Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/krizis-zastavil-rossiyan-peremestitsya-s-restoranov-v-zavedeniya-fastfuda/400739/
|
Россияне из-за кризиса сокращают походы по барам и ресторанам, свидетельствует новое исследование компании Nielsen. Оно проводилось в сентябре 2015 года в городах с населением более 1 млн. человек. Аналитики подсчитали, что среди тысячи респондентов, которые в прошлом году хотя бы раз в месяц посещали заведения общественного питания и досуга, в текущем году 49% ни разу не были в барах. В 2014-м таковых оказалось 28%, то есть почти вдвое меньше.
Авторы исследования отмечают снижение спроса во всех без исключения форматах предприятий общепита. Так, в японские рестораны в 2015 году наведывались 27% респондентов против прошлогодних 36%, в итальянские – 25% против 32%, в кофейни – 53% против 63% год назад.
В пабы не ходили 46% (32% – год назад), от выхода в ночные клубы воздерживались 62% опрошенных (против прошлогодних 45%). Свой отказ от посещения заведений люди объяснили общим отсутствием денег, выросшими ценами на блюда в ресторанах и на алкогольные напитки в барах и клубах.
Гендиректор консалтинговой компании «RestCon» Елена Перепелица оценивает спад посещаемости в пределах от 10% до 30%. «Действительно, снижение наблюдается во всех сегментах ресторанного бизнеса вне зависимости от ценового уровня, – сказала она «НИ». – Рестораторы стараются сдерживать рост цен, но с учетом того, что стоимость исходных продуктов выросла, они не могут сохранять стоимость блюд и напитков неизменными».
По данным г-жи Перепелицы, в среднем цены в сегменте HoReCa (аббревиатура от слов, обозначающих места продажи с непосредственным потреблением: Hotel, Restaurant, Cafe) увеличились за год на 10–15%. «Если бы было 50%, как мы наблюдаем в магазинах, то все рестораны давно бы закрылись», – заметила эксперт. По ее мнению, если в экономике сохранится текущая ситуация, роста посетительской активности ждать не стоит ни в этом, ни в следующем году: «Рост возможен при условии, что вдруг случится чудо – отменят санкции, нефть вновь подорожает до 100 долларов за баррель».
Руководитель потребительских исследований практики «Эффективность продаж» Nielsen Россия Екатерина Петрова говорит, что большинство клиентов сферы HoReCa уже не ходят в рестораны без повода, а также обращают внимание на объем порций и напитков. Кроме того, делая заказ, они теперь экономят на десертах: если в 2014 году в итальянских ресторанах их заказывали 24% опрошенных, то в нынешнем таковых осталось 15%. Похожая динамика отмечена и в других точках общепита.
Между тем, по информации компании The NRD Group Russia, за первую половину 2015 года популярность, то есть посещаемость, заведений фастфуда, основу меню которых составляют бургеры и блюда из курицы, выросла на 7%. При этом выручка трех крупнейших сетей фастфуда – McDonald’s, KFC и Burger King – увеличилась на 15%.
Похоже, сбываются и предсказания президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, прозвучавшие в начале года: «Из меню будут уходить свежие овощи, фрукты. Будет больше солений, картошки и грибов. Снова, как в 1990-е годы, будет больше предложений блюд со свининой. К жирной пище люди будут заказывать водку. Поставщики вина уже сегодня чувствуют трудности: некоторые обанкротились».
В комментарии для «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков заметил, что в ситуации со спадом посещаемости заведений общественного питания речь идет о логичной, очевидной потребительской реакции: «В условиях, когда реальные денежные доходы населения снижаются, люди пытаются экономить на тех расходах, которые не являются жизненно необходимыми. Судя по всему, к таковым относится поход в ресторан. В итоге рестораны закрываются, например, в центре Москвы эта участь постигла многие из тех, что я лично знаю. Что же, будем отходить от западных стандартов жизни и приобщаться к китайским, когда люди едят мясо далеко не каждый день».
Источник: newizv.ru