Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/yakov-lyubovedskij-v-ritme-ehko/406038/
|
О том, что же такое органическая продукция, насколько она востребована, каков потенциал российского рынка органики, и какие факторы мешают его развитию, рассказал Яков Любоведский, член Общественного Совета Минсельхоза РФ.
— Чтобы подчеркнуть уникальность и качество своей продукции, многие производители добавляют к ее названию приставки «эко-» или «био-». В чем разница между ними?
— Во всем мире не дают четких определений этим понятиям. В 85 странах свои национальные законы и собственное понимание. Например, требование к упаковке молока такого рода в некоторых странах довольно жесткое — оно может быть только в стеклотаре, даже биопластик не подойдет. При этом молоко необходимо произвести и употребить в радиусе 100 миль. Существуют и более щадящие стандарты, требующие только отсутствие химических веществ и стероидов в продукции, а в кормах — синтетических и минеральных примесей. При этом допустимо стойловое содержание скота.
В России сегодня существуют сразу три понятия: органическая, биологическая и экологическая продукция. Первая соответствует международным требованиям и нормам, включая беспривязное содержание и гуманное отношение к животным. Такая гармонизация стандартов необходима, если в перспективе отечественные производители планируют экспортировать товары этой категории.
В биологической продукции не должно быть синтезированных, токсичных и опасных соединений, «мертвых» материалов, «антибио» веществ. То есть продукт необходимо делать абсолютно «живым». Но при производстве подобных товаров не отслеживаются гуманное отношение к животным, запрет на отъем теленка от матери в первый день и другие технологические моменты. Для наглядного понимания можно привести следующий пример. Допустим, надо заготовить корм. Его необходимо вырастить на экологически чистом поле и дать экологически чистой корове. Но в России таких животных мало. Соответственно, в стране нет органического навоза для удобрения экологически чистых полей. Значит, нет возможности получить органический корм и, следовательно, органический продукт. Для категории биопродуктов эти проблемы решаемы. Будет достаточно, если корма выращены биометодами, в частности с использованием пожнивных остатков для сохранения плодородия почвы.
Для экопродукции не важно, где и как ее выращивали. Главное, чтобы в итоговом продукте не было вредных веществ. Можно использовать минеральные удобрения, но содержание нитратов в продуктах должны быть в пределах нормы. Допустимо применение синтетических пестицидов, но только быстроразлагаемых.
— По каким параметрам, кроме вкуса, можно отличить органическое молоко от обычного, общераспространенного? Ведь что нельзя измерить, тем нельзя управлять.
— Контроль качества осуществляется двумя основными методами. Первый — верификация, оперирование измеряемыми параметрами. Второй путь — через валидацию, когда нельзя измерить, проверить. Можно привести пример. Когда мы строим дом, то не можем проверить его на ударопрочность, потрясти, чтобы выяснить, выдержит ли он землетрясение. Аналогичная ситуация с органическим производством — оно не верифицируется, а устанавливается путем валидации. Если выполнены все требования к процессам технологии, то выдается сертификат качества. То есть оно гарантируется соблюдением всех методик производства. Это надо иметь в виду при разговоре об органическом земледелии. Через несколько месяцев невозможно выявить, что ела корова — кукурузу, сено или культуры с ГМО. Некоторые типы антибиотиков тоже не получится обнаружить. Тема органики — в большей степени валидация. В случае с экологически чистыми продуктами всегда выручает их состав. Есть предназначенные для этого лаборатории, но они в основном частные. Например, такой научный комплекс сделала одна известная сеть продуктовых супермаркетов. Точность определения содержания вредных веществ там настолько высока, что лаборатория может забраковать даже хлеб, если доставляющий его автомобиль простоял несколько часов в пробке и продукт пропитался токсинами выхлопных газов.
— Готово ли население покупать такую продукцию, если его большая часть недостаточно обеспечена?
— Большинство стран мира завидуют доходам России. Это пятая экономика в мире, в которой достаточно высокий ВВП на душу населения. Конечно, в стране существует расслоение. Несмотря на это, сегодня спрос на органические продукты намного превышает предложение и быстро растет, опережая рост производства. Такая ситуация складывается в больших городах. Сельскому населению хорошая продукция тоже доступна. По данным опроса, 21 процент всего населения России знает, что такое экопродукция и стремится покупать именно ее, 58 процентов готовы переплачивать за экологически чистые товары, 44 процента согласны заплатить больше за продукты без ГМО.
— Какие факторы сдерживают развитие рынка органики?
— Юридически такой продукции в нашей стране нет. Главный сдерживающий фактор сегодня — отсутствие адекватной нормативно-правовой базы в сфере сельского хозяйства. Существуют стереотипы, что у органических продуктов меньше урожайность, они проигрывают по лежкости и внешнему виду. На самом деле современные биотехнологии позволяют решать многие проблемы, но так как нет единого понятия об органической продукции в России — ГОСТа и закона, — нет и понимания технологий: какие приемлемы, а какие использовать нельзя. Поэтому в России практически не существует системная товаропроводящая инфраструктура для экопродукции. Ее нет для обычных фермеров. Они вынуждены выращивать культуры с использованием химии и обрабатывать их химическими препаратами для длительного хранения.
Подобную систему должен создатьбизнес с помощью государственной поддержки, без которой в этом вопросе трудно обойтись. Это касается инженерной инфраструктуры на селе. Например, в Крыму невозможно построить перерабатывающее предприятие, потому что на полуострове проблемы с электричеством и с квотами на него. Во многих деревнях Псковской, Новгородской, Кировской и других областей, где нет крупных агрохолдингов, существует такая же проблема: есть районы, где не хватает электричества.
Далее — дороги, логистические объекты, газопровод, необходимый для тепличного производства. Строить такие инженерные объекты бизнес не будет, потому что это прерогатива государства. Без действий со стороны государства развитие рынка органической продукции будет происходить еще долго. Инициативе по закону об органике уже более 10 лет, но количество производителей выросло незначительно: было 20 компаний — стало 50. Однако сегодня этот рынок уже невозможно игнорировать.
— Каковы объемы мирового рынка органики?
— Сегодня этот сектор оценивается в 80 млрд долларов, к 2020 году он составит более 200 млрд. Россия обладает всеми возможностями стать одним из мировых поставщиков органической продукции. Внутренний рынок страны разными экспертами оценивается примерно в 300 млрд рублей. Экспортный потенциал — в 500 млрд рублей. На экспорт покупать готовую продукцию в нашей стране не будут, но сейчас огромный спрос на сырье — органическое зерно, растительное масло. Таких объемов крупноконтурного земледелия в мире больше нет. Сегодня Китай интересуются российским медом, так как в сельском хозяйстве они применяют много химических препаратов. В КНР, как и в США, уже существуют глобальные проблемы с пчелами и другими насекомыми-опылителями. Российский потенциал огромен, и государство наконец-то разглядело этот сегмент.
Источник: agbz.ru