Обзоры
|
https://exp.idk.ru/analytics/review/skolko-poluchayut-rukovoditeli-gosudarstvennykh-portov-ukrainy/393541/
|
Зарплаты руководителей украинских государственных портов в разы меньше, чем в частном секторе, но никто не жалуется…
Последний год зарплаты чиновников находятся в фокусе внимания общественности, а их размер часто становится предметом политических спекуляций. В прошлом году премьер-министр Арсений Яценюк ограничил зарплату чиновников высшего ранга должностным окладом, объяснив это экономией в условиях АТО и сложным экономическим положением страны.
Сегодня должностной оклад министра, например, составляет 6 109 грн. Руководитель центрального органа исполнительной власти получает около 5 113 грн.
Глав государственных предприятий пока никто не заставляет работать за 300 долларов. ЛІГАБізнесІнформ разбиралась, сколько получают топ-менеджеры госкомпаний.
ЛІГАБізнесІнформ запросила в Министерстве инфраструктуры декларации о доходах за 2014 год руководителей госпредприятий, входящих в сферу управления министерства. За два месяца переписки удалось добиться содержательных ответов о доходах восьми руководителей государственных морских портов и ГП Администрация морских портов Украины.
Замминистра инфраструктуры Юрий Васьков в прошлом году занимал должность заместителя главы Администрации морских портов Украины (АМПУ). Согласно его декларации, на этой должности он заработал 592 136 грн (49 345 грн в месяц).
В структуру АМПУ входит 13 морских торговых портов (МТП) на побережье Черного и Азовского морей (с учетом пяти портов, расположенных в Крыму). Наиболее крупные находятся неподалеку друг от друга — Одесский, Ильичевский и Южный порты. На их долю приходится приблизительно 60% всего грузооборота украинских МТП. Эти порты имеют наилучшие морские подходы, осадка принимаемых судов до 14,5 м, в то время как другие в состоянии принимать суда со значительно меньшей осадкой.
Расположен на берегу Черного моря в Одесском заливе. Лидер по перевалке грузов среди украинских портов и самый крупный пассажирский порт на берегу Черного моря. Порт насчитывает 54 причала с глубинами от 6,2 до 13,0 м. Общая протяженность причальной линии — более 9 км. Располагает 8 производственно- перегрузочными комплексами для переработки сухих грузов, пассажирским, нефтяным и контейнерным (принимаются суда с осадкой 13,0 м длиной 330,0 м) терминалами, гаванями, терминалами для переработки тропических и технических масел.
Руководит портом Геннадий Жуков. Согласно декларации в 2014 году его заработная плата составила 303 826 грн (около 25 000 грн в месяц).
Владеет земельным участком в пгт Хлебодарское (Одесская обл) площадью 1 280 кв м и участком в Овидиопольском районе Одесской области — 60 кв м, а также гаражом в пгт Хлебодарское — 25 кв м.
На членах семьи числится квартира в пгт Хлебодарское площадью 71,2 кв м и гараж 31 кв м, а также автомобиль Hyundai i10 2008 года выпуска.
Расположен в 30 км от Одессы, на западном берегу Аджалыкского лимана. Входит в тройку лидеров по объемам грузооборота. Сегодня Южный — самый глубоководный черноморский порт: он единственный может обрабатывать у причала суда с грузоподъемностью 200 000 тонн. Порт Южный — свехприбыльный объект. В 2014 году порт перечислил налогов и сборов в бюджеты разных уровней на сумму около полумиллиарда гривень.
Директор Александр Лагоша задекларировал в 2014 году 387 713 грн зарплаты (около 32 000 грн в месяц). Владеет нежилым помещением в Донецке площадью 158,8 кв м и автомобилем Mercedes (2014 года выпуска) стоимостью 1 762 500 грн.
Расположен в Херсоне. Один из главных портов — экспортеров украинского зерна. Руководит предприятием Игорь Ткаченко. Его зарплата в 2014 году — 234 769 грн (19 564 грн в месяц). На членах семьи числится земельный участок площадью 527 кв м и квартира площадью 69,3 кв м.
Расположен в Килийском гирле Дуная в 93 км от Черного моря. Один из самых современных и высокомеханизированных портов на Дунае. В период с 1968-го по 1992 год были построены комплексы по переработке генеральных, навалочных грузов, контейнеров. В 1972 году непосредственно в порту начала действовать железнодорожная станция Измаил — Порт Новый.
Директор Андрей Ерохин задекларировал в 2014 году доход в 294 267 грн, который соответствует зарплате (24 522 грн в месяц). Владеет квартирой 70 кв м. На членах семьи числится квартира площадью 65 кв м, а также автомобиль Honda CRV (2012 года выпуска).
Расположен на левом берегу Бугско-Днепровского лимана. Порт может перерабатывать до 3 млн т генеральных грузов. Имеет 7 причалов общей протяженностью 1,9 км, располагает железнодорожными и автомобильными подъездными путями. Площадь крытых складов — 44 600 кв м, открытых складских площадок — 264 800 кв м.
Директор Александр Басюк заработал в 2014 году 184 145 грн (15 345 грн в месяц). На нем числится два земельных участка общей площадью 592 кв м и 612 кв м, жилой дом — 201,2 кв м и квартира — 73 кв м. На членах семьи числится квартира площадью 130,3 кв м.
Расположен на северном берегу Джарылгачского залива Черного моря. Специализируется на грузопассажирских и автопаромных перевозках в турецком направлении, а также реализации и добыче морского песка, перевалке зерновых грузов.
Директор Карина Щеглова получила зарплату в 108 103 грн (9 008 грн в месяц), а также задекларировала квартиру в Киеве площадью 84 кв м.
Зарплаты всех перечисленных государственных топ-менеджеров на порядок ниже рыночных. Как рассказал топ-менеджер крупного украинского порта, попросивший не называть его имя, компенсации руководителей частных терминалов в Украине находятся в пределах $8 000-12 000, а у особо ценных управленцев достигают $20 000 в месяц.
За рубежом труд транспортников ценится еще дороже. «Естественно, в развитых странах руководители портов получают больше. Обычно зарплата пропорциональна размеру порта — чем больше терминал, тем больше компенсация», — пояснил топ-менеджер. По его словам, за рубежом месячная зарплата топов портовой отрасли (в зависимости от объекта) колеблется от $10 000 до 25 000, в гигантских терминалах, как, например, в Роттердаме, это шестизначные цифры.
Что заставляет специалистов идти работать за «смешные» деньги в госпорты? Этот вопрос вызывает ироничную улыбку у участников рынка и шутки из серии «что это они еще доплачивать должны». Портовая отрасль успела завоевать очень коррупционный имидж. Зачастую выстраиваемые в портах схемы создавались с непосредственным участием директора либо при его попустительстве. «Мотивация работать для директора не в зарплате. В его полномочиях пропихнуть своего поставщика услуг. Он может отрабатывать чей-то заказ по отжиму грузопотока в пользу конкурентов либо сливать им данные о грузопотоке участников рынка», — рассказывает глава профсоюза экспедиторов Одесской области Виктор Берестенко.
По словам координатора движения «НЕТ» коррупции на транспорте!» Александра Захарова, основной доход многие руководители госпортов получали с не совсем законных и откровенно коррупционных схем. «Например, сдавали в аренду, мимо кассы, участки портовых территорий. Не давали возможности работать без откатов. Например, портовый тариф $10. Но у начальника порта есть возможность дать законную скидку. Он даст, но за $1-2 с тонны груза на офшор или наличными. А через ГП проходят миллионы тонн грузов. Просто договор на обработку не подпишут, если нет отката. Искоренить это повышением зарплаты нереально. Это годами настраивалось», — рассказывает Захаров.
«Сейчас ситуация несколько поменялось: все принципиальные вопросы перешли к АМПУ, — объясняет топ-менеджер порта. — Если раньше начальник порта решал практически все вопросы, то сейчас вопросы работы на причалах и судозаходов решаются в АМПУ, а начальник ГП только переваливает какие-то грузы. Но у него осталась возможность мешать и тормозить работу, отсюда и взятки, воровство, откаты».
Сейчас Мининфраструктуры проводит конкурс на замещение должностей руководителей десяти государственных предприятий. В том числе новых руководителей подыскивают для Ильичевского и Бердянского МТП. В министерстве ожидают, что после конкурса команда управленцев пополнится теми, кто имеет нулевую толерантность к коррупции и может сделать предприятия максимально эффективными. «Мы хотим видеть на руководящих должностях талантливых профессионалов новой формации, с европейским мышлением, готовых принимать смелые решения и развивать вверенные им компании. Мы хотим, чтобы в конкурсе приняли участие как можно больше достойных кандидатов с превосходной репутацией, чья система ценностей построена на честности и стремлении быть полезным Украине», — заявил после объявления конкурса замминистра инфраструктуры Владимир Омелян.
«Смена одних людей на других вряд ли исправит систему, — считает представитель порта. — Эту проблему можно решить только продажей/концессионированием портов частным владельцам. Тогда и уровень зарплат будет конкурентным, и вопрос взяток и воровства снимется».