Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/agrarii-nadeyutsya-chto-tkachev-nakonec-to-zajmetsya-voprosam-subsidirovaniya-apk/392980/
|
Новому министру сельского хозяйства Александру Ткачеву достались проблемы с субсидиями, которые, по-хорошему, следовало решить еще 4-5 лет назад, говорят аграрии. Пора снять с регионов нагрузку по обеспечению первичного финансирования, убрать значительную часть административных барьеров и признать, что у регионов есть своя «специализация».
Опрошенные порталом Agro2b.ru аграрии практически единодушно выразили надежду на то, что бывший губернатор Кубани Александр Ткачев на новом посту, наконец, вплотную займется проблемой субсидирования сектора АПК.
Эксперты говорят, что за большими цифрами в Кремле давно перестали видеть главное: какие бы суммы не выделялись на развитие, если доступ к ним перекрыт, «КПД» денег будет чрезвычайно мал. В 2015 г. портфель субсидий для мелких фермеров составил почти 3,5 млрд рублей — эту сумму активно тиражируют СМИ, говоря об усилении поддержки хозяйственников. Только сами фермеры считают, что оперировать нужно совсем другими показателями, чтобы увидеть, есть ли это самое усиление поддержки. И все, как один, уверены: продолжать политику Николая Федорова нельзя, да Ткачев и не станет.
Представитель одного из отраслевых объединений Краснодарского края на условиях анонимности поделился мнением, что в свое время Федоров допустил серьезнейший промах, формируя политику властей в части субсидирования аграриев.
«Первая глупость — то, что, пока фермер не получит поддержку региональных властей, у него не будет доступа к федеральным деньгам.
Получилось, что федеральные власти сказали: «Вы там у себя крутитесь как-нибудь, а мы, если что, поддержим ваши усилия». А ведь должно быть ровно наоборот.
Федоров перевернул пирамиду субсидий. Бюджеты субъектов федерации не так велики, чтобы в адекватных объемах осуществлять первичную поддержку аграриев. Да, есть масса программ, в которых можно было бы поучаствовать, но я могу в них войти, если изначально должен фактически 40% средств предоставить. А в Москве сидят и говорят, что в регионах не хотят участвовать в программах», – сетует собеседник.
Второй промах Федорова – федеральный центр слабо учитывал специфику регионов. Да, в 2015 г. появились узконаправленные программы — например, на Кубани по рисоводству, — но эта практика давно должна была стать повсеместной, считают участники рынка.
Председатель Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Виктор Сергеев надеется, что власти усилят поддержку регионов, с учетом их специализации в том числе.
«Есть объективные показатели, с которыми глупо спорить: климатические условия позволяют получать на Кубани до 80 центнеров зерна с гектара, а на Алтае — всего 15-20 центнеров. Конечно, Алтаю нужно больше субсидий в таком случае. Должен быть такой регулирующий фактор. Но также важно понимать, что у регионов есть определенные возможности, которые необходимо использовать. Вот, говорят — зачем платить южанам, они сами справятся — это тоже крайность. У нас хорошо растет молодой картофель, овощи в целом — а они сейчас очень нужны, чтобы заместить импортную продукцию.
Это означает, что нужно обратить внимание на растениеводство.
Есть краевая поддержка, но надо подключать федеральный бюджет для развития теплиц, систем орошения, закладки виноградников и садов. Это наша специфика, ее нужно учесть.
А другие регионы поймут, если мы получим на это деньги. Овощи ведь нужны всем. Это было бы справедливо», – считает Виктор Сергеев.
Его поддерживают в Агропромышленном союзе Кубани: говорят, что целевые программы по специфике регионов — мощное подспорье для фермеров.
Владелец теплиц в Кореновске Владимир Лихота говорит, что сейчас овощеводы работают на рынке высокого спроса, но доступ к субсидиям даже при возросших потребностях рынка никак не изменился.
«Ткачев очень хорошо знает всю эту ситуацию, он не может не понимать, что надо убрать множество барьеров.
Каждая лишняя подпись, бумажка лишает конечного потребителя продукции, бьет по карману населения»,
– уверен фермер.
Описывая механизм получения субсидий, закрепленный при Федорове, Виктор Сергеев говорит также о мельчайших недочетах, которые заложены в том числе в региональных документах, и которые в итоге могут лишить бизнес денег.
«На недавнем съезде мы вынесли на обсуждение вопрос — кстати, присутствовал и Ткачев — о том, что сдерживающим фактором в получении субсидий на Кубани сегодня являются в том числе региональные постановления.
Например, есть такая норма: если у фермера есть текущая задолженность по налогам, ему отказывают в субсидии. Казалось бы — логично, только вот задолженность может составлять 80 копеек — а из-за них человек не получает 800 тыс. рублей. Или какой-то сотрудник налоговой просто вовремя не внес данные — и все, огромный пакет документов придется собирать заново.
А еще пока оплата в налоговой будет зафиксирована — пройдет до 10 дней. Нам поясняли на съезде в Москве, что это противоречит соглашению ВТО по сельхозу, не должны по таким показателям ориентироваться при предоставлении субсидий. Мы считаем, что эти барьеры необходимо убрать», – говорит Виктор Сергеев.
Директор Агрофирмы «Прогресс» Валерий Неженец тоже надеется, что под руководством Ткачева активизируется работа по субсидиям — во многом потому, что на уровне края губернатор решал очень много проблем в это части — и успешно.
«У Ткачева лоббистские возможности больше, чем у Федорова, который, на самом деле, был крайне невнятной фигурой на посту министра сельского хозяйства.
Надеюсь, активизируется и работа по субсидиям, и по отмене пошлин на зерно»,
– делится мнением Валерий Неженец.
Вместе с тем он говорит, что нет универсального рецепта для упрощения доступа к субсидиям — потому что сейчас все достаточно зыбко.
«Есть субсидии на инвестпроекты, но нужны кипы и кипы документов, есть субсидии в рамках нацпроекта «Развитие АПК» — но там очень сложный отбор, в целом всю процедуру надо упрощать.
Думаю, следует разработать единую для всех систему показателей, чтобы не было такого, что холдинги получают деньги, а малыши остаются ни с чем, потому что вовремя не собрали документы.
Нужны универсальность, понятные критерии, а еще — более-менее внушаемые суммы, потому что многие не хотят собирать все бумаги и подписи из-за маленькой суммы», – говорит Неженец.
Один эксперт рынка АПК на условиях анонимности говорит, что Ткачев прекрасно осведомлен обо всех бумажных барьерах, но нельзя ожидать, что он придет и все сразу изменит.
«В Москве сидит масса клерков, которых свернуть с пути очень сложно. Что такое клерк и его запятая? Приведу пример. В России на дорогие семена (свеклы, подсолнечника и т.д.) платили из расчета на килограмм. В этом году в Москве написали “за посевную единицу” – и сразу остановили субсидии по всей стране. Почему — потому что раньше все документы проходили в килограммах или тоннах, а теперь появились никому не понятные “посевные единицы”. Так что перед Ткачевым стоит очень сложная задача — нейтрализовать таких клерков, настроить процессы заново», – комментирует ситуацию эксперт.
Фермер Иван Ладыга, говоря о проблемах субсидирования малых хозяйств, отметил и «вечную» проблему высоких ставок по кредитам, которую необходимо решать.
«Сегодня кредиты дают под 30%, с субсидией — под 15%. Но если бы банк сразу давал по 15% или меньше, а потом уже разбирался с государством, это стало бы настоящим прорывом для рынка АПК. А сейчас я должен платить 30%, и ждать, когда государство мне что-то отдаст», – сокрушается фермер.
Представитель одного их отраслевых объединений Краснодарского края на условиях анонимности говорит, что для решения проблемы ставок надо переработать более 10 документов — в том числе федерального значения. Но это стало бы революцией.
«Политика государства в части субсидий требовала корректировки еще четыре-пять лет назад, у нас вся господдержка на 60-70 % – это процентная ставка. И эту поддержку еще и получают преимущественно агрохолдинги. А ведь небольшие хозяйства производят 30% от объема продукции, тогда как субсидий получают только 18%: и сами кредиты меньше, и залоговой базы нет, и затраты на сбор документов иногда больше самой субсидии», – резюмирует эксперт.
Генеральный директор компании «Андата» Алексей Бирюков считает, что пока власти могут поддержать малый бизнес хотя бы путем вывода каких-то их функций на внешнюю организацию, единый центр, который будет помогать предпринимателям с бухгалтерией, оформлением бумаг, юрсопровождением. А контролировать такой кластер можно посредством каких-то облачных технологий.
«Для региона потратить 100-200 млн рублей на создание единого центра — не так много, зато бизнес получит серьезное подспорье».