Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/zhiteli-sankt-peterburga-otkazyvayutsya-pokupat-importnye-produkty/390933/
|
В продуктовых супермаркетах в ходу сейчас скидочные товары. Крупные торговые сети договорились о заморозке цен на два месяца. Правда, речь идет не обо всем ассортименте, а максимум о 30 позициях. Скорее всего, покупатель расплатится за эту фиксацию цен либо снижением качества продукта, либо отложенным повышением стоимости. О ситуации на рынке «МК» в Питере» рассказал директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
— Что может быть с ценами на продукты к лету? Их рост продолжится?
— Сложно спрогнозировать. Цены будут в основном зависеть от колебаний курса рубля. Но уже можно сказать, что увеличатся затраты на весенние полевые работы. Это связано с ростом цен на семена, средства защиты растений, корма — они зависимы от импорта. В растениеводстве валютная составляющая пока, к сожалению, доходит до 70 процентов. В 2015 году в среднем на 25–30 процентов увеличатся затраты сельхозпроизводителей на выращивание сахарной свеклы, кукурузы, риса, подсолнечника.
— Покупатели уже отказываются от дорогих продуктов в пользу более дешевых?
— В первую очередь падает спрос на импортные продукты — они подорожали сильнее всего. Потребители начали экономить. Растет спрос на продукцию СТМ (продаваемую под собственной маркой торговой сети. — Ред.), акционные или скидочные товары.
— Почему дорожает отечественная продукция? Действительно ли она так сильно зависит от курсов иностранных валют?
— Цены на отечественные товары растут значительно медленнее, чем на импортные. Например, в январе в сравнении с прошлым годом привозные куриные окорочка подорожали на 30 процентов, а российские — на 20. Но валютная составляющая в отечественных товарах по-прежнему остается высока. Например, в структуре себестоимости простой вермишели она достигает 84 процентов! В большинстве своем производители используют импортные упаковку, оборудование, сырье (зерно, подсолнечник, сахар-сырец), цены на которые формируются на мировой бирже.
— Оказывает ли влияние на рост продовольственных цен жадность оптовиков, перекупщиков, розничных торговцев?
— Нельзя однозначно говорить за всех участников рынка. Никто из них не заинтересован в том, чтобы необоснованно повышать цены, иначе покупатель просто отвернется от твоей продукции и уйдет к конкуренту, товарооборот снизится. Сейчас не та ситуация, чтобы на ней зарабатывать. К сожалению, у нас принято всегда искать крайнего и клеить ярлыки. А нужно просто развивать предпринимательство во всех отраслях, увеличивать уровень импортозамещения, усиливать конкуренцию, повышать эффективность мер господдержки. И тогда времени на поиск виноватых не останется, а эффект от общей работы приведет к экономическому развитию.
— Что же нужно сделать, чтобы сдержать продовольственную инфляцию?
— Все участники рынка — аграрии, производители, ретейлеры — должны объединить усилия для снижения своей маржи. Также нужна поддержка государства — создание и развитие целых отраслей, отсутствующих у нас сейчас, облегчение доступа бизнеса к кредитам.
— Как формируется политика ценообразования? Разница в стоимости одного и того же товара в магазинах одинакового класса доходит до 50 процентов. Чем это объяснить?
— Все зависит от проходимости магазина, затрат на аренду, электричество, воду, отопление, зарплаты сотрудников, логистику, конкуренции с находящимися поблизости торговыми точками… Справедливое ценообразование сложится, когда во всех сетях в прошлое уйдет практика бонусных выплат за место на полке. Если в гипермаркете готовы выставлять такой проплаченный товар вне зависимости от его цены и качества, то покупатель постепенно будет отворачиваться от этого магазина. Большое влияние на цены могут оказывать уровень конкуренции и эффективность логистов.
— Насколько оправданно замораживание цен на социально значимые продукты?
— Решение ретейлеров снизить свою гросс-маржу для сдерживания цен на ряд товаров позволит обеспечить более доступную продуктовую корзину для потребителей. Производители со своей стороны уже снизили маржинальность до минимума и поставляют некоторые товары себе в убыток, отыгрывая потери за счет более дорогих видов выпускаемой продукции. Однако очевидно, что долго ломать законы экономики и продавать продукцию себе в убыток невозможно.
— Как вы относитесь к недавней идее частично отменить эмбарго для некоторых стран Евросоюза при условии, что они инвестируют средства в создание на территории России мощностей для переработки их продукции?
— Тут важна прогнозируемость. Многие российские компании уже инвестировали деньги в развитие производства попавших под эмбарго продуктов. И преждевременное снятие запрета на ввоз может ударить по нашим производителям. Не будем забывать, что импортные продукты более конкурентоспособны — в первую очередь за счет высокого уровня господдержки европейских аграриев. Что касается отрасли переработки, то мы уже импортозаместились во многих ее сегментах. Сейчас необходимо делать ставку на развитие агросектора: сырье, которое мы перерабатываем, должно быть отечественным.