Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/minehkonomiki-kyrgyzstana-predlagaet-s-1-iyulya-2015-goda-do-1-yanvarya-2020-goda-vvesti-na-import-zerna-stavku-0/395627/
|
Министерство экономики КР выносит на общественное обсуждение проект закона «О внесении изменений в закон Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики».
В частности, в закон КР «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» предлагаются следующие изменения: 1. Часть 1 статьи 6 изложить в следующей редакции: «1. Установить по импорту и поставке импортируемого зерна (товарная позиция 1001 ТН ВЭД) ставку НДС в размере 0 процентов с 1 июля 2015 года до 1 января 2020 года».
Проект закона разработан для сохранения продовольственной безопасности КР, которая является одним из основных стратегических компонентов национальной безопасности. «Существует определенный набор критических параметров безопасности, нарушив которые государства утрачивают свою самостоятельность и даже могут перестать существовать. Эти параметры охватывают области, связанные с проблемой выживания, к которым относятся, прежде всего, политические и социальные отношения, экономика, продовольственная безопасность, экология и здоровье нации. В современном мире обеспечение доступа к продовольствию — сложная проблема и является одной из составных частей геополитик государств», — говорится в справке- обосновании.
По данным Минэкономики, на сегодня многие страны (в том числе Индия, Китай, Франция, Казахстан и некоторые другие страны) отказываются принять ключевые элементы предлагаемого США и Евросоюзом плана, предполагающего снижение защиты внутреннего рынка сельхозпродукции от импорта в обмен на сокращение сельхозсубсидий в США и странах Евросоюза. Свою политику Индия объясняет нехваткой инвестиций в сельское хозяйство и мощным субсидированием этой отрасли в развитых государствах, что сводит на нет природные конкурентные преимущества Индии. Так, в 2014 году Франция категорически отвергла предложение Еврокомиссии о сокращении субсидии аграрному сектору, чтобы не повысить конкурентоспособность продуктов, поступающих из развивающихся стран.
В современных условиях для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимы поддержка и развитие собственного производства зерна и сокращение импорта муки. Такой политики придерживаются многие страны: так, например, высокий уровень самообеспечения мукой характерен для США и Франции — более 100%, Германии — 93%, Италии — 78%; для бедной плодородными почвами с недостаточным уровнем гуминовой кислоты Японии он составляет 50%. Таким образом, продовольственная безопасность — это прежде всего обеспечение определенного отечественного уровня производства, либо полное самообеспечение, либо поддержание критического минимума. Причем, субсидии (дотации) сельскому хозяйству в странах Европы и США достигли огромных размеров и эти страны содержат свое сельское хозяйство как армию или государственный аппарат, затратный (неконкурентный) но нужный для обеспечения безопасности самого государства. Ни в США, ни в Европе, ни в России, ни в Казахстане никто не пытается рассматривать сельское хозяйство как прибыльную, рыночную отрасль. Так как они понимают, что прибыль получится только за счет экспортных сборов и надбавок при экспансии на рынки других стран.
В результате непрофессионального подхода к продовольственному вопросу вполне возможно, что в скором времени КР потеряет не только отрасль по переработке зерна в муку, но и производство сельхозпродукции во многих других смежных отраслях. В том числе, производство мяса и шкур овец,свиней, крупного рогатого скота и т.д.; молока; рыб и т.д., а также связанные с указанными отраслями все смежные сферы. Так, казахским сельхозпроизводителям гораздо выгоднее ввозить в Кыргызстан муку, нежели зерно. Это связано с тем, что при производстве муки выход из 1 тонны зерна пшеницы составляет: 70% мука, 30% — отруби. Отруби применяются в качестве кормов (как в чистом виде, так и в переработанном виде, включая комбикорма для животноводства, птицеводства и рыбоводства). Согласно статданным, валовый сбор пшеницы в 2013 году составил 819 тыс. 383,2 тонны. Кроме того, импорт зерна составил 361 тыс. 700 тонн. Или всего переработано в муку 1 181 083 тонн зерна. Из них отруби, реализованные отечественным животноводам, составили 354 325 тонн. По этой причине КР в преддверии вступления в Евразийский экономический союз играет значительную роль поддержание не только отечественной мукомольной промышленности, но и развитие животноводства. Ведь совершенно очевидно, что в течение 2-х — 3-х лет Кыргызская Республика потеряет параллельно с мукомольной отраслью и животноводство, поскольку потеря 354 тыс. тонн зерновых отрубей в год приведет к удорожанию кормов, а следовательно, к неконкурентоспособности молока и молочной продукции, мяса, яиц отечественного производства, а также продукции связанных с переработкой указанной продукции.
Потерять эти отрасли можно быстро, но восстановить их КР сможет не скоро. Ведь в течение 3-4 лет в этих отраслях продадут основные средства и оборудование (комбайны, зерноочистители, мельницы и т.д.), причем по низким ценам соседнему Казахстану. А покупать при восстановлении смогут только по более высоким ценам. На сегодня пшеничное зерно завозится по железной дороге. После открытия границы с Казахстаном ввоз зерна с РК уменьшится, поскольку импортеры предпочтут ввоз не зерна, а муки мелкими партиями через физических лиц (практически в безналоговом режиме, поскольку они не являются плательщиками НДС). Это чревато не только снижением поступлений налогов, но прежде всего снижением конкурентоспособности отечественных
переработчиков муки.
В отношении требований технического регламента ЕАЭС следует отметить, что в отношении муки пшеничной, как и в отношении иных объектов технического регулирования «… в отношении которых не вступили в силу технические регламенты Союза, действуют нормы законодательства государств-членов…» согласно пункта 3 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского Экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Следовательно, Кыргызская Республика как и другие страны-члены Таможенного союза, в случае присоединения будет руководствоваться национальным техническим регламентом. А именно, постановлением правительства КР от 16 августа 2012 года № 569 Технический Регламент «О безопасности обогащенной муки». Однако надо отметить, что соблюдение импортерами требований технических регламентов по безопасности обогащенной муки маловероятно, особенно после полного перехода на применение импортной муки, из-за отсутствия эффективных методов администрирования. Хотя при этом мы признаем, что фортификация муки премиксом, по утвержденному Министерством здравоохранения Кыргызской Республики составу должна обеспечить организм человека всеми необходимыми и недостающими веществами, в том числе предотвращать главную проблему в здоровье населения страны — железодефицитную анемию.
Минэкономики обозначило две проблемы, угрожающие продовольственной безопасности: отсутствие соответствующих доходов у потребителей и ухудшение воспроизводственных возможностей у отечественных производителей и переработчиков.
По данным ведомства, механизм действия предлагаемого варианта проекта основан на предоставлении коридора для ответного снижения отечественными переработчиками зерна цен на муку в пределах 12%. Именно в этих пределах лежит разница в себестоимости между мукой казахского и кыргызского производства. По этой причине в КР применялась и будет применяться до открытия кыргызско-казахской таможенной границы защитная пошлина для импортной муки в размере 3 сома за килограмм.
«Предлагаемый вариант предполагает снижение стоимости импортируемого зерна, соответственно, снижение себестоимости муки для местных переработчиков, что позволяет им на рыночных условиях снизить оптовые цены на реализуемую муку и предоставляет равные конкурентные возможности на рынке реализации муки. Конечно, при этом у крупных казахских переработчиков имеются большие возможности для проведения демпинга путем временного снижения цен на муку до 30 и более процентов. Однако такая политика маловероятна и не оправдает риск импортеров, поскольку при относительно малой разнице в себестоимости казахской и кыргызской муки, при применении демпинговых цен, местные переработчики также начнут поставку муки в обратном направлении. Учитывая все эти факторы, несмотря на возможные потенциальные потери НДС при ее отмене на сумму 635,2 млн сомов (факт 2014 года) в условиях нестабильности мирового рынка продовольствия, считаем сохранение отечественного производства пшеницы и перерабатывающей зерно отрасли необходимым шагом, поскольку при потере перерабатывающей зерно отрасли бюджет страны теряет 414,9 млн сомов в год. В том числе от 19 крупных переработчиков 298 млн сомов в год, а с учетом мелких предприятий вышеуказанные указанные потери составят 414,9 млн сомов», — говорится в документе.
По данным Минэкономики, при принятии данного варианта законопроекта КР сохранит аграрную отрасль в целом, но теряет доходы бюджета в размере 220,3 млн сомов в год. При непринятии законопроекта страна полностью теряет продовольственную безопасность, что на 2-3 года позволит увеличить доходы бюджета на 200 млн сомов в год. Однако после утери продовольственной независимости через 2-3 года импортеры путем регулирования цен смогут обратно вернуть эти 200 млн сомов в год с процентами и будут диктовать свои условия обеспечения продовольственной безопасности, говорится в справке.
Источник: tazabek.kg