тому, чтобы поддерживать комфортные условия для правительственных инспекторов.
Когда партия пшеницы стоимостью 6 миллионов долларов в украинском порту внезапно прекратила погрузку два года назад, агент поставщика обнаружил, что египетские инспекторы приостановили процесс по той причине, что их отель не предоставил им поздний завтрак, говорят трейдеры. Задержка стоила компании-поставщику 8000 долларов портовых сборов.
«Как только мы договорились о том, чтобы отель предоставил им поздний завтрак, все пошло благополучно, и груз был отправлен. Проблема была не в пшенице. Это была проблема с завтраком», — сказал трейдер из Каира, ответственный за груз, который попросил остаться анонимным.
Еще шесть трейдеров описали систему аналогичным образом, заявив, что шопинг электроники и одежды, дорогие ужины и высококлассные гостиничные номера были необходимыми издержками для того, чтобы зерно отправлялось из портов от Одессы до Дюнкерка.
Один из трейдеров сказал, что суммы, оплачиваемые инспекторам, могут равняться их годовому окладу.
«Речь идет о четырех-пяти людях, и вам нужно позаботиться о них от А до Я, а это означает, что вы возите их за покупками за свой счет», — говорит президент Med Star for Trading Хешам Солиман.
Солиман отметил, что расходы становились все больше. «Они стали требовать больше денег, только определенные отели, билеты, визу», — сказал он.
Трейдеры заявили, что расходы на инспекторов составляли около 30 000 долларов, что также обычно включало в себя денежные выплаты в размере 3 500 долларов на человека, согласно счетам, поступившим в распоряжение Reuters.
Сотрудники Египетской Карантинной службы, с которыми Рейтер общался на условиях анонимности, указали те же цифры, но добавили, что старая система все равно обходилась Египту дешевле.
«Я не могу отрицать, что извлекал выгоду, но страна выигрывала еще больше. Посмотрите, сколько они тратят сейчас», — сказал один из инспекторов, ссылаясь на высокие премии, которые теперь трейдеры прибавляют к стоимости грузов, предлагаемых Египту.
Трейдеры говорят, что система была относительно дешевым способом пройти контроль пшеницы за рубежом, который предотвращал отказ от груза в египетских портах, что означало большие потери или даже банкротство для небольших фирм.
«Если они аргументируют тем, что мы тратили слишком много, у вас есть данные, сравните цифры. Они сейчас тратят гораздо больше», — говорит инспектор.
СЛЕДЫ СПОРЫНЬИ
Старая система была нарушена в конце 2015 года, когда партия французской пшеницы была отклонена в Египте из-за содержания следов грибка спорыньи, несмотря на то, что груз был одобрен государственными инспекторами за рубежом.
После того, как были отклонены другие поставки, а правила импорта ужесточились, некоторые трейдеры заявили, что они больше не считают, что есть смысл в оплате зарубежных поездок египетских инспекторов.
«Мы пришли к тому, что не можем больше с этим мириться. У вас есть фиксированные затраты, но никакой гарантии, что груз примут в стране», — сказал Солиман.
Группа трейдеров, среди которых был Солиман, убедила правительство запретить выездные делегации, что было сделано в форме указа премьер-министра в конце 2016 года, который передал функцию инспектирования за границей частным компаниям и сделал карантинных инспекторов подконтрольными министерству торговли.
В интервью Reuters, Исмаил Габер, возглавляющий Организацию по контролю над экспортом и импортом (GOEIC) заявил, что прежний режим был сопряжен с подозрениями в коррупции, от которых он хотел бы отстранить государственных служащих.
«Вопрос коррупции, конечно, существует, я бы хотел уберечь своих сотрудников от подобных подозрений. Я не хочу, чтобы у поставщика и моего сотрудника совпадали личные интересы», — сказал он.
ОТВЕТНЫЙ УДАР
Но, потеряв свои преимущества в поездках, инспекторы все равно делают свое присутствие ощутимым.
С января, когда заработал новый инспекционный режим, инспекторы в Египте подвергли почти все поставки дорогостоящим процедурам перед утверждением их в египетских портах, что стоило десятки тысяч долларов.
В июне группа инспекторов выиграла в суде с иском о том, что новая система незаконно передала полномочия GOEIC, которое, по словам инспекторов, было плохо подготовлено для защиты страны от вредных примесей в зерне. Правительство подало апелляцию и проигнорировало постановление суда о восстановлении старого инспекционного режима.
Инспекторы, которые все еще проверяют грузы в соответствии с новым режимом инспекции, говорят, что они просто стремятся предотвратить поступление пшеницы плохого качества в Египет и отрицают, что они пытаются вернуть свои зарубежные поездки.
Один из инспекторов сказал, что проверки в египетских портах теперь стали более жесткими, поскольку импортеры поставляли некачественное зерно.
Тем не менее, трейдеры заявляют, что две крупные государственные закупки зерна, задержанные за содержание семян мака, продемонстрировали, что инспекторы ищут новые способы показать, что инспекционные компании за рубежом не справляются со своей задачей.
В результате трейдеры подняли цены или воздержались от участия в недавнем государственном тендере. Единственный выход из тупика, считают трейдеры, — установка правительством согласованных правил.