Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/kavkazskij-agrorynok-pomozhet-li-ehko-i-chto-prodvigat/409991/
|
О судьбе кавказского бренда «Продукт Северного Кавказа ЭКО», ассортиментной политике российских компаний, перспективах продвижения на продовольственный рынок агропродукции юга России министр сельского хозяйства России Александр Ткачёв рассказал Светлане Мамий из Кавказского геополитического клуба.
— Текущая картина говорит о серьёзном технологическом застое в сфере производства российских продуктов питания. Как скоро мы увидим перемены на российском продовольственном рынке? Актуальна ли для Минсельхоза России ассортиментная политика отечественного производства продуктов питания?
— Краткий ответ на этот вопрос таков. Наш потребитель оценит по достоинству ассортиментную политику российских компаний, как только получит реальную возможность познакомиться со всем разнообразием производимых в России продовольственных товаров. Например, хлебопекарная отрасль в нашей стране производит 800 наименований различных изделий на основе технологий, разработанных российскими учеными, и полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка.
Импорт хлеба и мучных кондитерских изделий в 2014 -2015 году составил менее 67 тыс. тонн, а объем производства аналогичных изделий в нашей стране — на несколько порядков больше. За 9 месяцев 2015 года произведено более 5 млн тонн продукции. Примерно такое же соотношение российского производства и импорта по кондитерским изделиями – 2,48 млн тонн произведено в России, импортировано — 32,05 тыс. тонн.
Отдельные предприятия хлебопекарной отрасли, и Минсельхоз сообщает об этом со всей ответственностью, – продолжают активную работу по перепрофилированию своих производств на расширение ассортимента выпускаемой продукции, на те её виды, которые показывают большую рентабельность, а также на расширение ассортимента продукции диетического и профилактического назначения.
Сложнее дело обстоит с позициями отечественных производителей на рынке плодоовощных консервов. Сегментация рынка по основной структуре и видам продукции довольно обширна (овощные консервы, фруктовая консервация, томатная консервация, грибная консервация и др.). Линейка производимых продуктов, несомненно, будет расширяться в соответствии с запросами потребителей.
Российский рынок молока и молочной продукции на сегодня — это рынок высоко конкурентный. Каждый производитель стремится выделить свою продукцию, улучшая ее качество, создавая яркие запоминающиеся брэнды, пополняя ассортимент молочных продуктов интересными новинками для здорового и функционального питания, привлекая внимание все большего числа покупателей. Делается это и в интересах покупателя, и в интересах самих производителей, повышающих таким образом конкурентоспособность и своей компании, и своей продукции.
Вот несколько цифр в подтверждение: за 9 месяцев 2015 года производство цельномолочной продукции выросло на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сливочного масла — на 5,2%, сыров и сырных продуктов – на 23,4%. То есть ассортимент российской продукции пищевой и перерабатывающей промышленности достаточно разнообразен и широк, доля импорта по основным видам потребительских товаров снижается. И это значит, что политика импортозамещения приносит ощутимые плоды.
— На ассортиментную картину вполне мог бы повлиять сегмент разнообразных кавказских этнопродуктов. В Кабардино-Балкарии можно запустить производство в промышленных масштабах старинного адыгского деликатеса — арбузного меда (уваренной до густоты мякоти арбуза), линейки диетической продукции на основе местного сырья — минеральной воды, орехов, кукурузной муки. Как работает программа развития инновационных технологий в агросфере, учитывается ли потенциал этнической продукции перспективного кавказского региона в развитии продовольственного рынка России?
— В этом вопросе содержится, по сути, два разных вопроса. Ответ на вопрос последний по порядку, но далеко не последний по сути, таков. Да, потенциал этнопродукции в развитии продовольственного рынка России мы оцениваем по достоинству. В 2015 году Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК) получила свидетельство о регистрации бренда «Продукт Северного Кавказа ЭКО». Этот товарный знак охватывает самые разные категории товаров: фармацевтика, косметика, продукты питания, напитки и даже зерно. Министерство по делам Северного Кавказа выступает в проекте в роли члена координационного совета, а управлять продвижением бренда будет КРСК. Задач у бренда, по замыслу, две — поддержать региональных производителей, в том числе и производителей этнопродукции, и укрепить позитивный имидж Северного Кавказа. Ведь без позитивного имиджа региона трудно рассчитывать на успех произведенной в нем продукции на внешних рынках.
Для инноваторов агропромышленного комплекса мы представляем такую информацию. Минсельхоз России проводит прием заявок для участия в конкурсе инновационных проектов. Победителей ожидают гранты на реализацию перспективных инновационных проектов в сфере АПК в форме субсидий из федерального бюджета. Подробная информация о проведении отбора инновационных проектов в АПК размещена на сайте Минсельхоза России.
— Агросектор в кавказском регионе — экономикообразующий фактор, и при отсутствии единого экономического пространства как консолидирующего механизма в СКФО субъектам приходится дублировать друг друга в отраслевых трендах. Виноград на Кавказе стандартно пускают на напитки, при этом востребованный изюм импортируется с линейкой сухофруктов. Из азиатских республик ввозятся обработанные и подкрашенные по средневековым технологиям сухофрукты. Хотя кавказский регион и Крым по климатическим условиям вполне могли бы поставлять на рынок сушенные и вяленные фрукты, сейчас в Адыгее расфасовывается импорт. При этом в агропрофильных учебных заведениях России и СНГ не выпускают специалистов-технологов по сухофруктам. Какие перспективы в популярном в России секторе сухофруктов в контексте федеральной политики импортозамещения?
— Рады сообщить всем желающим приобщиться к перспективной профессии, что дисциплина «Технология сушки» входит в курс (всего лишь курс – прим.) по специальности 260504 «Технология консервов и пищеконцентратов». И подготовка таких специалистов в России ведется. К примеру, в Московском государственном университете пищевых производств и МГУТУ им. К.Г. Разумовского и еще почти в двух десятках вузов в разных регионах страны.
Предприятиям плодоовощной промышленности государство сегодня оказывает поддержку в части компенсации части процентной ставки по кредитам. И по кредитам, предоставляемым на закупку сырья, и на кредиты на инвестиционные цели. Ведь современному предприятию, в том числе в отрасли сушки фруктов, необходимо иметь совершенное техническое оборудование, способность не только резать и фасовать, но и контролировать и изменять уровень влажности продукции. Тем более, что в ее состав сегодня входят не только традиционные сухофрукты отечественного производства (яблоко, груша, чернослив, курага), но и тропические сушёные фрукты (ананас, дыня, киви, инжир).
— Самый потребляемый в мире после воды напиток – чай — Россия импортирует несколько столетий. В год россияне потребляют более 177 тыс. тонн сухого чая. Значительная часть его завозится, тогда как для полноценного развития чайной линейки есть природно-климатические условия, чайные плантации в Адыгее, на Кавказе и в Крыму, большое разнообразие природного сырья — экологически чистых чайных растений и ягод. Англия, не вырастившая ни одного чайного куста — главный игрок мирового чайного рынка вот уже сколько веков. Как скоро поднимем российское чайное производство по технологиям и лицензиям производителей мировых брендов чая?
— Выращивание чая в Российской Федерации ведется на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. И объем производства чая существенный. Так, в 2014 году в Российской Федерации произведено 81,97 тыс. тонн чая зеленого (неферментированного), чая черного (ферментированного) и чая, частично ферментированного в упаковках массой не более 3 кг. В нашей стране производятся как недорогие сорта чая для широкого потребления, так и элитные сорта желтого и красного чая. Объем производства чая в России растет — к примеру, в Республике Адыгея в 2014 году была произведена 1 тонна чая, а в 2015 году – 3 тонны.
Нельзя не согласиться с тем, что природно-климатические условия нашей страны позволяют заготавливать широкий спектр трав, используемых для производства травяных чаев. Это чабрец, вербена, ромашка, мята, иван-чай (кипрей) и др. Понятно также, что чайные напитки, выработанные на основе лекарственных трав и плодов, должны быть безопасны. На сегодня требования по безопасности чая, в том числе травяных напитков и чаев, изложены в техническом регламенте ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Мы считаем, что необходима разработка и иной нормативной документации, в первую очередь стандартов с указанием идентификационных признаков.
***
В рамках инвестиционного форума в Сочи в 2015 г. Корпорация развития Северного Кавказа совместно с министерством по делам Северного Кавказа презентовали бренд «Продукт Северного Кавказа ЭКО».
«Планируется, что марка «Продукт Северного Кавказа» будет полноценно представлена в российских торговых сетях в 2016 году», — сообщали информагентства. К началу этого года для продвижения торгового знака на федеральном уровне должна быть утверждена «дорожная карта» проекта, включающая программу маркетинговых мероприятий, инструменты прямой рекламы, трейдмаркетинга, промо- и PR-кампаний.
Однако пока проект не получил дальнейшего развития. По-видимому, продвигать собственные продукты и торговую марку на агрорынке России кавказским производителям придется своими силами.
Источник: sk-news.ru