Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/chto-ostavil-posle-sebya-ministr-agropolitiki-aleksej-pavlenko/404224/
|
Какой след министр Павленко оставил в отрасли за время своего руководства?
Министр агрополитики Алесей Павленко, руководивший отраслью больше года, 29 января сообщил, что подал в Верховную Раду прошение об отставке. Инициатива об его уходе исходила от фракции «Самопомич» и была продиктована, как утверждается, исключительно политической целесообразностью. 2 февраля в Раде появился проект постановления об увольнении Павленко. А внесли его в парламент депутаты не «Самопомочи», а БПП.
Отметим, что решение об отставке далось Алексею Павленко, мягко говоря, непросто. Сразу после того, как «Самопомич» заявила о решении отозвать его с должности (официальное заявление партии было распространено 22 января), Павленко заявил, что поражен решением политсилы. «Консультации по этому вопросу со мной не велись. Я не являюсь членом какой-либо партии и не вхожу ни в какие партийные органы. У меня нет никаких кулуарных обязательств. У меня только одна политика – аграрная», — написал он тогда на странице в Facebook.
Впрочем, после заседания фракции 27 января, в котором министр принимал участие, его риторика изменилась. «Фракция сделала свой выбор, который объясняется исключительно политической целесообразностью. Я должен выполнить решение фракции, которая 14 месяцев назад делегировала меня на должность министра», — написал он через день после заседания. В «Самопомочи» поблагодарили Павленко за усилия по дерегуляции и развитию аграрного сектора, подчеркнув, что решение не связано с профессиональной деятельностью министра, позитивно оцениваемой депутатами. Впрочем, эксперты, к которым 112.ua обратился в поисках оценок деятельности министра, в своем большинстве заняли позицию «если нечего сказать хорошего, то уж лучше ничего», отказавшись комментировать деятельность министерства. Ранее в «Самопомочи» заявляли, что министр не может нормально руководить вверенным ему ведомством, поскольку ему навязывает свои идеи руководство Кабмина.
112.ua решил проанализировать, какой след министр Павленко оставил в отрасли за время своего руководства.
Единственная категория аграрной отрасли, у представителей которой министр заслужил горячую симпатию, – зернотрейдеры, единодушно отмечают опрошенные эксперты.
И правда, трейдеры – те немногие, кто публично выступает с горячей поддержкой министра. Владимир Клименко, гендиректор «Украинской зерновой ассоциации» главной организации, представляющей интересы крупнейших украинских экспортеров зерна в большинстве транснациональных компаний, написал в Facebook: «По поводу решения «Самопомочи». Считаю это решение неграмотным и безответственным. После этого действия «Самопомич» лишила себя тысяч избирателей».
По словам Клименко, «все поставленные УЗА задачи — решались. Пример отличного взаимодействия бизнеса и власти». Народный депутат Андрей Вадатурский – владелец одного из крупнейших украинских трейдеров «Нибулон» – вообще заявил, что «Самопомич должна извиниться и признать свою ошибку». Согласно распространенному его пресс-службой заявлению, Вадатурский не будет голосовать за отставку министра аграрной политики и продовольствия.
Следует отметить, что, на памяти автора, это, пожалуй, единственный за последние лет десять случай, когда бы УЗА становилась на защиту министра агрополитики. Несмотря на то, что в бытность министров Александра Баранивского и Юрия Мельника кабинеты Минагрополитики украшали огромные изображения с элеваторами «Нибулона», публичных выступлений в их защиту не было: ну ушли и ушли.
Чем Павленко заслужил такую горячую симпатию и поддержку? Логичное объяснение в коалиционном соглашении и программе действий правительства, где указан прямой приоритет — увеличить производство и удвоить экспорт зерна, говорит лидер «Аграрной партии» Виталий Скоцик. «Именно поэтому зернотрейдерам и создавались наиболее лояльные условия и дерегуляция, и внешние рынки, и возвращение НДС», — подытожил он.
К слову, именно задолженность по НДС во времена предшественников Павленко была самой мучительной проблемой для трейдеров. А вот в декабре минувшего года премьер-министр Арсений Яценюк сообщил, что задолженность по возмещению НДС экспортерам на данный момент сократилась на 7 млрд грн — с 22 млрд грн до 15 млрд.
Ряд выгодных зернотрейдерам шагов был предпринят в области дерегуляции экспорта, соглашаются эксперты.
По словам руководителя аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Марии Колесник, был отменен карантинный сертификат внутри страны. Срок выдачи фитосанитарного сертификата в портах был сокращен с 5 до 1 дня. Была ликвидирована система сертификации зерна и зернохранилищ.
По словам министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса, на внутреннем карантинном сертификате коррупционеры зарабатывали не менее 1 млрд грн в год. Еще столько же они зарабатывали на выдаче фитосанитарного сертификата в течение 5 дней. «В некоторых странах такой сертификат владельцы груза получают в течение двух часов… В наших портах владельцы приплачивали, потому что не хотели, чтобы корабли так долго простаивали…» — сказал Абромавичус.
Также было отменено лицензирование импорта средств защиты растений, дававшее преференции поставщикам из Китая. Отменена обязательная сертификация сельскохозяйственной техники.
«Экономический эффект от дерегуляции эксперты оценивают в около 12 млрд грн. Логистическая цепочка на рынке зерна сокращена до 10 дней, что дало возможность достичь рекордного за годы независимости экспорта – более 14 млрд долл. США», — так о теме дерегуляции написал сам Павленко, подводя итоги своей деятельности на посту министра.
В период руководства отраслью Павленко экспорт зерна, и правда, вырос. Если по состоянию на 30 января 2015 года фактические объемы экспорта за 2014-2015 маркетинговый год составляли 21,5 млн т, то по состоянию на 26 января 2016 года – 23,9 млн т, говорит Мария Колесник.
Украина нарастила и экспорт пшеничной муки: в 2015 году он вырос на 23% — до 304,015 тыс. т. Для сравнения, в 2014 году экспорт муки из страны вырос на 15,5% — до 247,2 тыс. т. В Минагро уточнили, что мукомолы открыли для себя новые рынки, начав поставлять продукцию в Анголу, Бенин, Вьетнам, Камбоджу, Йемен, Египет, Сенегал, Руанду, Нигерию, Мадагаскар, Ливию, Ирак.
А вот урожай нарастить не удалось: по данным Госстата, в 2015 году он даже сократился до 59,96 млн тонн, что на 3,899 млн тонн, или на 6,1% меньше, чем годом ранее. «Наращивание объемов экспорта происходило в ситуации, когда сырье на мировых рынках стремительно падало в цене, а создание конечного продукта в своей стране не является заданием номер один, это приводит к дальнейшему падению экономики», — посетовал Скоцик.
В следующем году урожай сократится еще больше, за счет сокращения посевных площадей, констатировал президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Иван Томич. «Это был самый трудный для нас год, 2015 – такого не было даже в 1993 году. За 2015 год были вынуждены закрыться 2 тыс. фермерских хозяйств. Такого массового ухода хозяйств не было ни в один предыдущий год. Для сравнения, в период с 2009 по 2015 год общее сокращение составило 5-6 тыс., а тут 2 тысячи сразу в один год!» — сказал Томич.
Основными причинами ухода с рынка фермеров являются отсутствие государственной поддержки и низкие закупочные цены. «В 2015 году у нас зернотрейдеры покупали дешевле, чем два года назад. Если раньше в экспортной цене на долю закупки у аграриев приходилось не менее 70%, то в 2015 году – только 60%», — говорит Томич.
Также, по его словам, отрасль молочного скотоводства «убита» и ее медленная гибель продолжается. «У нас сейчас 2,1 млн голов КРС, а в повоенной Украине в 1946 году было 3,6 млн, — говорит Томич. – Мы последних коров под Кабмин привели!»
Напомним, в прошлом году прошли массовые акции протеста фермеров против изменений в Налоговое законодательство. 28 декабря аграрии Черниговской области на несколько часов одновременно заблокировали трассы, ведущие в Киев. Аграрии митинговали в Белой Церкви, перекрыли трассу Киев-Одесса, также блокировали автодороги из Хмельницкого в Винницу и Тернополь, в Черниговской обл. перекрывали выезд на границу. Под Верховную Раду аграрии принесли гроб с мертвым поросенком, символизирующим смерть бизнеса в результате налоговой реформы. Они попытались пронести его в Верховную Раду.
Согласно вступившему с 1 января в силу закону «О внесении изменений в Налоговый кодекс», отменяется льготный режим обложения аграриев налогом на добавленную стоимость (НДС). До вступления в силу изменений сельхозпроизводители не платили этот налог – он засчитывался на спецсчет, с которого они могли инвестировать средства в материально-технические средства, имея таким образом дополнительный ресурс для развития.
Также ставки действовавшего с 1999 года единого налога повышаются в 1,8 раза. «Этот налог, так сказать, расщепляется на несколько налогов, в результате чего, мы подсчитали, что налоговая нагрузка возрастает в 33 раза», — отмечает Томич. Предусмотрен еще целый ряд неприемлемых для аграриев нововведений, но перечисленные, пожалуй, самые болезненные.
Томич утверждает, что согласно коалиционному соглашению, предусматривалось сохранение установленного в 1999 году порядка налогообложения аграриев до 1 января 2018 года. Сейчас, по его словам, народные депутаты зарегистрировали ряд законопроектов, которые предусматривают изменения в Налоговый кодекс, но если и с их помощью добиться изменений не удастся, аграрии возобновят акции протеста.
Конечно же, в сложившейся ситуации нельзя возложить ответственность только на одного министра Павленко, признает Томич. В немалой степени за нее ответственны и Минфин, и «акционерное общество Верховная Рада, в которой масштаб коррупции и договорняков достиг небывалых размеров».
«С Павленко у нас был контакт, была даже дискуссия. Беда в том, что безрезультатно», — подытожил Томич.
Своим важным достижением в период пребывания в должности министра Павленко считает расширение экспортного направления для агропродукции. Действительно, с 10 января десяти украинским предприятиям по производству молока и переработке молочных продуктов разрешили поставлять продукцию в Евросоюз.
Справедливости ради стоит заметить, что работа в этом направлении велась на протяжении последних восьми лет и в частности львиная доля украинского законодательства в сфере контроля за качеством и безопасностью продукции была гармонизирована с европейским законодательством специалистами, работавшими при предшественниках Павленко. Продукцию из Украины в ЕС экспортируют около 260 субъектов, которые поставляют мясо курицы, мед, яйца.
Но еще большая заслуга в этом вопросе не чиновников, а самих предприятий отрасли, которые буквально «пережили» десятки инспекций европейских специалистов. Инвестировали средства в модернизацию предприятий, внедрение систем качества в процессе устранения замечаний. В частности речь идет о внедрении на предприятиях системы качества НАССР, которая требует не только качественного сырья, но и современного оборудования на производстве, современных технологий.
И, к сожалению, уже сейчас есть компании, которые положив усилия и деньги на это направление, несколько разочарованы. Недавно собственник агрохолдинга «Наша ряба» Юрий Косюк в интервью «Голосу Америки» заявил, что в вопросе поставок в ЕС производители недовольны квотами на поставки, с помощью которых ЕС регулирует объем поставок сельхозпродукции из Украины на свой рынок. По его словам, размеры квот неудовлетворительны.
«Европа дала Украине квоту на беспошлинную поставку – 16 тыс. т. Все, что выше этой квоты, — 1 тыс. евро за тонну продукции. Вы представьте, только один наш агрохолдинг производит 700 тыс. т мяса в год, экспортирует 250 тыс. т, а Европа дала всей Украине беспошлинную квоту 16 тыс. т», — рассказал он.
Также квота на поставку меда в ЕС в прошлом году была использована досрочно.
В соответствии с требованиями ЕС Минагропрод содействовал отмене почти 13 тысяч советских ГОСТов, разработанных до 1992 года. В Европе указывали, что документы не соответствовали современной системе контроля качества.
Отметим также, что Украина получила право возобновить экспорт молочной продукции в Китай. Страна разрешила доступ 18 молочным компаниям на свой рынок. Украина договорилась и о доступе молочной продукции на рынок Казахстана.
Павленко считает «черный континент» одним из ключевых направлений, даже предлагал создать ЗСТ со странами Западной Африки. «Тут находятся рынки Нигерии, Нигера, Гвинеи, Мали, которые являются рынками сбыта украинского сухого молока. Мы можем сделать сотрудничество более интенсивным. Если ЗСТ будет создана, экспорт украинской продукции вырастет в разы», — сообщил он.
Сам Алексей Павленко назвал минувший год также знаковым в вопросе реорганизации Госветфитослужбы — важнейшей службы, без которой ни открытие новых рынков сбыта, ни даже экспорт по налаженным за много лет каналам невозможен. «Начата работа над решением организационных вопросов, связанных с запуском нового органа власти и формированием его подразделений», — написал Павленко.
Служба по принципу единого органа, который отвечает за всю цепочку безопасности продуктов «с поля к столу», должна начать работу с 10 февраля.
Стоит, пожалуй, отметить, что в последние десять лет между Кабмином в разные годы и министрами агрополитики происходила ожесточенная борьба за влияние на Госветфитослужбу. Это было причиной серьезного конфликта между занимавшим должность министра агрополитики Александром Баранивским и много лет руководившим службой нынче покойным Петром Вербицким. Не добившись согласия Вербицкого на лояльность и управляемость, Баранивский способствовал его уходу с должности. Через несколько лет, правда, в результате очередной рокировки в высших властных эшелонах Вербицкий вновь возглавил службу.
Госветфитослужба несколько раз переходила в управление Кабмина, возвращалась в сферу влияния Минагрополитики, была и в статусе самостоятельного комитета и Госслужбы. Каждый раз эти перестановки были связаны с реваншем определенных групп, которые стремились добиться контроля над органом, от которого напрямую зависела судьба каждого контейнера с пищевыми продуктами, импортированного и экспортированного из Украины. В компетенции которого было решать, какие корма для животных, вакцины, лекарства можно продавать в Украине, а какие нет. Контролировавшего работу сотен важнейших лабораторий, распределение миллионов долларов помощи международных доноров на борьбу с бешенством и повышение качества пищевой продукции.
В нынешней конфигурации Кабмин согласился не только на значительное расширение функций службы, но и на передачу ее под полный контроль Министерства агрополитики: возглавил новую службу заместитель Павленко Владимир Лапа.
К слову, создание такой единой службы было розовой мечтой чиновников времен беглого президента Януковича. Несмотря на все усилия, прилагаемые ими, осуществить ее так и не удалось. Действовало множество различных структур одновременно: ветеринарные, фитосанитарные службы, с десяток инспекций. И большинство из них были настоящими «кормушками», поскольку большую часть вопросов решали путем «знакомств и взяток». Разумеется, каждый клан, который брал такую «кормушку» под свой контроль, держался за нее насмерть.
«С помощью создания Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей по принципу «с поля до готовой продукции», можно надеяться, повысится ответственность контролирующего органа, сократится количество разрешительных документов и уменьшится возможность коррупции. Кроме того, вырастет оперативность реагирования на кризисные ситуации», — полагает Мария Колесник.
Если служба действительно начнет работать и оправдает ожидания, это будет огромный позитив. Но это в будущем. В настоящем – кризисные ситуации. В августе минувшего года на одном из крупнейших агрокомбинатов была зафиксирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Вспышки этого заболевания, которое наносит колоссальные убытки вынужденным уничтожать больных животных аграриям, до настоящего времени фиксируются регулярно. АЧС в Украине была впервые зафиксирована в 2012 году, и с тех пор зафиксированы десятки случаев заболевания.
А до тех пор, пока Украина не справится с этим опасным заболеванием, придется мириться с тем, что в любой момент экспорт мясной продукции из Украины в другие страны может быть запрещен. Не только свинины, но даже и продуктов растениеводства и кормов. Таков международный протокол ветеринарной безопасности.
Серьезным испытанием на прочность стало и приостановление в начале января импорта яиц из Украины в Израиль из-за якобы выявления сальмонеллы. Также у Евросоюза возникли претензии к качеству украинского меда, из-за чего его экспорт был временно приостановлен.
Алексей Павленко неоднократно заявлял, что Минагрополитики готово немедленно передать все предприятия из сферы управления Министерства Фонду госимущества для подготовки и проведения прозрачной и быстрой приватизации. По его словам, Министерство в рамках компетенции принимает меры, чтобы ускорить разгосударствление аграрных госпредприятий. «Укрспирт», пожалуй, самый лакомый аграрный актив после сельхозугодий, обещали передать на приватизацию до конца 2015 года.
Впрочем, громких достижений в направлении приватизации не было. Минагрополитики сообщило, что передали на приватизацию 11 компаний из 15. Согласно постановлению №271 Кабинета министров от 12 мая, предполагалась передача на приватизацию из сферы Минагро более 50 предприятий.
По данным 112.ua на приватизацию переданы:
В Минагрополитики говорят, что подробное описание большинства этих предприятий инвесторы могут прочесть на сайте http://www.investinagro.in.ua/ua/. К слову, его создание также можно отнести к достижениям Минагро под управлением Павленко. Предполагается, что со временем на этом сайте можно будет отследить статус всех этих предприятий в процессе приватизации. Впрочем, и без детального описания ясно — это совсем не те активы, за которыми инвесторы будут выстраиваться в очередь.
В самом же резонансном вопросе — анонсированной приватизации государственного монополиста на рынке спирта ГП «Укрспирт» — Минагрополитики не продвинулся дальше объявления очередного конкурса на должность главы предприятия, которое пока благополучно остается в госсобственности. Предыдущий конкурс проводился практически весь прошлый год, но его результаты были аннулированы.
Сразу после вступления в должность министра Алексей Павленко в интервью «Украинской правде» сделал громкое заявление о том, что обеспокоен коррупционной составляющей в вопросе земель, находящихся в подчинении Национальной академии аграрных наук (НААН).
«Тут большая коррупционная составляющая. Наши ученые – крупнейшие латифундисты в стране. Когда-то у них был 1 млн га земли, теперь только – 360 тыс. га. Где остальные земли – неизвестно. Я требую, чтобы они четко назвали имя, фамилию и отчество людей, за которыми закреплен каждый гектар. Они говорят: мы занимаемся наукой, у нас участки для гибридизации. Однако для таких участков нужно максимум 10-20 тыс. га, все остальное – это «дерибан» земли. Эту тему мы держим под контролем», — заявил Павленко.
Впрочем, резонансного развития эти разоблачения не получили. Уточнить, какие именно шаги были предприняты Павленко в этом направлении, в пресс-службе Минагрополитики затруднились.
* * *
Однажды аграрный министр времен Януковича Николай Присяжнюк на крупном сельскохозяйственном форуме, в зале которого собрались представители практически всех значительных агрокомпаний Украины, прочувствованно задал вопрос: что еще мы, как Министерство, можем для вас сделать, чтобы ваша деятельность была еще более успешной? Ему ответил представитель одного из агрохолдингов: Николай Владимирович, все очень просто, ничего не делайте! Этот ответ вызвал аплодисменты и единодушный гул одобрения у всех присутствующих. Кроме Присяжнюка и его соратников, разумеется.
Реакцию присутствовавших при этой мизансцене можно понять. Минагро тогда руководило отраслью практически в лучших традициях плановой экономики. Мало того, что процветала чудовищная коррупция и «телефонное право», Министерство пыталось контролировать все – от посевных площадей и структуры посевов у частного бизнеса до объемов и структуры экспорта. Буквально руками лезло в ценообразование. И в этом плане Павленко выгодно отличается от предшественников, многие отмечают, что он — ориентированный на рыночные отношения министр.
В минус ему ставят то, что не удалось достичь баланса между трейдерами и аграриями. Хотя это не удавалось и его предшественникам. Возможно, причина в непримиримом конфликте интересов между этими серьезными и влиятельными группами. Задача аграриев — вырастить и продать подороже, задача трейдеров – купить подешевле у аграриев и продать подороже на внешних рынках. Даже малейшие преференции регулятора той или иной группе – это миллионы прибыли у одних и миллионы убытков у других.
Стоит отметить, что многие инициативы Министерства невозможно реализовать, так как они находятся в компетенции Верховной Рады и Кабмина. К примеру, Павленко анонсировал проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отмены минимальных цен на сахар и сахарную свеклу». 26 августа 2015 года документ одобрил Кабмин. Минимальные цены предполагали установление уровня цен, дешевле которых сахар продавать нельзя было. Иначе на предприятие налагался штраф. Однако так как Рада документ не одобрила, постановлением от 20 января Кабмин, как в старые добрые времена, одобрил минимальные цены. Ужесточение налогового законодательства в агросфере – инициатива экономического блока Кабмина.
Непосредственно в компетенции Рады находятся и вопросы передачи на приватизацию самых ценных аграрных активов, без чего невозможно организовать полноценный рынок сельскохозяйственной земли и отменить мораторий на ее продажу.
Именно поэтому большинство опрошенных 112.ua экспертов не ожидают никаких революционных изменений в отрасли в результате изменения личности министра агрополитики. В условиях жесткого экономического кризиса АПК является для Кабмина дойной коровой, которую не спешат переводить на хорошие корма.
Источник: 112.ua