Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/ceny-na-molochnye-produkty-budut-rasti/415223/
|
В ближайшие месяцы продолжится рост цен на молоко и молочную продукцию, прогнозируют эксперты рынка. Производители одной из главных причин называют увеличение спроса. Буренки за ним не успевают. Есть и другие поводы, чтобы увеличить суммы на ценниках. Насколько они непреодолимы? Разберемся.
Ситуация сложная, и цены, действительно, продолжат расти, подтвердила гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. «Но одна из главных причин этого все-таки — значительный разрыв интеграционных связей в отрасли, — поясняет эксперт. — Более половины сырого молока производится мелкими предприятиями, которые не могут напрямую продать его переработчикам из-за незначительных объемов. В результате появляются посредники, которые собирают товарные партии сырья и уже сами продают его переработчикам». Не без собственной выгоды, разумеется, добавляет гендиректор.
Один из способов решения проблемы, как считает Елена Тюрина — создание интегрированных холдингов, которые объединяют в себе и производство, и переработку. Это уже происходит, но пока таких предприятий не хватает, сетует эксперт.
Между тем государство только в этом году и только на субсидирование производства и компенсацию различных затрат в молочной отрасли выделяет свыше 20 миллиардов рублей.
«Наверное, стоит перейти к более детальному планированию, — считает Елена Тюрина. — Можно собрать данные регионов по развитию молочного производства, а потом решить, куда и сколько средств направить». В этом случае поддержка была бы более эффективной.
Как сообщили «Российской газете» в Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко»), цены на молочные продукты в августе выросли на 7-13 процентов по сравнению с августом 2015-го. Более подробный расклад выглядит следующим образом: средняя цена производителей на питьевое стерилизованное и ультрапастеризованное молоко выросла на 13 процентов, сливки поднялись в цене на 7 процентов, сметана — на 8 процентов, творог — на 7 процентов, йогурты и прочие виды сквашенных молочных продуктов (кроме сметаны) — на 7 процентов.
Но самое главное — дорожает сырое молоко, стоимость которого напрямую влияет на цену конечного продукта. «Уровень закупочных цен на сырое молоко в августе подскочил на 9 процентов, достигнув показателя в 21,15 рубля за килограмм (без учета налога на добавленную стоимость — НДС)», — пояснили в отраслевом союзе. Между тем в цене питьевого продукта сырое молоко занимает свыше 40 процентов, твороге — в среднем 36 процентов, а в сметане — больше половины. Отсюда возникает злополучная цепочка: рост цен на сырое молоко будет способствовать повышению отпускных цен молокоперерабатывающих предприятий, а затем подтянется и розничная торговля. Так что к процентам, заявленным производителями, придется добавить и наценку, которую неизбежно произведут ритейлеры. В убыток себе они работать не будут, но сколько именно накинут крупные сети, пока неизвестно — аппетиты у всех разные.
Существование серьезных проблем на внутреннем рынке признают и профильные ведомства. Как заявил глава минсельхоза России Александр Ткачев, в этом году в стране снова ожидается дефицит собственного молока. Одна из основных причин — низкая рентабельность молочного производства, которая находится на уровне 5-10 процентов. Кроме того, сказывается и долгая окупаемость проектов, которые реализуются в молочной отрасли.
В среднем это 10 лет и больше, что для сегодняшнего времени довольно много. В условиях кризиса уверенность в завтрашнем дне снижается, так что вкладываться на столь долгий срок решаются далеко не многие.
В этом году в Россию ввезено на 10% больше молочной продукции, на сумму более миллиарда долларов.
Отсюда и дефицит: как отмечает минсельхоз, Россия производит 30 миллионов тонн молока, что не покрывает ее потребностей. Дефицит составляет примерно 7-8 миллионов тонн. На его устранение, как считают аналитики, потребуется не менее 5-7 лет. А пока примерно в таких объемах молоко приходится ежегодно импортировать.
Так, может быть, все-таки стоит прислушаться к совету гендиректора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной? И активнее создавать интегрированные холдинги, которые объединят производство и переработку.
Источник: rg.ru