Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/v-peru-obsudili-dalnejshuyu-sudbu-ehkosistemy-zemli/386029/
|
Что придет на смену Киотскому протоколу?
В столице Перу городе Лиме проходит 20-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата / 10-е Совещание сторон Киотского протокола.
В течение 12 дней участники конференции проведут консультации по противодействию климатическим изменениям. Одна из ключевых задач – согласование конкретных параметров нового международного климатического режима на период после 2020 года. Основой для этого служат документы, подготовленные специальными рабочими группами, а также предложения стран – участниц климатического саммита ООН, прошедшего в сентябре 2014 года в Нью-Йорке.
В день открытия конференции в Лиме было опубликовано заявление спецпредставителя Президента РФ по вопросам климата Александра Бедрицкого. В тексте заявления содержатся принципиальные позиции Российской делегации. Прежде всего, новое климатическое соглашение должно строиться на основе принципов РКИК ООН, включая принцип общей, но при этом дифференцированной ответственности. Обязательства, вклады развитых и развивающихся стран могут быть различными по содержанию, но все они должны быть зафиксированы в рамках единого международно-правового документа, иметь юридически обязательный характер и подлежать отчетности.
Участникам конференции в Лиме необходимо принять решение о сроке действия нового соглашения. Это должен быть период, достаточный для развертывания программ экономической модернизации и технологического перевооружения, а именно – 10 лет, то есть до 2030 года.
Александр Бедрицкий отметил, что за последние 20 лет Российская Федерация успешно выполняла свои обязательства по РКИК и Киотскому протоколу. Кроме того, указом Президента Российской Федерации закреплена внутренняя национальная цель сокращения к 2020 году объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 % их выбросов в 1990 году.
Большие надежды возлагаются на конференцию в Лиме в решении вопросов финансово-технологического блока климатического процесса. Российская Федерация не имеет финансовых обязательств по взносам в фонды РКИК ООН. Вместе с тем Россия и ранее заявляла о готовности оказывать финансовое содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой, в том числе странам СНГ.
Очевидно, что в новом соглашении леса должны играть более существенную роль. Россия как страна, обладающая обширными лесными ресурсами, заинтересована в надлежащем учете фактора землепользования и лесов в новом соглашении. При этом, признавая важность проблемы сохранения тропических лесов, Россия выступает за унификацию вопросов землепользования и лесной тематики в новом соглашении.
Предлагается отразить в новом соглашении принципы учета лесов. Должны быть разработаны недискриминационные подходы к учету деятельности в секторе землепользования и лесного хозяйства. Правила учета в этом секторе должны быть сопоставимы для всех стран – развитых и развивающихся, они должны применяться с начала действия периода обязательств нового соглашения.
Большой интерес в Лиме вызвал доклад, подготовленный Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК). Доклад представляет собой самую всеобъемлющую оценку изменения климата, которая когда-либо предпринималась. Главная цель авторов – предоставить информацию политикам, чтобы те в свою очередь предприняли необходимые конкретные действия. Доклад является результатом многолетней работы научного сообщества, занимающегося изучением изменения климата. Над ним трудились более 830 ведущих экспертов из более 80 стран. В докладе говорится, что изменение климата грозит экосистеме Земли, всему человечеству опасными и необратимыми воздействиями, однако пока еще существуют варианты по ограничению возможных последствий.
По мнению авторов доклада, влияние человека на климатическую систему является очевидным и все более значительным. Исследования подтверждают, что изменение климата регистрируется во всем мире, а потепление является неоспоримым фактом. Начиная с 1950-х годов многие наблюдаемые изменения являются беспрецедентными.
Предлагаются разные варианты адаптации и смягчения воздействий для ограничения потепления климата в XXI веке до 2 ?C. Один из путей – это сохранение и восстановление лесов и других природных экосистем, которые является естественными поглотителями углерода на земле.
Владимир ДМИТРИЕВ, Лима, Перу
В Лиме предлагается достичь определенного успеха в координации усилий по подготовке нового глобального соглашения. Что касается лесов, есть несколько задач, требующих решения на этой встрече. Прежде всего необходимо сделать доступным механизм REDD+ (Сокращение обезлесения и деградации земель) для всех стран, а не только для тропических. Кроме того, важно открыть «окно» для финансирования проектов REDD+ в Зеленом климатическом фонде (GCF), который оказывает содействие в реализации экологических программ.
В рамках конференции планируется совместный сайд-ивент официальной российской делегации и некоммерческой организации «Центр экологических инноваций». Тема – «Цели и задачи российской политики в области климата до 2020 года и перспективы на 2030 год». В ходе сайд-ивента будет представлен российский опыт реализации лесных проектов в рамках экономических механизмов Киотского протокола.
В России было создано два лесных проекта: один на Дальнем Востоке – «Бикинский углеродный проект в ареале обитания тигра. Приморский край, Российская Федерация» (община «Тигр» при поддержке фонда дикой природы WWF), второй на Алтае – «Поглощение углерода путем лесоразведения в отдаленных районах Сибирского региона Российской Федерации» (Центр экологических инноваций).
Приморский проект был успешно реализован на углеродном рынке: за поглощенные лесами тонны СО2 были получены денежные средства. Суть Бикинского проекта в том, чтобы продемонстрировать, что доход от лесных ресурсов можно получить не при заготовке древесины, а при ведении устойчивого лесного хозяйства. Коренные жители общины «Тигр» занимались традиционным лесопользованием – сбором даров леса и охотой. На их лесные угодья неоднократно претендовали лесорубы, но местные жители их не пускали, мотивируя это тем, что если лес вырубят, то они останутся без традиционных мест заготовки даров леса. Всемирный фонд дикой природы WWF помог местным жителям отстоять родные угодья, оформить проект в рамках Киотского протокола, в котором учитывается поглощение лесами углерода.
Сутью Алтайского проекта стало создание лесных полос на сельскохозяйственных землях для защиты почвы от эрозии. Центр экологических инноваций взял бывшие колхозные земли в аренду, на которых и был реализован углеродный проект в рамках Киотских соглашений.
Надо признать, что тема лесополос остается в России неурегулированной. Их площадь катастрофически уменьшается. В 2011 году в Алтайском крае была проведена инвентаризация лесополос: из 140 тыс. га, которые были в 1990 году, сейчас осталось всего 69 тыс. га. Пример Алтайского края как в капле воды показывает общее состояние лесополос в нашей стране. А от их состояния напрямую зависит сельскохозяйственная и, соответственно, продовольственная безопасность России. На Алтае уже появились поля, где зерно засевают только по периметру, а в центре полей в результате эрозии почвы плодородного слоя вообще нет.
Еще в начале прошлого века великий русский почвовед В. В. Докучаев на эксперименте в Воронежской губернии, в Каменной Степи, вывел универсальное соотношение для устойчивого сельского хозяйства: 15–20 % площадей должно быть занято лесополосами, 10 % – водоемами, 10 % – объектами инфраструктуры (дороги, склады, жилье), а остальное – сельскохозяйственными угодьями.
В связи с этим необходимо учесть все возможности грядущего глобального климатического соглашения, чтобы российские леса и лесополосы получили реальные экономические механизмы, способствующие сохранению и возрождению лесов. Отметим, что все больше стран заинтересовано в усилении вклада лесов в регулирование климата.
В связи с этим российской официальной делегации в ходе переговоров и консультаций важно, чтобы в соглашении были установлены единые правила для всех стран, в том числе и по вопросам вклада лесного хозяйства. Очень важно, чтобы новые и существующие механизмы учета лесов, реализации и финансирования лесных проектов были применимы ко всем странам и не носили дискриминационный характер.
В перспективе необходимо, чтобы полученные в результате реализации лесных проектов тонны поглощенного лесами углекислого газа имели доступ на международные углеродные рынки. Это позволит получить дополнительные возможности для реализации лесных проектов в рамках нового глобального климатического соглашения, что в свою очередь даст возможность охраны существующих и создания новых лесов и лесополос.