Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/v-minselkhoze-kazakhstana-naznachen-novyj-glava/408593/
|
Новый министр сельского хозяйства Казахстана Аскар Мырзахметов намерен кардинально изменить вектор развития аграрной отрасли Казахстана, заданный его предшественником Асылжаном Мамытбековым. Такой вывод можно сделать к исходу первого месяца работы главы МСХ РК на своем посту.
Формальным поводом ухода Асылжана Мамытбекова с поста министра стал скандал, разразившийся вокруг поправок в Земельный Кодекс РК. Но на самом деле, он стал лишь последней каплей. Чаша же наполнялась в течение всех пяти лет пребывания Асылжана Мамытбекова на своем посту и к настоящему моменту включает в себя целый клубок проблем. Распутывать его и предстоит Аскару Мырзахметову.
Каких-то громких заявлений о планах на своем посту новый министр пока не делал – слишком мало времени прошло с момента назначения. Но «первый звоночек» о том, что сложившиеся при прежнем министре подходы будут изменены, уже прозвучал.
А именно: в четверг, 26 мая в ходе визита в Костанайскую область Аскар Мырзахметов положительно ответил на самый актуальный сейчас вопрос для крестьян: будут ли выплачиваться погектарные субсидии.
Напомним, что отмена погектарных выплат стала последней масштабной инициативой Асылжана Мамытбекова, которую он озвучил осенью 2015. Тогда МСХ РК назвал этот вид субсидий неэффективным и сообщил, что высвободившиеся средства (по данным МСХ РК, в 2015 эта сумма составила 42,5 млрд тенге) будут перенаправлены на субсидирование закупа сельхозтехники, чтобы обновить устаревший машино-тракторный парк страны.
В среде самих крестьян (особенно мелких и средних) эта инициатива одобрения не нашла, что и понятно: технику они если и покупают, то раз в 5-10 лет, и без субсидий на гектар они практически полностью лишались государственной поддержки.
Кстати, не далее как 18 мая депутатский запрос по поводу «погектарки» на имя Аскара Мырзахметова направила группа мажилисменов от партии «Ак Жол».
Депутаты отметили сомнительность инициативы Асылжана Мамытбекова и попросили нового главу МСХ РК изучить вопрос как можно глубже, прежде чем принимать решение.
Они обратили внимание на очевидный факт: в то время, как производство собственной сельхозтехники в Казахстане практически отсутствует, перенаправление бюджетных средств на субсидирование закупа новых тракторов и комбайнов фактически означает поддержку иностранных машиностроителей вместо казахстанских крестьян.
«В рамках Евразийского экономического союза Казахстан и без того в разы уступает нашим основным партнерам — Российской Федерации и Республике Беларусь, в объемах финансовой поддержки агропромышленного комплекса. Так, объемы поддержки сельского хозяйства в России составляют 10% от стоимости продукции, в РБ 18%, а в Казахстане – 3%», — обратили внимание министра мажилисмены, отметив, что лишение крестьян погектарных выплат еще больше снизит конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства.
Кстати, о депутатах. На заседании мажилиса в среду, 25 мая, прозвучали сразу четыре запроса, имеющие отношение к агропромышленному комплексу. Учитывая, что до назначения министром Аскар Мырзахметов занимал должность первого заместителя партии «Нур Отан», резонно предположить, что решать вопросы развития отрасли он будет в тесном контакте со своими коллегами, представляющими партию в парламенте.
И надо сказать, что озвученные мажилисменами проблемы затронули самые актуальные вопросы агросектора.
Первый запрос, от Мурата Темиржанова, касается необходимости создания в Казахстане Аграрного банка, о чем не раз говорили специалисты отрасли. Поскольку банки второго уровня кредитовать сельское хозяйства отказываются из-за высоких рисков отрасли и отсутствия у крестьян залогов, вопрос финансирования агросектора стоит очень остро.
Однако любые инициативы в этом направлении при прежнем министре сельского хозяйства неизбежно растворялись без следа. И понятно, почему – в 2008 при участии Асылжана Мамытбекова был создан НУХ «КазАгро», который замкнул на себе распределение всех бюджетных средств, выделяемых из казны на поддержку сельского хозяйства.
Предполагалось, что холдинг выполнит роль Аграрного банка. Однако очевидно, что с ролью этой он не справился. Напомним, что в прошлогоднем послании народу Казахстана глава государства назвал деятельность НУХ «КазАгро» неэффективной, попенял на раздутость штатов и неповоротливость, проучив провести приватизацию «дочек» холдинга.
Не забыл отметить неэффективность НУХ «КазАгро» и Мурат Темиржанов в своем запросе:
«Сельхозтоваропроизводитель получает кредитные целевые средства на весенне-осенние полевые работы минимум под 7%. При этом самому АО НУХ «КазАгро» эти средства достаются под 0,1%. И это еще без так называемых «попутных расходов» или «скрытых комиссий», например, в виде оплаты за оценку залогов», — сказал депутат.
Он отметил, что опыт работы Агараных банков есть во многих странах, и он положительный.
«К примеру, в России за последние годы благодаря созданию специализированного финансового института объемы кредитования агропромышленного комплекса увеличились в 5 раз», — подчеркнул Мурат Темиржанов.
Еще один депутатский запрос на имя премьер-министра озвучила Гульнара Бижанова. Она обратила внимание на другую проблему, которая осталась нынешнему главе МСХ РК в наследство от предыдущего. Это – перекос в государственной поддержке села, когда львиная доля средств направляется крупным агрохолдингам в ущерб мелким и средним хозяйствам.
Асылжан Мамытбеков не раз подвергался критике за такое внимание к гигантам отрасли. Однако именно крупные зерновики продолжали оставаться получателями основной части господдержки.
По словам Гульнары Бижановой, сегодня до 80% объемов разных форм господдержки направлено в несколько крупных агрохолдингов. Она считает, что ситуацию нужно менять и обеспечить равные условия поддержки аграриям вне зависимости от их размеров.
«Сейчас основное условие получения различных форм субсидирования и льгот – это использование современных ресурсосберегающих агротехнологий. Однако затраты на их внедрение по карману лишь крупным хозяйствам, тогда как основная продукция в Казахстане (от 40% до 60%) производится средними и мелкими сельскими хозяйствами. И эта категория бизнеса не должна страдать», — подчеркнула Гульнара Бижанова.
Мажилисмен Айкын Конуров в своем запросе обратил внимание премьер-министра РК Карима Масимова на то, что механизм объединения мелких фермеров страны, предусмотренный принятым в прошлом году Законом РК «О сельскохозяйственной кооперации», не отработан и даёт сбои.
При этом, по словам депутата, сам Минсельхоз возникающие проблемы замалчивает.
Депутат отметил, что необходимо отрегулировать целый ряд проблем, которые были выявлены в ходе работы пилотных сельхозкооперативов.
Например, сейчас у крестьян возникают сомнения, смогут ли они в случае выхода из кооператива вернуть себе обратно землю, внесенную в виде пая. Также депутат указал на необходимость решить вопросы по льготному налогообложению сельхозкооперативов и обеспечению доступа фермеров к получению передовых знаний.
Не секрет, что Асылжан Мамытбеков стабильно занимал нижние строки в рейтингах влиятельности казахстанских министров, несмотря на важность для экономики страны курируемого им направления. Такая «легковесность» не могла не сказываться на эффективности работы ведомства.
Например, нынешняя скандальная ситуация с землями сельхозназначения произошла, в том числе, и потому, что прежний глава МСХ РК упустил из своего ведения земельные вопросы. Ситуация, кстати, беспрецедентная – Комитет по земельным ресурсам всегда входил в состав именно МСХ РК. Но августе 2014 в результате реформы системы государственного управления он оказался в структуре министерства национальной экономики.
Аппаратный порядок наводит уже новый министр. На брифинге в СЦК 20 мая Аскар Мырзахметов сообщил, что в соответствии с указом президента РК было принято решение об обратной передаче земельных вопросов в ведение министерства сельского хозяйства и создании в его структуре Комитета по управлению земельными ресурсами. Очевидно, что Аскар Мырзахметов оптимизирует и структуру ведомства для более эффективного решения стоящих перед ним задач. И видимо, работа в этом направлении будет продолжаться.
Во всяком случае, еще один депутатский запрос, прозвучавший на заседании мажилиса 25 мая, обращает внимание на необходимость создания в стране единого органа по контролю за безопасностью пищевой продукции.
Запрос подписали депутаты сразу трех парламентских фракций — партий «Нур Отан» и «Народные коммунисты», а также депутатской группы АНК. В документе отмечено, что сейчас часть вопросов по пищевой безопасности курируется министерством сельского хозяйства, а часть — министерством национальной экономики. Депутаты отмечают, что в итоге нескоординированная, разрозненная работа не в состоянии обеспечить полный контроль за пищевыми продуктами, производимыми внутри страны и ввозимыми извне.
Они предлагают главе правительства определить МСХ РК единым уполномоченным органом по этому вопросу.
Источник: forbes.kz