Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/kazakhstan-nakazanie-bez-prestupleniya/417336/
|
Битва за земельные наделы в самом разгаре. По всей видимости, государственные мужи решили: раз казахстанцы выступают против передачи в аренду/собственность земли иностранцам, так пусть получат от этого решения сполна.
К тому же, как показывает последняя практика изъятия неиспользуемых земель и штрафов, мера эта достаточно хорошо пополняет бюджеты местных исполнительных органов, отмечает собкор издания «КазахЗерно.kz».
Как проводятся проверки по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, на страницах местных СМИ личным опытом поделился глава крестьянского хозяйства из Денисовского района Костанайской области Андрей Зимовец.
— Управление по контролю за использованием и охраной земель пригласило меня и еще нескольких аграриев района в областной центр для внеплановой проверки по запросу прокуратуры, — рассказывает Андрей Зимовец. — По приезду в Костанай нас спросили, есть ли в хозяйствах сельхозживотные. Мы ответили, что нет. Но я и не могу заниматься животноводством, так как, согласно общему классификатору видов экономической деятельности по налоговому органу, основным направлением КХ является «Выращивание картофеля и посадочного материала», вторичным направлением — «Производство продукции растениеводства». На основании этого не предусмотрено ведение животноводства, так как целевое назначение напрямую указывает на производство продукции растениеводства.
В ст. 97 п. 4 Земельного кодекса РК указано, что «пастбища — это земельные участки, систематически используемые под сенокошение и для выпаса животных. Сенокосы и пастбища коренного улучшения — участки сенокосов и пастбищ, на которых путем залужения создан новый травостой». Мои участки — это пастбища коренного улучшения (КУ), но во всех составляемых документах инспектор пишет о том, что они естественные. Пастбища КУ от естественных отличаются тем, что я должен раз в 10 лет их распахивать.
До трех лет я их занимаю пшеницей, подсолнечником или любой культурой на свое усмотрение, а потом должен сделать залужение, чтобы стоял травостой для пастьбы скота или сенокошения.
Что делал я? В 2014 году провел залужение, что существенно улучшило травостой и повысило урожайность трав, в 2017 году планировал провести залужение еще на одной клетке в другом сельском округе. Я ежегодно кошу сено и продаю его населению.
В ст. 92 Земельного кодекса РК говорится об изъятии земель, а в ст. 97 описываются их категории, что можно и нужно делать с ними, но в Кодексе нет ни слова и том, что сено должно заготавливаться для своего скота. В инспекции нам доказывали, что мы должны косить сено только для себя. Мне известно, что в области порядка 80% КРС находится в частных подворьях, и, получается, что если мы будем косить сено только для своего скота, то где остальные возьмут корм?
КХ у меня уже 11 лет, у других коллег — по 20 лет. Они так же, как и я, имеют земли и не разводят скот. Все эти годы к нам не предъявляли никаких претензий, потому что оснований для их возникновения не было.
Как увидел эту ситуацию проверяющий, ясно из акта о результатах проверки и предписания от 25 августа 2016 года: «На основании акта о назначении проверки «№226 от 09.08.2016 года… без посещения земельного участка проведена внеплановая проверка по представлению прокуратуры Денисовского района в отношении КХ «Зимовец А.А.». При проведении проверки установлено следующее: КХ принадлежит земля сельскохозяйственного назначения площадью 506,7 гектара, из них 233,4 гектара — пастбища… с целевым назначением для ведения крестьянского хозяйства. Согласно информации с данных базы «ИСЖ», предоставленных отделом ветеринарии Денисовского района, установлено неиспользование пастбища. Данные площади естественных пастбищ на момент проверки не используются для выпаса сельскохозяйственных животных». В этом же предписании инспектор, ссылаясь на пп. 6 п. 1 ст. 148 Земельного кодекса, устанавливает срок для принятия мер по использованию земельного участка по назначению — один год. Предписывает принять меры до 25 августа 2017 года.
Что интересно, в этот же день, 25 августа 2016 года, этот же инспектор выписывает еще два документа: протокол об административном правонарушении «11 часов 10 мин. 25.08.2016 год при проверке выявлено неиспользование земель… выразившееся в том, что данные площади естественных пастбищ не используются для выпаса сельхозживотных», а также постановление о привлечении к административной ответственности с назначением штрафа в 40 МРП.
Подобные уведомления пришли многим сельхозтоваропроизводителям района, но лишь единицы из них доказывают свою правоту, остальные терпеливо выплачивают штрафы.
— Перед открытием КХ владелец оформляет участок. Андрею Зимовцу дали землю в аренду на 48 лет, где есть пашня и пастбища коренного улучшения. При заключении договора последние везде значились как земли коренного улучшения. В хозяйстве у Зимовца 272 гектара занимает пашня, 233 гектара — пастбища. При занятии предпринимательской деятельностью указывается ее вид и присваивается квалификация. Андрею Алексеевичу присвоили «растениеводство», то есть, если он будет заниматься другой деятельностью, его оштрафуют, тем более что вокруг его земель расположены территории товаропроизводителей, которые сеют зерновые. Ближайший населенный пункт находится в 17 км.
По требованию инспекции в этот небольшой оазис, окруженный зерновыми, Андрей Зимовец должен загнать скот, но так как полевые дороги очень узкие, то прогнать по ним между клеток животных и при этом не затоптать соседние посевы, просто невозможно. В акте проверки инспекция ссылается на ст. 92 Земельного кодекса РК. В предписании по устранению выявленного нарушения Земельного Законодательства РК они пишут о том, что к случаям неиспользования земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства по назначению, относится отсутствие на пастбищах сельскохозяйственных животных для выпаса либо их наличие в количестве менее 20% от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ, установленной уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса и сенокошения в целях заготовки кормов. Срок для принятия мер по использованию земельного участка инспекция установила на один год.
Но, что самое интересное, не успел Александр Зимовец выйти из кабинета инспектора, как ему тут же выписали штраф на 40 МРП, или 84 840 тенге.
— Инспекция настаивает на том, чтобы Зимовец либо выпасал свой скот на пастбищах, либо занимался сенокошением для заготовки кормов сельхозживотным КХ, — подчеркнул Абай Алимбаев. — Но ни в одной статье не говорится о том, что сено должно заготавливаться только для скота его хозяйства. Непонятно, почему в один и тот же день инспектор выписывает предписание для устранения нарушения в срок до 25 августа 2017 года и в этот же день, не выходя из кабинета, составляет акт проверки о том, что земля не используется, и выписывает протокол о наложении штрафа. Между составлением акта и протокола должен был пройти год, а на деле получилось несколько минут.
Андрей Алексеевич обратился в специализированный административный суд, который установил, что по правилам 45 КРКоАП обжалуются только не вступившие в законную силу постановления, и возвратил жалобу. После этого аграрий направился в специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области, где ему опять же отказали в удовлетворении требований.
— Мною было заявлено требование о признании незаконным предписания государственного инспектора, — подчеркнул Зимовец. — Мы обратились в суды. Было видно, что в сельском хозяйстве они не ориентируются и в земельном законодательстве тоже. Сейчас мы направили апелляционную жалобу в областной суд.
Аналогичная ситуация с наложением штрафа случилась и у крестьянина Николая Павлова. Он взял 15 гектаров земли в аренду на 15 лет. В своем хозяйстве Николай Николаевич занимается овощеводством и растениеводством. Только вот земли у него в разы меньше, а штраф такой же.
— Буквально до обеда мне выписали предписание, а после — штраф, — поделился Николай Павлов. — По идее, они не дали мне времени даже для устранения ошибок, если бы они были, хотя по закону определен срок один год.
— Согласно Плану нации «100 конкретных шагов», предусмотрена поддержка в развитии малого и среднего бизнеса, а здесь получается наоборот, — добавил Андрей Зимовец. — Нас наказали, не вникая даже в саму суть закона, при этом в статью Земельного кодекса самовольно включили слова, которых там нет.
Так есть ли разница между пастбищами естественными и землями коренного улучшения? Чиновники этой разницы не видят: пастбища они и есть пастбища.
Но Зимовец не успокаивается, воспользовавшись правом на защиту, он не только обратился в Специализированный административный суд Костаная, но и Специализированный межрайонный экономический суд, а также направил апелляционную жалобу в областной суд, рассмотрение дела в котором назначено на декабрь.
А тем временем в Казахстане продолжается обсуждение земельного вопроса. Комиссия по совершенствованию норм земельного законодательства обозначила свои предложения по изменениям и дополнениям в Земельный кодекс. Проект внесен в Парламент на рассмотрение. Какие пункты будут затронуты в новом законопроекте, рассказал руководитель областного управления земельных отношений Нурлан Абдуов.
— В первую очередь хочется отметить, что вносятся изменения в компетенцию по контролю за землей, — пояснил Нурлан Абдуов. — Если раньше областная земельная инспекция занималась контролем и охраной земель, после принятия соответствующих поправок ее функцию будут исполнять районные акиматы, а акимы сел смогут вести контроль за использованием земель в черте своего населенного пункта. Также районные отделы земельных отношений смогут проводить проверки и вести контроль за использованием земельных ресурсов, чего раньше они делать не могли.
Также в целях эффективного и рационального использования земель обязательным условием для участия в конкурсе будет предоставление участником конкурсного предложения и следующих документов: бизнес-план ведения сельхозпроизводства, обязательства по выполнению индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей сельхозкультур в соответствии со специализацией региона, составление и освоение проекта внутрихозяйственного землеустройства, выполнение мероприятий по развитию инфраструктуры, создание рабочих мест для местного населения и исполнение требований земельного законодательства. В договор аренды земельного участка будут включены обязательства и намерения, предложенные арендатором в конкурсном предложении. Что касается размеров земель сельхозначения, они еще на стадии обсуждения, и решается вопрос о том, как его утверждать: по районам или областям страны.
Как отметил Абдуов, в проекте найдут свое решение проблемы с нехваткой пастбищных угодий для выпаса домашнего подворья селян. Законопроектом предусмотрены нормы, согласно которым вокруг населенных пунктов определят площади пастбищ, необходимые для удовлетворения нужд населения для содержания сельхозживотных. На этих территориях будет установлен запрет на предоставление в землепользование физическим и юридическим лицам.
— Нехватка пастбищ для выпаса сельхозживотных селян — характерная проблема для северных и центральных районов области, — отметил Нурлан Абдрахманович. — Для решения этого вопроса вносится предложение в Земельный кодекс о том, что, если в том или ином населенном пункте есть нехватка пастбищ, у местного исполнительного органа будет основание для изъятия участков для государственных нужд, граничащих с землями, закрепленными за этим селом и предназначенными под выпас домашнего подворья. В случае нехватки пастбищ их территория может увеличиться за счет соседних на основании законодательства, а владельцам этих земель предусмотрена выплата сельхозубытков.
— Основная цель проекта — совершенствование нормы аренды земель для ведения сельского хозяйства, — добавил собеседник. — Его инициаторы работали для того, чтобы максимально прозрачно установить механизм предоставления земель сельхозназначения, а также для усиления контроля за ее рациональным использованием. В проекте предусмотрены пункты, учитывающие интересы действующих арендаторов и положения лиц, заинтересованных в получении сельхозземель для ведения сельского хозяйства, предлагается совершенствовать нормы по развитию института аренды. Для контроля за рациональным использованием предоставляемых земель законопроектом запланировано ведение постоянного мониторинга: первые пять лет аренды — ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне — каждые три года, на багаре — каждые пять лет.
Порядок организации мониторинга будет устанавливаться министерством сельского хозяйства и осуществляться комиссией в составе представителей органов земельных отношений, сельского хозяйства, общественных организаций и объединений, Национальной палаты предпринимателей. Его результаты будут служить основанием для продления срока аренды земельного участка.
… А пока Земельный кодекс принят не будет, крестьян ждут очередные штрафы и суды.
Источник: kazakh-zerno.kz