Обзоры
|
https://exp.idk.ru/analytics/review/cenovoe-obrezanie-pshenicy-i-poshlinnyj-obrok-na-khleborobov-strateg/394252/
|
Поводом для комментария послужило постановление правительства РФ №513 от 28 мая 2015 года.
Комментарий ситуации:
РЕШЕТНЯК Владимир Иванович
Директор ООО Агентство “Стратег”
Координатор Агропромышленного клуба “Земляне”
Поводом для комментария послужило постановление правительства РФ №513 от 28 мая 2015 года:
«О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе».
Постановление вступает в силу с 1 июля 2015 года и предусматривает экспортную пошлину на пшеницу в размере 50% минус 5,5 тысяч рублей за 1 тонну, но не менее 50 рублей за 1 тонну.
Если не мудрствовать лукавством, по сути своей, это потуги “ценового обрезания” внутреннего рынка от мировой конъюнктуры и “пошлинный оброк” на отечественных производителей зерна.
Какой должна быть цена в ориентированных на экспорт регионах на “франко — сараях”, чтобы пошлинное обременение свести к минимуму, аналитики уже считают. Как отреагируют сельхозпроизводители на это обременительное постановление можно представить на примере Аргентины после плавающей пошлины 2008 года не досчитавшейся 32% зерновых, а властям пришлось отказаться от этой затеи после череды пикетов, устроенных аргентинскими аграриями. Для корректности аналога стоит отметить, что посевные площади пшеницы в Аргентине после неудачной попытки регулирования на 20% сократились, а валовой сбор по этой культуре на 41% обвалился. Для пущей наглядности представлю фрагменты из публикации “Аргентинское танго на хлебных свалках” с переходящим балансом зерна и пшеницы по этой стране, а “послевкусие” от плавающей пошлины подчёркнуто красно — синими контрастами производства.
Аргентина — переходящие балансы зерновых культур, тыс. тонн *
Коль скоро правительство решило отсечь пшеничный сегмент от мирового рынка формулой, вероятную реакцию аграриев на “фискальные манёвры” правительства тоже можно формализовать и не удивлюсь, если по примеру Аргентины под урожай 2016 года они сократят посевные площади пшеницы на 20%, что на продовольственной безопасности государства не отразится, но сократит экспортный потенциал.
Что касается самого механизма регулирования баланса “ценовым отсечением”, это равносильно лечить кашель слабительным и за примером несостоятельности таких методов лечения далеко ходить не надо, достаточно напомнить кабинету министров, что Казахстан проложил “зерновой коридор” в Иран.
2014.07.14 — Зерновой коридор в Иран
http://agro2b.ru/ru/news/16826.html
Правительство Туркменистана сообщило о завершении строительства туркменского участка железной дороги “Север-Юг”, связывающей Казахстан и Иран, Россию и порты Персидского залива.
Между тем Таможенный союз на данный момент трансформировался в ЕАЭС и таможенная пошлина на участников этого экономического сообщества не распространяется. Логично предположить, что пшеница из граничащих с Казахстаном регионов будет утекать по этому коридору в страны Персидского залива, а перекрыть этот поток пошлинами мудрено. Кроме того, экспортёрам ничего не мешает открывать офисы в странах — импортёрах российской пшеницы зерна и повышать доходность экспортных операций за счёт промежуточного звена на входе без надобности повышать экспортные цены на выходе из России.
Вообще, постановление попахивает цинизмом “двойных стандартов” и лицемерием “благих намерений”. Экспорт минеральных удобрений, а по сути урожайности, кабинет министров не удосужился фискальной пошлиной обложить, а пшеницу с высокой добавленной стоимостью легко и непринуждённо удосужился. Если это не “двойные стандарты”, тогда “театр абсурда” не иначе как светоч реализма. Наконец, крайне сомнительны “благие намерения”, которые вокруг да около ограниченной покупательской способности населения крутились — вертелись и в итоге “страдальцами” за рост цен на социально значимые продукты оказались хлеборобы. Хотя, чтобы отделить “зёрна от плевел” семи пядей на тридцать два ума не надо, достаточно визуально представить цепочки ценообразования с соучастием трёх зерновых культур.
Ценовая динамика от производителей пшеницы до покупателей хлеба, руб. / тонна *
* — по данным Росстата за период с июля 1999 года по апрель 2015 года включительно
Ценовая динамика от производителей кукурузы до покупателей мяса птицы, руб. / тонна *
* — по данным Росстата за период с июля 1999 года по апрель 2015 года включительно
Ценовая динамика от производителей ячменя до покупателей свинины, руб. / тонна *
* — по данным Росстата за период с июля 1999 года по апрель 2015 года включительно
Из представленных диаграмм очевидно как за шестнадцать лет пребывания Владимира Владимировича на постах первого и второго лица государства разъезжалась разница между зерном и продовольствием, и надо полагать ему как гаранту Конституции, зазорно столь разительную разницу не замечать.
Вместе с тем факт на лицо не вырубишь из официальной статистики топором, зерновые культуры и мука явно проигрывают в росте хлебу и мясу. Кто хлебопёков, животноводов и розничную торговлю подгоняет цены повышать, им должно быть виднее, но грешить на хлеборобов, по меньшей мере, грешно.
Так что пошлинное обременение сельхозпроизводителей дело отнюдь не праведное, а от лукавого и это лукавство при ближайшем рассмотрении “двойного назначения”. Во-первых, негативный опыт Аргентины подсказывает, что “ценовое обрезание” пшеницы может в 2016 году на её урожае негативно отразиться. Во-вторых, даже если пошлину отменят, нет гарантий, что к 2017 году российский зерновой рынок может в полной мере восстановиться. Следует заметить, что сезон 2017 — 2018 года “президентский”, а выборы гаранта Конституции в нашей стране обычно сопровождаются заблаговременно подогреваемыми извне продовольственными лихорадками, которые подспудно доводятся до кипения изнутри. Так что если под очередную выборную кампанию процесс разогрева в ближайшее время активизируется, тогда пошлины могут оказаться весьма взрывоопасным “пламегасителем”, но это отдельная тема для разговора…