Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/gruzoperevozchiki-gotovyatsya-k-massovym-protestam/400916/
|
Правительство может изменить схему взимания платы с 12-тонников.
К масштабному перекрытию дорог готовятся грузоперевозчики, в случае если с фур начнут взимать плату за проезд по федеральным трассам. Этот шаг приведет к удорожанию перевозок и социально значимых товаров, уверены эксперты. В первую очередь вырастут цены на хлеб, молоко, сахар, соль и овощи. Как стало известно «Газете.Ru», в правительстве РФ уже рассматривают вопрос об изменении схемы взимания платы с 12-тонников.
Накануне введения сбора платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам автоперевозчики готовятся перекрыть дороги в знак протеста. Бизнесмены недовольны тем, что теперь стоимость грузоперевозок резко возрастет. Они уверены, что такой шаг в итоге приведет к подорожанию социально значимых товаров на полках магазинов. Об этом «Газете.Ru» сообщил председатель Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. В настоящее время в комитете Госдумы по транспорту готовится обращение к главе правительства Дмитрию Медведеву и президенту Владимиру Путину: грузоперевозчики просят отменить решение о введении «вредоносного сбора».
Напомним, что с 15 ноября 2015 года вступает в силу норма, в соответствии с которой за проезд грузовых автомобилей с разрешенной массой более 12 т по всем федеральным автодорогам общего пользования будет взиматься плата в счет возмещения вреда, наносимого дорогам. Проезд одного километра пути по федеральным трассам, по предварительной информации, обойдется транспортным компаниям в 3,73 руб. Ожидается, что такой шаг пополнит в 2016 году дорожный фонд на 40 млрд руб. Между тем «Газете.Ru» стало известно, что вопрос изменения введения схемы сбора оплаты с 12-тонников уже обсуждается в правительстве.
«Планируется введение переходного периода, чтобы сумма сбора росла постепенно», — сообщил «Газете.Ru» высокопоставленный федеральный чиновник, знакомый с ситуацией.
«22 октября в Госдуме прошло заседание координационного совета, в котором приняли участие крупнейшие автоперевозчики таких социально значимых товаров, как молоко, сахар, сельхозпродукты, автокомпоненты, — рассказал Войтко «Газете.Ru». — Все они высказали мнение, что предложенная система не готова к реальной работе и не учитывает все факторы передвижения автомобильного транспорта и ведения бизнеса. Участники совета сошлись в том, что введение этого сбора нанесет огромный урон экономике РФ.
Такой шаг приведет к инфляции 5–6% и сделает неконкурентоспособной всю продукцию, которую производят в России.
В настоящее время готовится постановление координационного совета думского комитета по транспорту. Депутаты готовят обращение к премьеру Дмитрию Медведеву и президенту Владимиру Путину, в котором они будут просить наложить мораторий на это решение. Сегодня я на 90% уверен, что мораторий будет введен. Но остается 10% вероятности того, что деньги победят здравый смысл. Конечно, дорожникам и операторам хочется заработать денег, и они будут до последнего продавливать свою инициативу».
Представитель грузоперевозчиков прогнозирует резкий рост стоимости дешевой социально значимой продукции.
«Если система взимания оплаты все-таки заработает, то стоимость перевозимых товаров возрастет на 12–15%, — уверен Войтко.
— В первую очередь подорожают продукты — хлеб, молоко, макароны, соль, сахар. Одним словом, все, что стоит дешево, а весит много.
Конечно, икра не такая тяжелая, и рост цен на ее стоимости отразится не так заметно. Но те, кто покупает товары подешевле, сразу ощутят удар по кошельку. Поэтому если оплату все-таки введут, то мы будем перекрывать дороги. Сейчас все сложнее успокоить людей и убедить их, чтобы они дождались окончательного решения».
Между тем депутаты уже начали реагировать на проблему. Так, зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина попросила правительство РФ наложить мораторий на взимание платы в счет возмещения вреда, наносимого дорогам общего пользования, с владельцев большегрузов. Соответствующее письмо (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») она направила председателю правительства Дмитрию Медведеву.
Согласно тексту письма, Школкина уверена, что введение таких сборов приведет к росту затрат на грузоперевозки в среднем на 10–12%.
Это неизбежно отразится на увеличении розничной цены. При этом в первую очередь подорожают социально значимые товары.
«Введение дополнительной платы приведет к росту всей линейки продукции, — сказала Школкина «Газете.Ru». — Но депутатский корпус особенно волнует повышение цен на социально значимые товары.
Так, по данным производителей молока, в результате введения дополнительной платы стоимость 1 кг готового продукта увеличится на 3 руб. Учитывая покупательную способность наших граждан, любое повышение цены на социальную группу товаров отразится на их потреблении».
В свою очередь, генеральный директор «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров сообщил «Газете.Ru», что, согласно проведенным мониторингам тарифных ставок автомобильных перевозчиков в междугороднем сообщении, стоимость перевозок вырастет на 10–30% в зависимости от условий поездки.
«На величину подорожания влияет много факторов, — пояснил Бурмистров. – Например, есть ли порожние рейсы. Это когда, например, фура из Москвы в Челябинск идет полной, а назад — пустой. В первом случае стоимость рейса будет 80 тыс. руб., а назад — 30–40 тыс. руб. Подорожание товаров по этой причине, конечно, будет, и надо понимать, что в первую очередь это продукты питания, которые дешевле и тяжелее. И это подорожание будет очень заметным. Этому будут способствовать инфляционные процессы, а транспортные издержки лягут на простого покупателя».
Эксперт считает, что если до моратория дело все-таки не дойдет, то ситуацию могло бы улучшить более плавное введение тарифа, чтобы все участники рынка могли подготовиться к работе в новых условиях.
«Магазины будут повышать цены, даже если у них есть собственный автопарк для доставки товаров, — считает эксперт. — Сами перевозчики попытаются использовать эту ситуацию и поднять стоимость своих услуг с некоторым запасом. Ведь за последние три года можно сказать, что их тарифы сильно не менялись, а бензин постоянно дорожает. Торговые сети не смогут поднять цены пропорционально, они и так стараются удержать их, несмотря на инфляцию, и снижают свою маржинальность. Покупатели просто не выдержат такой нагрузки. Также можно сказать, что локальный выигрыш получат операторы железнодорожных перевозок: многие грузоотправители уже начали переходить на этот вид транспорта как более выгодный».
Как ранее в интервью «Газете.Ru» заявлял Роман Старовойт, главным образом инициатива ведомства связана с заботой о водителях легкового автотранспорта. «Тот вред, нагрузка, которую обеспечивает грузовой автомобиль разрешенной массы свыше 12 т, равны 40 тыс. проездов одной легковой автомашины», — отмечал Старовойт.
«Стоимость перевозки фуры в среднем составляет 30 руб. за километр, — объяснял Старовойт «Газете.Ru». — С тарифом 3,73 руб. стоимость будет составлять 33 руб. 73 коп. Увеличение в процентном соотношении стоимости перевозок составит примерно 10%. А в структуре себестоимости продовольственных товаров перевозка занимает от 4 до 10%.
То есть на стоимость тариф повлияет в доле примерно 1%.
Возьмем конкретный пример. Например, 20-тонная фура везет молоко за 100 км. Сегодня стоимость доставки 20 тыс. пакетов молока за 100 км, весом 20 т, обойдется в 3 тыс. руб. После введения дополнительного сбора, 3,73 руб. за один километр, стоимость увеличится и составит 3373 руб.
То есть стоимость одного пакета молока увеличится на 1 руб. 70 коп.
В среднем литровый пакет молока стоит около 100 руб., от 70 до 120 руб. И таким образом, цена увеличится на 1,70 руб. Мы с вами это заметим? Не думаю».
Как уточнили «Газете.Ru» в «Росавтороде», в настоящее время система под названием «Платон» полностью готова к запуску в эксплуатацию. Начиная с 15 ноября выводить транспортное средство массой выше 12 т на федеральные трассы, не зарегистрировавшись в системе и не обеспечив наличие средств на личном счете для списания в соответствии с пройденным километражем, будет запрещено.
«Перенос введения системы в эксплуатацию требует соответствующих изменений в законодательстве, что невозможно, учитывая, что до начала действия системы остается чуть более двух недель, — отметили в «Росавтодоре». — В настоящий момент утвержденный правительством РФ тариф составляет 3,73 руб. за километр,
однако рассматривается возможность его снижения до 3,06 руб. за километр — ожидается соответствующее решение правительства РФ».
При этом в «Росавтодоре» обращают внимание на то, что в автомобильных грузоперевозках с учетом всего автопарка страны на продовольственные товары приходится лишь 8,5% перевозок. А основная доля перевозимой по автодорогам продукции (около 83%) — это навалочные материалы (щебень, песок, вскрышные породы и т.п.).
Источник: gazeta.ru