Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/kak-v-leningradskoj-oblasti-podderzhivayut-selskoe-khozyajstvo/386477/
|
Сельхозпроизводители Ленобласти не источают особого оптимизма ни в связи с обещаниями властей увеличить государственную поддержку, ни вообще по поводу скорого импортозамещения.
Введя продовольственное эмбарго, российские власти заявили, что запрещенный импорт будет замещен продуктами отечественных производителей, которых государство активно поддерживает и будет поддерживать еще больше. Увеличение финансирования сельхозпроизводителей уже началось. В начале декабря премьер Дмитрий Медведев подписал ряд распоряжений о распределении уже в 2014 году субсидий на поддержку сельского хозяйства на общую сумму 92 млрд 030,8 млн рублей.
Кое-что из этих денег достанется и Ленобласти. Как сообщил на днях вице-губернатор региона по сельскому хозяйству Сергей Яхнюк, Минсельхоз РФ принял от Ленобласти заявку на субсидирование 45 кредитов на общую сумму 14,1 млрд руб., из низ 23 кредита — в молочном животноводстве и 22 кредита — на реализацию проектов в области птицеводства, мясного животноводства, растениеводства защищенного грунта, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Общий лимит средств федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Ленинградской области на 2014 год составит 3,5 млрд рублей, что на 779,5 млн рублей больше уровня 2013 года. Из областного бюджета в 2014 году на поддержку агропромышленного комплекса выделено 4,2 млрд руб. (114 % к 2013 году), из местных бюджетов – 116,6 млн руб. (рост 28 %).
Однако сами сельхозпроизводители не источают особый оптимизм ни в связи с этим денежным «дождем», ни вообще по поводу скорого импортозамещения. «На самом деле почти половина от федеральных 3,5 млрд руб., а именно, 1,666 млрд руб. – это тянущиеся с 2011 года долги федерального бюджета по предыдущим траншам поддержки 44 инвестпроектов сельхозпроизводителей», — говорит председатель Совета директоров ООО «Леноблптицепром», вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Юрий Трусов. На прямые субсидии сельхозпроизводителям, по его словам, выделяется всего 1,755 млрд рублей. И с ними, как опасается Ю.Трусов, вполне может получиться аналогичная история – пообещают, но не дадут или дадут не полностью, пообещав расплатиться когда-нибудь потом. Хозяйствам придется брать кредиты под эти обещания, но проценты по кредитам субсидии не погашают. А они немалые – порядка 16%, по словам Ю.Трусова.
На их компенсацию направлена другая федеральная программа и она, как сообщил С.Яхнюк, в этом году увеличена на 45 заявок. Но, во-первых, она удовлетворяет далеко не всех получателей кредитов, а во-вторых, погашается лишь ставка Центробанка, то есть, около половины банковского процента. Так что низкая платежная дисциплина Минфина, нарушение им обязательств правительства дорого обходится сельхозпроизводителям, как, впрочем, и самому федеральному бюджету, вынужденному платить за задержки перечисления средств.
Впрочем, малоэффективна сама программа поддержки банковского кредитования сельхозпроизводителей. «Кредиты – это петля на нашей шее, — утверждает Ю.Трусов. — Наша рентабельность настолько низкая, что мы не можем платить высокие проценты по кредитам. Реально сельхозпроизводители могут осилить лишь 3,5 – 4,5% по кредитам. А даже с учетом госсубсидий нам приходится платить вдвое больше». Правда, сельхозпроизводители кредиты все-таки берут, значит, какие-то возможности их возвращать и платить проценты у производителей все же имеются – по-видимому, за счет собственных средств, высвобождающихся благодаря госпрограммам поддержки, в первую очередь, вероятно, областным, которые, по словам Ю.Трусова, в отличие от федеральных, финансируются без задержек и полностью.
Чиновники пытаются улучшить механизм господдержки, но, судя по всему, пока неудачно. На состоявшемся в сентябре в комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти круглом столе (под председательством С.Яхнюка) производители и эксперты раскритиковали проект новой программы господдержки молочной отрасли.
Разработчики предложили перенести частичное возмещение инвестиционных затрат на третий год реализации инвестиционного проекта. При этом субсидирование кредита вообще отменяется, так что в первые два года проектирование, строительство, закупку техники, оборудования и скота до выхода на проектную мощность производители должны осуществлять за счет собственных средств или коммерческих кредитов. Как утверждают производители и эксперты, такой механизм более или менее приемлем для крупных компаний (проект подготовлен с участием Национального союза производителей молока «Союзмолоко», представляющего как раз главным образом крупных производителей и переработчиков). Но он делает практически невозможным осуществление проектов по модернизации и новому строительству средними по размеру и уровню эффективности хозяйствами, являющимися сегодня основными производителями молока в России.
Некоторые сельхозпроизводители жалуются, что не могут получить средства государственной поддержки из-за сильной забюрократизированности процедуры, особенно в последнее время, когда требования к получателям бюджетных средств заметно ужесточились. Это подтверждают и фермеры. Так, расположенное в поселке Сосново Приозерского района животноводческое фермерское хозяйство ООО «КФХ Подкаминского Анатолия Алексеевича», по словам его коммерческого директора Руслана Федорова, четыре месяца собирало бумаги и получило от государства 30 тысяч рублей субсидий на корма, что составляло всего 5% от полугодовой закупки. «Наши затраты на получение этой субсидии совершенно не соответствуют ее размеру, — говорит Р.Федоров. – После этой истории мы перестали обращаться за субсидиями».
В то же время Ю.Трусов утверждает, что хотя бумаг на получение субсидий действительно надо собирать довольно много, но это «дело привычки и определенных навыков». Если освоить процедуру, то потом, по его словам, особых проблем с получением господдержки не возникает. «Один раз заключается договор с комитетом по агропромышленному комплексу, а потом просто регулярно сдается небольшой набор документов на получение очередных субсидий, — говорит Ю.Трусов. – Члены нашей ассоциации не жалуются и полностью получают все положенные субсидии».
Р.Федоров признает, что для специалиста по общению с госструктурами оформление заявки на получение госсредств действительно, наверно, не представляет особых проблем, но его малое предприятие не может себе позволить держать такого человека в штате. Тем более что основные проблемы его хозяйства связаны не с деньгами, а с трудностями расширения производства.
Поначалу ферма занималась свиноводством, дело шло весьма успешно, но потом в Россию проникла африканская свиная чума и правительство приняло программу закрытия мелких свиноводческих хозяйств (за 1 кг убитой свиньи государство доплачивает 70 рублей), за которыми санитарному контролю не уследить, при том, что чума очень заразна и эпидемия может вспыхнуть даже от заражения одной свиньи в мелком хозяйстве. Хотя в Европе при наличии той же угрозы около 60% рынка свинины обеспечивают именно мелкие и средние хозяйства.
Ферме пришлось свернуть свиноводство и переориентироваться на других животных. «У нас теперь каждой твари по паре – есть и бараны, и куры, и коровы, и кролики, и гуси. Правда, страусов еще нет. Основную ставку делаем на баранов», — говорит Р.Федоров.
Но возникла проблема. Начали строить новое помещение для животных, но дело застопорилось из-за бюрократических согласований строительства. «Чиновники все-время требуют какие-то новые бумаги. А расстояния в Ленобласти очень большие – каждый раз бумагу приходится возить за десятки километров. Электронный документооборот до сих пор не налажен. Электронную подпись чиновники не признают», — сетует фермер. Прошло уже много времени с начала процесса, а новой овчарни так и нет. «В то же время субсидии дают на увеличение стада, на закупку кормов для них, но мы не можем закупать новых животных, пока для них не построены помещения, — говорит Р.Федоров. – Комплексной целевой программы, которая включала бы создание всего необходимого для расширения производства, не существует. А существующие программы прописаны не для людей». Тем не менее, ферма собирается подавать заявки на господдержку. «В какие-то программы мы все же рассчитываем вписаться», — не унывает Р.Федоров.
Как утверждала РБК-Петербург представитель ассоциации молочных производителей «Союзмолоко» Мария Жебит, молочные производители, несмотря на субсидии, работают на грани рентабельности. Их бизнес построен только с учетом субсидий. Когда их нет, рентабельность критично падает. Помимо общих проблем со сбытом, особенно мучающих мелких и средних сельхозпроизводителей (подробнее в материале РБК), имеется еще целый ряд негативных факторов: постоянно дорожающая электроэнергия; растущие при ослаблении рубля цены на импортные корма; постоянно меняющейся уровень субсидирования отрасли. М.Жебит говорила это еще в апреле этого года. С тех пор курс рубля опустился почти на 40% и было введено продовольственное эмбарго – все это свело импорт кормов к минимуму. Замещению их отечественными кормами мешает не только нехватка современных технологий производства, но и недавно объявленное повышение цен на зерно, что неизбежно приведет к удорожанию даже низкокачественных отечественных кормов.
А птицефабрики, как утверждает Ю.Трусов, и вовсе субсидий не получают уже много лет. «Считается, что птицеводство – высокорентабельная отрасль, — говорит он. – Хотя на самом деле это абсолютно не так». Птицеводство страдает от тех же факторов, что и молочная отрасль. «Помимо кормов, нам постоянно нужны витамины, ветеринарные препараты и еще много того, включая оборудование, что в России перестали производить», — подчеркивает Ю.Трусов.
Справедливости ради стоит отметить, что при всем том, по уровню развития сельскохозяйственного производства Ленобласть находится среди лучших регионов страны: занимает первое место в России по молочной продуктивности коров, первое место по производству яиц, третье — по производству мяса птицы и выращиванию форели.