Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/pochemu-selyanam-nevygodno-sotrudnichat-s-torgovymi-setyami/405033/
|
Конфликт за место на полке между производителями и крупными магазинами медленно, но верно начинает разрешаться. Однако доля местных продуктов в торговле всё-таки недотягивает до желаемых показателей.
В региональных сетях, по данным департамента экономического развития и торговли, представлено чуть больше 33% местных товаров, а в федеральных – менее 9%. Причем по сравнению с ноябрем в декабре объем местной продукции в региональных сетях уменьшился на 6%. Областные власти поставили задачу в наступившем году довести долю продукции местных производителей в сетях до 60%. Однако сделать это крайне сложно. Во всяком случае, некоторые производители, еще год назад делавшие попытки занять места на полках торговых сетей, сегодня эту идею даже не рассматривают.
«Наше молоко можно было найти в сети магазинов «Купец», – рассказывает руководитель сельхозпредприятия «Нельша» (Тейковский район) Александр Бабуров. – Однако сотрудничество пришлось прекратить, так как задолженность сети перед нами уже перевалила за 200 тысяч рублей. Мы с боем выбиваем эти деньги». По его словам, делались попытки пробиться и в федеральную сеть «Магнит», но молоко из Нельши не смогло выдержать ценовой конкуренции с другими поставщиками. «Допустим, они берут ультрапастеризованное молоко по 30 рублей за литр, а мы предлагаем свое натуральное по 35-37 рублей – и то с минимальной прибылью для себя», – поясняет Александр Бабуров.
Он уже давно махнул на сети рукой: говорит, бесполезно время тратить. Тем более что в родном Тейкове продукцию сельхозпредприятия знают и хорошо раскупают: в местные магазины еженедельно поступает около двух тонн молока (в Иваново – всего 100 литров). Производители пеняют еще и на покупателей: мол, сейчас люди стараются брать что подешевле, не задумываясь о качестве и составе.
В то же время торговые сети и рады бы брать продукцию местных производителей, но не всегда осведомлены о ней, да и региональные фермеры зачастую не могут осилить необходимого объема продуктов. «У местных аграриев нет овощехранилищ. Закупочные цены у них достаточно высокие, – говорит управляющий гипермаркетом «Главмаг» в Шуе Алексей Федяшин. – Исключение – Николо-Шартомский монастырь, откуда нам привозят картофель. Другие же овощи нам выгоднее закупать в Белоруссии, южных районах России».
МЕЖДУ ТЕМ: В региональных торговых сетях отмечают, что в нынешней ситуации крайне необходим единый реестр товаропроизводителей на сайте профильного департамента. Если крупных фермеров в регионе знают, то о маленьких фермерских хозяйствах информация отсутствует. В правительстве области уже дано поручение такой реестр подготовить, причем в кратчайшие сроки.
В федеральной группе компаний «О’Кей» нам рассказали, что проблемы с местными производителями есть во всех регионах России. Сейчас тенденция такова, что именно сети «вылавливают» местную продукцию и пытаются пригласить на свой прилавок. Ведь по большинству ходовых наименований – хлеб, молоко, мясо – именно местные производители могли бы заполнить образовавшиеся из-за санкций пробелы.
«Сегодня во взаимоотношениях «производитель – торговая сеть» нужно найти правильный подход. Ведь мы, сетевики, боремся, во-первых, за низкую стоимость, чтобы привлечь покупателя. Во-вторых, немаловажным остается вопрос качества: именно сеть контролирует каждого производителя. И если Роспотребнадзор найдет в магазине некачественный продукт, то ответственность, а с ней и громадные штрафы, лягут на плечи сети. Ну и, в-третьих, необходимо соответствие форматов: если производитель сегодня привозит одну партию товара, а завтра вдвое меньше, то ему лучше сотрудничать с небольшими магазинами или рынками, открыть свои стационарные точки», – пояснили ситуацию в сети гипермаркетов «О’Кей».
Источник: mcx.ru