Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/ob-osobennostyakh-provodimoj-implementacii-ee-perspektivnosti-dlya-ukrainskogo-selskogo-khozyajstva/384238/
|
Недавно Украина начала процесс имплементации Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Непосредственно он коснулся и АПК. В сентябре – в начале октября в нашей стране побывала миссия специалистов Офиса по вопросам продовольствия и ветеринарии (Food and Veterinary Office) гендиректората Европейской комиссии САНКО. Она проинспектировала некоторые отечественные предприятия.
Об особенностях проводимой имплементации, ее перспективности для украинского сельского хозяйства говорим со специалистом по вопросам аграрной политики Проекта USAID «АгроИнвест» Наталией СЕПЕРОВИЧ.
— Имплементацию соглашения об евроинтеграции Украина проходит в ускоренном темпе. Чем это обусловлено – политической целесообразностью или экономическими потребностями?
— Европейский рынок для отечественного аграрного сектора приобрел весьма важное значение. Особенно с учетом последних событий, которые имеют место на юге и востоке нашей страны. Из-за них мы почти потеряли российский рынок для нашей сельхозпродукции. В подтверждение этого, по официальной информации, в 2013 году доля Российской Федерации в общем экспорте мяса из Украины составляла 34%, а говядины еще больше – 72%. В текущем году доля экспорта мяса в Россию уменьшилась на треть. Поэтому потеря этого рынка весьма чувствительна для отечественных товаропроизводителей. Значит срочно нужно искать ему замену.
Важно, что в 2014 году (данные за 8 месяцев) из Украины был увеличен экспорт мяса и мясопродуктов на 17% к уровню прошлого года. При этом основными странами-импортерами стали Вьетнам, Грузия, Ирак, Узбекистан, Казахстан, Молдова, Нидерланды. Доля стран ЕС пока еще незначительна. Однако в связи с необходимостью расширения экспорта и на внедрение Соглашения об ассоциации главный акцент уже сегодня должен делаться особенно на рынок Евросоюза, а имплементационные мероприятия для украинских сельхозпроизводителей, прежде всего, будут иметь сугубо экономическое значение.
— Какие мероприятия в рамках имплементации намечено выполнить?
— Первым шагом является гармонизация национального законодательства с европейским. Главным образом это касается безопасности и качества пищевых продуктов, максимального обеспечения интересов потребителей, создания прозрачных условий ведения хозяйственной деятельности, повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.
На сегодняшний день уже сделаны некоторые шаги в этом направлении. В частности, принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов» №1602 от 22 июля 2014 года, который предусматривает новую редакцию Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов». Новый закон вступит в силу 20 сентября 2015 года. Кроме того, внесены изменения еще в 12 законодательных актов. Среди них законы «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции», «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов», «О защите прав потребителей» и некоторые другие.
— Закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов» весьма важен, ведь он предусматривает внедрение в Украине европейской модели системы гарантирования безопасности и качества продуктов питания, что базируется на процедурах НАССР.
— Этим законом также предусмотрено создание единого контролирующего органа в сфере безопасности пищевых продуктов, упразднение разрешительных документов и процедур, которые отсутствуют в ЕС, внедрение европейских принципов регулирования ГМО.
Возьмем сою. Украинские сельхозпроизводители выращивают сою, применяя при этом генетически модифицированные сорта, но ни один из них до сих пор не зарегистрирован Министерством аграрной политики и продовольствия Украины в соответствии с Порядком государственной регистрации генетически модифицированных организмов сортов сельскохозяйственных растений в открытой системе (постановление КМ Украины №808). По этой причине мы можем экспортировать сою только для непродовольственных потребностей.
— Недавно Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно идентификации и регистрации животных». По вашему мнению, он ускорит имплементационный процесс или прибавит головной боли животноводам?
— И то, и другое, ведь упомянутый закон заставит нас работать по европейским правилам. И чтобы подтянуться к ним, нужно хорошо постараться, а иногда – и потратиться.
Принцип прост: если мы хотим выйти на европейский рынок со своей животноводческой продукцией, то должны предоставить полную гарантию ее безопасности и качества. Затем нужно обеспечить отслеживание прохождения этой продукции по всей маркетинговой цепочке. А это можно сделать лишь при условии, если скот будет идентифицирован и зарегистрирован, когда о нем будет собрана вся необходимая информация и открыт доступ к ней. Этим законом также предусмотрено, что для обеспечения идентификации и регистрации животных, которые содержатся и разводятся в хозяйствах населения, предоставляется государственная поддержка, то есть, эти работы осуществляются для физических лиц бесплатно.
— Раньше никто не сомневался в качестве и безопасности нашей мясомолочной продукции. Может, мы не туда ее направляли?
— Раньше молочную продукцию мы преимущественно экспортировали в Россию. Российские и украинские стандарты были достаточно приближены между собой. Требования к качеству молока были ниже европейских. Поэтому сельхозпроизводители и особенно переработчики не слишком заботились об этом. Они также не спешили внедрять систему контроля над безопасностью продукции НАССР.
Ныне европейский рынок затребует от них осуществить все мероприятия, которые обеспечат качество и безопасность продукции.
— Что более всего сдерживает экспорт молочной продукции?
— Низкое качество отечественного сырья для производства продукции, в частности, молока. Оно преимущественно производится хозяйствами населения. А там до сих пор в основном работают дедовские технологии, например, ручное доение. Не соблюдаются технологии по быстрому охлаждению молока, что отрицательно сказывается на его качестве.
В целом ежегодно отечественные предприятия перерабатывают почти 5 млн. тонн молока, половина которого поступает от личных крестьянских хозяйств. Отсюда и острота проблемы. Однако выход из сложившейся ситуации есть. Ныне Министерство аграрной политики и продовольствия Украины совместно с представителями общественных организаций, проектов технической помощи, ведущих экспертов рассматривает возможность создания на базе личных крестьянских хозяйств семейных фермерских хозяйств. Эта идея не только поддерживается «АгроИнвестом» — мы активно работаем над ее воплощением.
Создание семейных ферм даст нам возможность отойти от применения примитивных технологий, в том числе, в сфере производства молока. Каждая из них, как показывает практика, будет держать приблизительно 8-10 коров. А это то количество, которое, как минимум, потребует доильных установок.
Да, техническое и технологическое обновление потребует значительных инвестиций. Хозяевам созданных небольших ферм собственных средств для этого не хватит, да и коммерческие банки с ними особенно считаться не будут. Поэтому об их поддержке в первую очередь должно позаботиться государство.
— А как в этом контексте выгладят растениеводство, плодоовощеводство, птицеводство?
— С растениеводческим сектором у нас нет уж слишком больших проблем. Наше зерно успешно продается на внешних рынках. Поступает оно и в Европу, особенно, зерно кукурузы.
К слову сказать, по объемам экспорта зерна Украина уже вышла на второе место в мире. Мы находимся в лидерах и по объему продажи растительного масла. Несмотря на военные действия на Донбассе, его производство увеличивается.
Овощеводством преимущественно занимаются хозяйства населения, а они в основном реализуют свою продукцию на внутреннем рынке. Причем продают ее на базарах, на стихийных рынках, ведь на организованные рынки им путь, к сожалению, закрыт.
Причина банальна – личные крестьянские хозяйства не имеют статуса сельхозпроизводителя.
К тому же в плодоовощеводстве наблюдается острая конкуренция. Ее подстегивают польские и некоторые другие зарубежные производители. Хотя должна сказать, что в последнее время в Украине начали появляться компании, которые успешно входят в этот бизнес, занимают ниши не только на внутренних, но и на внешних рынках. Они применяют современные технологии, передовые системы управления качеством продукции, занимаются созданием мощностей для хранения и переработки овощей и пр.
С прошлого года европейский рынок начало осваивать украинское птицеводство. И должна сказать, что оно это делает достаточно успешно. Наша беспошлинная годовая квота по условиям договора равняется 36 тыс. тонн. Думаю, что вскоре наши птицеводы подадут заявку на ее увеличение до 80-100 тыс. тонн в год в рамках автономных торговых преференций, которые со стороны Европейского Союза продлены Украине до конца 2015 года.
— Недавно в Украину приезжали специалисты специальной комиссии Офиса по вопросам продовольствия и ветеринарии гендиректората Европейской комиссии САНКО. Чем конкретно они занимались?
— Они проверяли готовность к экспорту в ЕС молочной продукции украинских предприятий. В молочном сегменте ситуация неплохая. Некоторые предприятия уже приняли участие в этой проверке и, по прогнозу Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, могут ожидать положительный вывод. Окончательное решение будет готово где-то через полгода.
Также планируется проверка предприятий по производству свинины. По разным источникам, по свинине было заявлено много предприятий, однако на сегодня отобрано лишь три. Их будут проверять в ближайшие месяцы.
— Процедура аудита очень сложна. Что она предусматривает?
— Исследуется не только, скажем, переработка молочной продукции. Во внимание также принимается наличие на предприятиях системы гарантирования безопасности и качества продуктов питания, что базируется на процедурах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points – анализ опасных факторов и критические контрольные точки), инспектируются все лаборатории, проверяются корма, отслеживается, все ли коровы идентифицированы. Не остаются без внимания и вопросы, связанные с качеством сырья, и даже те, что связаны с его транспортировкой. То есть, проверяется вся цепочка от поля до стола.
— Такие проверки будут регулярными?
— Они будут проводиться каждый раз, когда будут появляться новые желающие получить пропуск на европейский рынок. Нынешний аудит проходят первые украинские предприятия. Они сделали заявку на его проведение, и теперь с ними работает специальная комиссия Офиса по вопросам продовольствия и ветеринарии (Food and Veterinary Office; FVO).
— Что помимо пропуска на европейский рынок получат предприятия, которые пройдут такую тщательную проверку?
— Эти предприятия получат соответствующий сертификат. И когда предприятие его получит, то сможет экспортировать свою продукцию куда угодно. Например, в страны Африки, Дальнего Востока, в Китай. Всюду европейские подходы относительно обеспечения качества и безопасности продукции признаются и высоко ценятся.
Об отечественных предприятиях, отвечающих европейским стандартам, узнают все желающие. Они будут публичными. О них будут много писать и говорить. Будут называться марки продукции, соответствующей этим стандартам. Поэтому потребители и на внутреннем рынке больше будут обращать внимание на их продукцию. Значит, на нее будет расти спрос, и, соответственно, цена.
Начатые имплементационные процессы положительно скажутся также и на модернизации сельхозпроизводства. Все это даст возможность повысить эффективность труда, его производительность. То есть, конкурентоспособность отечественной аграрной отрасли существенно возрастет как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
— С какими проблемами мы чаще всего сталкиваемся, и как они будут решаться?
— Остановлюсь лишь на двух проблемах. Одна касается личных крестьянских хозяйств. Они и в дальнейшем будут заниматься производством молока. Однако молоко, произведенное личными крестьянскими хозяйствами, в Европу не доедет. Оно будет преимущественно продаваться на внутреннем рынке. Хотя, думаю, в дальнейшем и наш потребитель захочет покупать более качественное молоко, и это будет подталкивать собственников личных крестьянских хозяйств к укрупнению – созданию ферм семейного типа и объединений – созданию сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Это позволит внедрить новые технологии и повысить качество молока, производимого в этих хозяйствах.
Если говорить о производстве говядины, то во все годы мы преимущественно выращивали коров двух пород – мясомолочной и молочно-мясной. А нужно активно заниматься выращиванием специализированного мясного скота. Он будет соответствовать стандартам говядины, действующим в Европе.
На сегодняшний день выход мяса говядины у нас преимущественно составляет приблизительно 48-52%, а если выращивать специализированный мясной скот, то выход мяса превысит 60%.
То есть, сельскохозяйственным предприятиям нужно серьезно заниматься племенным делом. Однако отечественная селекция скота не очень развита, ведь годами в ее развитие не вкладывали финансовых ресурсов. Поэтому нужно покупать нетелей или бычков мясных пород на европейском рынке. Но сделать это будет достаточно сложно, ведь на этот племенной скот поступают заявки не только от нашей страны.
— На какой срок рассчитаны имплементационные мероприятия?
— Они рассчитаны на 2014-2017 годы. Как видим, времени мало, а нужно сделать еще очень много. Поэтому нужно спешить, учитывая нынешние и будущие вызовы.