Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/chem-na-samom-dele-nedovolny-rossijskie-dalnobojshhiki/402065/
|
В России растет градус недовольства действиями власти. Вслед за спорами о верности внешней политики страны широкое общественное обсуждение вызвал новый закон о «дорожных поборах». В каждом регионе проходят акции протеста и митинги дальнобойщиков, требующих отменить «грабительский проект» и угрожающих ростом цен на товары народного потребления.
«На самом деле они боятся несколько иного», – считает председатель Курганской областной Думы Дмитрий Фролов. О том, что на самом деле скрывается за недовольством дальнобойщиков, читайте в материале NDNews.
– Дмитрий Владимирович, вы всегда поддерживали тему легализации грузовых автоперевозок. Видя, какое недовольство этот процесс вызвал и у дальнобойщиков, и у простых граждан, подогреваемых опасением роста цен, вы свое мнение не изменили?
– Нет, я остаюсь при своем мнении. Пока процветает теневой бизнес, к которому на 90% относится сфера автогрузоперевозок, невозможно развитие экономики. А если нет экономического развития, нечего говорить и о социальном.
Сегодня мы видим эти бесконечные митинги и акции протеста. Заметьте, что в них не принимают участие крупные транспортные компании и торговые сети с собственным парком автомобилей. Почему? Потому что они знают, что все угрозы о росте цен на товары – беспочвенны.
Возьмем сельхозтоваропроизводителя. Он сам вспахал землю, сам посадил зерно, сам его собрал и сам на своей машине перевез до точки реализации. В таком случае себестоимость продукции будет гораздо ниже, чем при перевозке на нанятом транспорте. Если грузоперевозки будут частью производственного процесса, что было естественным для времен СССР, то цена на товары будет даже ниже, вне зависимости от того, платит владелец автомобиля за проезд по дороге или нет.
Почему, например, компания «Магнит» с развитым и эффективным менеджментом не нанимает автоперевозчиков, а располагает своей техникой? Да потому что они нацелены на продажу самой доступной продукции, и им невыгодно нанимать транспорт со стороны. Потому что себестоимость самостоятельной перевозки с ценой наемного транспорта разнится в два раза. То же касается и сельского хозяйства, и строительства – всех сфер производства.
Был произведен простой расчет. Сейчас стоимость проезда по одному километру дороги составляет 1 рубль 53 копейки. Если представить, что грузовая фура везет молоко из Москвы в Курган, то упаковка одного литра молока подорожает на 30 копеек. Но нужно ли везти молоко из Москвы в Курганскую область, где есть свои отличные сельхозпроизводители? Для них, кстати, оплата проезда будет или гораздо дешевле, или вовсе отменена, над этим мы сейчас работаем.
Еще до того, как начала работать новая система, грузоперевозчики уже поставили контрагентов перед фактом, что поднимают цену на 10-30%. Я считаю это недопустимым.
Оправдывая свои акции протеста тем, что вырастут цены, дальнобойщики-индивидуалы лукавят. Ведь у этой программы совсем другая цель, есть второй момент, о котором они во время митингов почему-то умалчивают. Не роста цен они боятся. На самом деле они боятся несколько иного.
– И что же пугает дальнобойщиков?
– Они понимают, что им или придется платить крупные штрафы за нарушения, или начать работать честно.
Нужно понимать, что эта программа имеет конкретную цель: отследить откуда, куда, сколько и что перевозят на грузовом транспорте. И ее реализация позволит точно определить, каким бизнесом занимается каждый конкретный грузоперевозчик – теневым или официальным. Эта программа нацелена на то, чтобы создавались равные конкурентные условия для всех грузоперевозчиков при абсолютном соблюдении налогового и трудового законодательства.
Сейчас дальнобойщики и владельцы грузовых машин боятся того, что их заставят показывать свою прибыль и, как следствие, платить налоги в бюджет, им придется создавать официальные рабочие места, делать отчисления в Фонд социального страхования и пенсионный фонд, отказаться от перевозки контрафактных и контрабандных грузов, то есть сделать свой бизнес прозрачным.
Их второй аргумент: дороги плохие, сначала сделайте нам дороги, и мы будем за них платить.
Давайте посчитаем. По нашему участку трассы Иртыш проходит в среднем 500 грузовых автомобилей в сутки. Возьмем 1 километр. Отчисление от каждого грузовика – 1 рубль 53 копейки, то есть на один километр дороги в сутки 500 грузовиков отчисляют 765 рублей. В месяц – 22950, в год – 275400 рублей.
И теперь найдите предприятие, которое за 275 тысяч рублей возьмется за строительство одного километра дороги. Никто на это не пойдет.
Даже если учесть транспортный налог, который для грузовиков, кстати, ненамного выше, чем для легкового транспорта, сумма все равно будет ничтожной. Это то же самое, что прийти в магазин, подать 30 рублей и требовать, чтобы нам дали килограмм мяса.
Да, дороги нужно строить, да, нужно следить за их эксплуатацией. Но тогда нельзя забывать и о том, что по воздействию на дорожное полотно вред, который причиняют грузовые автомобили, в тысячи раз больше, чем от легковых автомобилей.
Я приведу пример. Железная дорога точно так же перевозит грузы. При этом они сами строят для себя дороги, сами их обслуживают и на 100% платят налоги в бюджет, делают отчисления во все фонды.
Может быть, и автогрузоперевозчикам создать свой фонд, строить и обслуживать на эти деньги дороги? Почему дальнобойщики перекладывают на кого-то ответственность?
Давайте не будем забывать, что владельцы легкового транспорта просто удовлетворяют свои потребности в перемещении. А грузоперевозчики, в первую очередь, зарабатывают деньги. Почему и для простых автомобилистов, и для тех, кто зарабатывает на дорогах, должны быть равные условия? К тому же есть простая статистика: легковушка в среднем за год проезжает 30 тысяч километров, грузовик – 300 тысяч километров. При этом, повторюсь, урон дорожному полотну от грузового транспорта в тысячи раз больше, чем от легкового.
– Вы сами бывали на митингах дальнобойщиков, пытались донести до них эту позицию?
– Конечно. И всегда картина одна. Водитель кричит: вы забираете у меня кусок хлеба, у меня себестоимость перевозки растет на 10%. Хорошо, отвечаю, если есть себестоимость, значит, вы занимаетесь коммерческой деятельностью. Платите ли вы налог на прибыль, есть ли у вас трудовой договор, производите ли вы отчисления в соцстрах и пенсионный фонд? Нет, говорят, не платили платить не будем, это наши кровные деньги, мы их заработали.
То есть я ничего не плачу, езжу по дорогам, разрушая их, зарабатываю на этом, при этом не плачу налоги и не делаю других отчислений, нередко создаю аварийные ситуации, не даю развиваться легальному бизнесу в сфере грузоперевозок. В ответ я требую и ровный асфальт, и путевку для ребенка в детский сад, и санаторное лечение, и обслуживание в поликлинике и так далее. Я зарабатываю, не плачу ни за что, и из-за моей же деятельности должна расти цена на товары.
Есть еще и другой момент. Все эти несогласованные митинги и акции протеста – проявление глобального неуважения ко всем людям в целом. Они на долгие часы парализуют движение на дорогах. В России 40 млн единиц легкового транспорта и 2 млн – грузового. Почему сегодня один человек мешает жить двадцати? Это просто неэтично.
– Еще один аргумент, который приводят дальнобойщики, – работающая с нарушениями система «Платон». Может быть, и правда программа стартовала рановато, есть смысл отложить ее?
– Нисколько не рановато. Это практика. Перенесем на 3 месяца, будет то же самое, перенесем на полгода – ничего не изменится. Откорректировать систему можно только во время ее работы. И, по-моему, система очень плавно входит: штрафов нет, цену снизили. На себестоимость перевозки эта стоимость на километр не может повлиять.
Своевременность этой программы объясняется еще и террористической обстановкой в мире и стране. Если на железнодорожном транспорте перевезти контрафакт практически нереально, то грузовой для этих целей используется очень активно.
Теперь же мы будем очень внимательно следить за перемещениями, за тем, кто, куда и с чем уехал.
Что касается конкретно нашего региона, то приведу такой пример. У нас есть «Карчевская роща» по 18 маршруту автобуса. С той стороны постоянно едут лесовозы. И откуда именно, куда и сколько леса они везут – неизвестно. Сколько вывозится нашего добра? Наживается на этом исключительно узкий круг людей. Это контрабанда.
Грузовой автотранспорт является основным способом перевозки контрафактных грузов. Если мы начнем каждую открывать, там половина будет с контрафактом: алкоголь, наркотики, оружие. Все, что находили сотрудники ФСБ, перевозилось в грузовом транспорте. Так что контроль над грузоперевозками это, в первую очередь, наша с вами безопасность.
– Депутаты областной Думы внесли изменения в программу социально-экономического развития Зауралья. В том числе, речь идет об установке пунктов весового контроля. Кто будет за этим следить, как будет организована работа?
– Новые поправки касаются не только организации пунктов весового контроля. Очень важная составляющая – введение оценки нанесения вреда грузовым транспортом дорогам регионального и муниципального значения, ограничения движения грузового транспорта по улицам населенных пунктов.
Не нужно думать, что все это породит создание нового управленческого аппарата. По каждому направлению будут работать те люди и структуры, которые и должны этим заниматься.
Депутаты не случайно внесли эти изменения – они отстаивают интересы людей. Поступает масса обращений от жителей, которые жалуются, что дороги раздавлены фурами, парализуют движение на окраине города, рушат подъездные пути к магазинам и так далее. По многим из них уже направлены обращения в прокуратуру, я лично встречался с прокурором области Игорем Ткачевым, который тоже будет заниматься этой проблемой.
Радует и то, что если еще год назад местные власти говорили о невозможности контроля над сферой грузоперевозок, то сегодня ситуация изменилась. Я ответственно заявляю: пункты весового контроля будут.
Принцип такой. Будет создана организация, которая за свои средства приобретет все необходимое оборудование, организует эти пункты и будет контролировать соблюдение правил перевозки и привлекать виновных к ответственности. Причем выполнять работу качественно и честно – кровная заинтересованность такой организации, потому что она будет получать 25% от суммы взысканных в местный бюджет штрафов за перегруз и другие нарушения.
– Предусмотрены ли какие-то «пряники» для местных грузоперевозчиков?
– Конечно. Депутаты Курганской областной Думы при поддержке нашего сенатора Сергея Лисовского подготовили обращение, которое уже находится в Совете Федерации в комитете аграрной политики. Его смысл сводится к тому, чтобы с местных сельхозтоваропроизводителей и промышленников в пределах своего региона плата за пользование дорогами или не взималась совсем, или была чисто символической. В первую очередь, речь идет о тех, предприятиях и производителях, которые перевозят продукцию на своем транспорте. То есть автомобиль нашего предприятия, нашего налогоплательщика в пределах нашей области дополнительными сборами облагаться не должен.
– Можно ли как-то посчитать экономическую выгоду от всех этих мероприятий?
– Пока нет. От «Платона» средний расчет произвести можно, и это делается в федеральном центре. Принцип тут такой: собранные в регионах средства стекаются в центральный офис «Платона» и уже оттуда распределяется по субъектам в зависимости от загруженности их дорог. В Курганской области, например, интенсивность движения грузового транспорта высока, поэтому и поступления должны быть достаточными. А вот сколько налогов будет получать область, сколько будет перечислено в Фонд социального страхования и пенсионный фонд, пока неизвестно, потому что сегодня грузоперевозки – это на 90% теневой бизнес.
Резюмируя, хочу сказать следующее. Безусловно, водители правы в том, что нужно не просто ремонтировать дороги, а делать это качественно и правильно их эксплуатировать. И мы работу по контролю качества ремонта дорог уже начали.
Курганская областная Дума приняла решение включить в план работы контрольно-счетной палаты на 2016 года контроль над расходованием средств, потраченных на ремонт дорог в 2015 году и в перспективе на 2016 год. То есть контрольно-счетная палата будет принимать непосредственное участие вместе с депутатами зауральского парламента в проверке эффективности расходования «дорожных» денег. Пока речь идет только о Кургане, так как здесь и самый большой объем средств, и больше всего жалоб жителей. Не исключаю, что в дальнейшем такие проверки будут проводиться во всех муниципальных образованиях области.
Источник: urfo.org