Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/rf-nuzhdaetsya-v-nacionalnom-prioritetnom-proekte-po-razvitiyu-selskikh-territorij/407239/
|
15 апреля 2016 года в Москве состоялась четвертая выездная сессия Петербургского международного экономического форума «Регионы России: новые точки роста». Организаторы – фонд «Росконгресс» совместно с Агентством стратегических инициатив, Консультативным советом по иностранным инвестициям, Российским экспортным центром и аудиторско-консалтинговой компанией «Эрнст энд Янг» (EY).
На расширенном заседании Координационного совета Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центрального Федерального Округа» по развитию АПК выступила заместитель директора АККОР Ольга БАШМАЧНИКОВА.
Сегодня мы, как никогда осознаем, что должны задействовать все имеющиеся резервы, в том числе государственные ресурсы для наращивания производства продуктов питания внутри страны, с одной стороны, и для сохранения и развития наших сельских территорий — с другой.
Обе задачи в итоге направлены на достижения целей не только продовольственной, но и национальной безопасности, а также территориальной целостности нашего государства.
Здесь мы имеем значительный и недооцененный резерв роста – малые формы хозяйствования, представленные 20 млн ЛПХ, 215 тыс. КФХ, 27 тыс. микропредприятий, 9 тыс. малых сельхозорганизаций. Все перечисленные субъекты хозяйствования – прежде всего люди, живущие и ведущие сельскохозяйственную деятельность на территориях нашей большой страны.
Если обратиться к данным всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, то мы увидим — 92% занятых в сельской местности – это субъекты малого предпринимательства и личные подсобные хозяйства. Перепись-2016 внесет свои коррективы. Однако кардинально картина не поменяется.
Согласно данным на долю КФХ и ЛПХ приходится производство 50% продовольствия, а вместе с субъектами малого предпринимательства – 62%. В 2015 году малые формы хозяйствования произвели 86% картофеля, 82% овощей, 52%, молока, 29% мяса, 70% фруктов.
Наиболее динамичным сектором являются фермерские хозяйства. В 2015 году, как и в прошлые годы, они показали наивысшие темпы роста производства молока — 6,1 процента. Только у фермеров растет поголовье коров — за период с 2008-2015 годы оно увеличилось в 2 раза, или на 584,6 тыс. голов. Овец и коз у фермеров в 2 раза больше, чем в сельхозорганизациях.
В 2015 году при сокращении урожая зерновых на 1 млн тонн, фермеры увеличили производство зерна на 900 тыс. тонн. В целом урожай в фермерских хозяйствах составил 26,4 % от всего сбора зерна (27,5 млн тонн). 50% прироста подсолнечника также пришлось на фермеров — доля КФХ в общем производстве достигла почти одной трети. По картофелю – это четверть прироста (прирост по отрасли 2,1 млн тонн, а у фермеров 500 тысяч тонн). По овощам 50% прироста приходится на КФХ. (Общий прирост – 600 тыс. тонн, из них у фермеров – 300 тысяч тонн или половина прироста.)
Темпы роста производства в фермерском секторе за последние десять лет в 1,6 раза выше, чем по отрасли. Только в 2015 году рост производства у них составил более 8% в сопоставимых ценах (так 27%), тогда как в целом по отрасли – 3%.
Это – реальный вклад в наращивание производства, это и есть импортозамещение.
Малое предпринимательство помимо объемов обеспечивает высокое качество, полезность продукции, произведенной, в том числе, за счет ведения органического земледелия; экологическую безопасность самого производства и местности обитания; гибкость и низкозатратность инвестиций; вовлечение в бизнес местного населения и обеспечение его интеграции с существующими бизнесами. Как результат — сохранение сельской популяции.
Во-первых, 2 млн товарных ЛПХ могут перерасти в крестьянские фермерские хозяйства, увеличив объем производимой продукции. Уже сегодня 70% участников программы «Начинающий фермер» – выходцы из ЛПХ. Расчеты показывают, что при должном государственном регулировании совокупная численность КФХ семейного типа может быть доведена до 500 тысяч уже к 2020 году. И надо добиться, чтобы эта задача стала государственной.
Во-вторых, ЛПХ могут оставаться подсобными хозяйствами, обеспечивая собственную доходность и товарность продукции через членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах или интеграцию с опорными фермерами, приобретая при этом дополнительные стимулы для сохранения сельского образа жизни.
В-третьих, при определенных условиях, связанных с развитием сельской инфраструктуры, предоставлением или строительством жилья, а также созданием благоприятного климата для микро и малого предпринимательства, в село для ведения бизнеса и сельского образа жизни могут приехать городские жители.
Опросы, проводимые учеными, показывают: 27% городского населения могут сменить образ жизни с городского на сельский. В ЦФО примеры обратной миграции есть в Тверской, Калужской, Липецкой и других областях.
Почему мы говорим о резервах? Потому что существующие тенденции и миграция из села в город имеют сильно негативный характер. За последние 20 лет с карты России исчезло порядка 20 тысяч сельских населенных пунктов, 36 тысяч находятся в стадии умирания. В период с 2011 по 2014 годы сельские территории 63 субъектов РФ лишились еще более 1 млн жителей.
Причины данных процессов ясны. Во-первых — отсутствие нормальных условий для проживания – нет дорог, школ, больниц, клубов, — словом крайне неразвита социальная инфраструктура. Во-вторых – трудности, связанные с ведением малого предпринимательства: недоступность господдержки, кредитов, а главное невозможность реализовать произведенную продукцию.
Cчитаем, что сегодня мы в состоянии переломить эти негативные тенденции. В 2015 году было создано 28 000 новых крестьянских хозяйств. Люди поверили, что импортозамещение — это всерьез и надолго, поверили в реализацию программ поддержки предпринимательства. И действительно, начинающие фермеры, получившие малые гранты на становление, в ближайшем будущем смогут подавать заявки на участие в программе развитие семейных животноводческих ферм и увеличить объем производства. Министерство сельского хозяйства готово сегодня решить этот вопрос.
Для сельской молодежи возможность начать свое дело, свой семейный бизнес — одна из немногих альтернатив миграции в город.
Однако, создание условий для ведения предпринимательской активности, предполагает возможность как производства, так и реализации продукции. Проблемы со сбытом фермеры традиционно называют в числе наиболее серьезных проблем. Это вновь подтвердил опрос, проведенный накануне 27 съезда АККОР — 70% опрошенных фермеров отметили, что они испытывают трудности с реализацией.
Даже в условиях санкций и действующих курсах валют малый производитель не может реализовать продукцию по адекватной цене. Основная часть выручки приходится на долю посредников, переработчиков, торговли. К примеру, закупочная цена молока равна стоимости ретробонусов торговых сетей – (19-20 рублей\19-20 рублей), в которые отдельному малому производителю просто не попасть. Не говоря уже о вознаграждениях ритейла и сроках расчета за продукцию.
Что же нас ждет, когда отменят санкции и стабилизируется курс рубля? Есть серьезная угроза того, что в страну снова будет поступать дешевый импорт и существующая система торговли и выстроенные с использованием бюджетных средств оптово-распределительные центры будут реализовывать более дешевый импортный товар.
Поэтому нам нельзя терять времени. Недопустимо с точки зрения государственных задач не создать за отпущенный благоприятный временной период инфраструктуру хранения, переработки и сбыта сельхозпродукции, направленную на продукцию, произведенную малыми формами хозяйствования.
Сегодня мы в этом мало преуспели. Важнейшим инструментом сбыта может стать и становится альтернативная кооперативная система движения продукции от поля до прилавка, которая позволит собрать продукцию, выращенную пайщиками, сохранить ее, подработать или переработать, а также реализовывать, в том числе через систему собственных кооперативных магазинов на выгодных для пайщиков условиях.
Строительство оптово-распределительных центров. В программе ОРЦ участвуют крупные девелоперы и ритейлерские сети, которые будут окупать потраченные ресурсы за счет снижения закупочных цен или роста стоимости услуг для малых производителей. Считаем – средства, выделенные на данную программу, должны быть частично перераспределены на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, с одной стороны, и на строительство агро-логистических центров малой мощности с другой.
Продолжать реализацию программы ОРЦ имеет смысл только в случае, если ее параметры и порядок субсидирования будут пересмотрены: снижены критерии масштабности до 5000 тонн, предусмотрено авансирование затрат на объекты малой мощности, размер субсидирований увеличен до 40% для объектов малой мощности, возможен кооперативный принцип организации ОРЦ, по объектам малой мощности сняты требования по проведению госэкспертизы.
Первоочередная задача – консолидация товарных партий в районах, где непосредственно производится сельхозпродукция. Приоритетом должно стать создание именно низовых, небольших сельских, районных агрологистических центров, созданных либо самими малыми сельхозтоваропроизводителями, либо на кооперативной основе предпринимателями, живущими на селе и пользующимися доверием граждан.
О программе господдержки сельскохозяйственной потребительской кооперации — объемы ее финансирования должны быть значительно увеличены. В этом году выделено 900 млн руб. на всю Россию – это мизер. Те же начинающие фермеры, личные подсобные хозяйства должны иметь возможность сбыта своей продукции через кооператив. Это позволит перевести произведенную МФХ продукцию в товарную, а субъектам Федерации собрать налоги в бюджет.
Здесь чрезвычайно важен и показателен опыт Липецкой области. Если по программам развития сельской потребительской кооперации размер государственной поддержки составляет 60% от стоимости проекта, то для агрологистических центров малой мощности целесообразно, чтобы доля государственного субсидирования увеличилась с 20 до 40% с одновременным авансированием затрат.
Проблемы сбыта возникают также и на этапе реализации продукции на переработку, когда перерабатывающие предприятия не расплачиваются за поставленную сельхозтоваропроизводителями продукцию. Скажем, в Белоруссии, выполнение государственного заказа на закупку продукции осуществляется только в случае своевременного до 1 июня авансирования 60% суммы контракта на поставку продукции селянам. У нас же они вообще не платят.
Поэтому важно продумать такую цепочку, в рамках которой кооперативы смогли бы иметь собственные перерабатывающие мощности и собственную систему торговли.
Важным звеном в создании логистической цепи движения продукции от поля до прилавка МФХ является возможность кредитования субъектов малого предпринимательства, которые, реализуя проекты, должны иметь доступ, как к инвестиционным, так и долгосрочным кредитам. Однако это отдельный самостоятельный вопрос.
Сегодня пришло время, когда в России нужно разработать и реализовать Долгосрочный Национальный приоритетный проект по развитию сельских территорий. Нацпроект 2006 года дал свои результаты. В этот период было создано порядка 6000 кооперативов, личные подсобные хозяйства прекратили сбрасывать поголовье. Однако 3-летнего периода было недостаточно для закрепления полученных результатов.
Новый национальный проект должен быть направлен на создание нормальных социальных условий для проживания в сельской местности и условий для предпринимательской активности, что позволит в короткие сроки нарастить число рабочих мест и обеспечить работой и средствами к существованию основную массу селян по месту их проживания.
Решение этой задачи станет реальным вкладом не только в решение проблемы стабильного обеспечения страны продовольствием, но и в спасение, и возрождение российской деревни.
На наш взгляд, критерии эффективности развития территории обязательно должны включать критерии роста количества субъектов малого предпринимательства на сельской территории, а также учитывать динамику миграционных процессов.
Источник: k-vedomosti.ru