Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/sposoben-li-altaj-nakormit-vsyu-rossiyu-mnenie-ehkspertov/383469/
|
16 октября в Барнауле впервые начнет работу биржа деловых контактов «АлтайПродМаркет», призванная соединить местных производителей продуктов питания и представителей крупнейших торговых сетей. Алтайскую пищевую отрасль будут представлять более 70 компаний. Со стороны ритейлеров — более 30. Как заявляют местные власти, мероприятие будет взаимовыгодное: предприятия освоят новые рынки сбыта своей продукции, а торговые сети восполнят пробелы в ассортименте, возникшие из-за исключения импортной продукции. Произойдет ли это и сможет ли Алтай накормить Россию, об этом рассуждают производители продукции, ритейлеры и чиновники.
Согласно официальным данным на конец августа, удельный вес алтайской продукции в ассортименте местных магазинов составил 62%. По отдельным группам — мясные полуфабрикаты, хлеб, молочная продукция — он превышает 80%. Что касается импорта, то его доля равна 3–5%. В федеральных торговых сетях она чуть выше — около 10%. В первые дни введения Россией продовольственных санкций представители федеральных торговых сетей сообщили, что планируют расширить сотрудничество с Израилем, Турцией, Латинской Америкой и Северной Африкой.
Татьяна Зеленина: «Проблема дороговизны ж/д перевозок действительно существует»
По словам начальника Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, вопрос транспортировки местного продовольствия в отдаленные регионы может быть решен положительно. Соответствующая просьба была отправлена в правительство.
— Прошло два месяца с момента, когда Россия ввела продовольственные санкции в отношении ряда товаров из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. За это время отметили ли вы возросший интерес к нашим продуктам питания?
— Спрос на продукты питания, произведенные в Алтайском крае, традиционно высокий. Рост объемов производства в пищевой отрасли региона, который мы наблюдаем, прямым образом отражает рост интереса к этой продукции. Так, по итогам работы января – августа текущего года индекс промышленного производства пищевых продуктов в регионе составил 105,0% к аналогичному периоду прошлого года.
Положительная динамика наблюдается в выпуске растительных масел, круп, масла сливочного, сыров, воды минеральной, нектаров, сыворотки, молока, цельномолочной продукции, мясных полуфабрикатов и других продуктов. За восемь месяцев года объем отгруженной продукции собственного производства увеличен на 4,1%. У товаропроизводителей благодаря объявленному курсу на импортозамещение появилась уникальная возможность нарастить объемы производства и расширить ассортиментный портфель. Прежде всего нужно обеспечить рост производства сельхозпродукции, необходимой в переработке, — сырого молока, зерна, мяса.
— Можете назвать конкретные примеры новых поставок алтайского продовольствия в регионы, которые до этого момента были для нас недосягаемыми?
— Алтайское продовольствие можно встретить на полках магазинов практически всей страны. Поэтому сейчас задача не столько завоевать новые регионы, сколько укрепить свои позиции там, где алтайские продукты уже есть, то есть увеличить объемы поставок туда и восполнить пробелы в ассортименте, которые возникли из-за исключения импортной продукции.
— Какие позиции, на ваш взгляд, будут наиболее востребованными в связи с продовольственными санкциями?
— Прежде всего востребованными будут мясо и мясные продукты, сыры, овощи и плодоовощная продукция, крупы, сливочное масло, различные виды растительных масел, которыми славится наш край, — льняное, кедровое, подсолнечное. Стоит отметить, что соотношение цены и качества алтайского продовольствия будет интересно нашим партнерам из других регионов.
— Существует мнение, что выходить на рынки европейской части страны нашим товаропроизводителям будет сложно из-за высоких транспортных затрат. Вы с этим согласны? Можно ли это нивелировать?
— Проблема дороговизны железнодорожных перевозок действительно существует.
Администрация Алтайского края занимается лоббированием льготного транспортного тарифа. Регион уже представил правительству страны свои предложения по этому поводу. Мы возлагаем большие надежды на положительное решение данного вопроса, возможно, и за счет субсидирования транспортных затрат алтайских производителей.
Петр Боос: «Спрос на мясные деликатесы уже очень высок»
Генеральный директор компании «Брюкке» утверждает: российские потребители все чаще покупают отечественные продукты питания. Связывает он это с взыгравшим чувством патриотизма. Руководитель мясоперерабатывающего завода не исключает, что на этой волне могут «подняться» и алтайские предприятия.
— Петр Рогустович, представители молочной отрасли края говорят, что за время продовольственных санкций спрос на их продукцию не вырос. И вообще, на этот счет они высказываются довольно скептично. У вас за последние два месяца что-то изменилось в этом плане?
— В этом году мы впервые увеличили объемы производства. Сбыт идет свободно, на складах ничего не задерживается.
— Вы это связываете непосредственно с запретом импорта?
— На этот вопрос сложно ответить, надо проводить специальный анализ. Но клиенты у нас добавились, могу сказать точно. Правда, они не очень крупные.
— На ваш взгляд, стоит ли в связи с санкциями увеличивать производство? Не получится ли так, что алтайские товаропроизводители пойдут на это, а завтра все запреты отменят. Ведь это может повлечь прямые убытки.
— А кто может точно сказать, когда снимут эти запреты: через полгода, через год? А может, вообще не снимут? Я считаю, мы должны так работать, чтобы при любых условиях наша продукция имела спрос. А вообще, я не думаю, что наш народ будет кидаться на импортное.
— Местные чиновники утверждают, что мясные деликатесы с Алтая могут быть востребованы в Москве и Санкт-Петербурге. Согласны?
— Могу сказать, спрос на мясные деликатесы уже очень высок. Летом нам даже не хватало этой продукции. Завод не успевал отработать все заказы. Сейчас ситуация аналогичная.
— Как вы думаете, могут ли такие небольшие по российским меркам предприятия, как ваше, выходить на рынки европейской части страны, где может образовываться вакуум из-за запрета импорта?
— Я полагаю, что да. Делать это мы можем только за счет качества своей продукции. Недавно я вернулся из Москвы. Специально обошел там несколько крупных магазинов, прислушивался, о чем говорят покупатели. Почти везде люди интересуются, импортная продукция или нет. И берут в основном российское. На покупателя сегодня сложно воздействовать, но то, что чувство патриотизма помогает ему делать выбор, это очевидно.
К сожалению, в регионах люди ориентируются прежде всего на цену продукции. Может, они и хотели бы взять колбасу дороже и качественнее, но нет возможности. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, где уровень жизни выше, ситуация несколько иная. Покупатель здесь в первую очередь оценивает качество продукции. Сюда нам и надо стремиться.
Мария Курносова: «Мы хотим найти новых поставщиков с интересной продукцией»
В следующем году «АШАН» планирует открыть первый гипермаркет в Алтайском крае. Как сообщила директор по внешним коммуникациям компании в России, уже сейчас торговая сеть работает примерно с 20 поставщиками из нашего региона. Претензий и нареканий по качеству алтайской продукции у торговой сети нет.
— Работает ли ваша торговая сеть с производителями продуктов питания из Алтайского края? Если нет, то почему?
— Компания «АШАН» работает примерно с 20 производителями продуктов питания Алтайского края. Это производители молочной и кисломолочной продукции, сыров, рыбы, меда, круп, кондитерских, хлебобулочных и макаронных изделий. В основном это скоропортящиеся товары, которые поставляются в такие города, как Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Тюмень. Но есть поставщики, чья продукция продается во всех гипермаркетах «АШАН». Одним из таких примеров является производитель сыров компания «Киприно». Объемы поставок зависят от поставщиков и конкретного региона, поэтому сложно дать общую оценку.
— В связи с санкциями не планирует ли «АШАН» расширить сотрудничество с алтайскими товаропроизводителями? Какие продукты питания вам были бы потенциально интересны?
— Работа с российскими производителями всегда была у нас в приоритете. Согласно общей ассортиментной политике около 80% товаров, представленных в гипермаркетах «АШАН», российского производства. История с эмбарго влияет на наш ассортимент. На одних отделах это отразилось сильнее, чем на других. Но нам интересно сотрудничество с алтайскими производителями, прежде всего в связи с тем, что у нас есть планы по открытию гипермаркета в Алтайском крае в следующем году.
— Существует мнение, что алтайские продукты ассоциируются у людей с чем-то экологически чистым и полезным. Что вы на этот счет думаете? Есть ли такое представление у ваших покупателей в европейской части страны?
— Компания «АШАН» пока не проводила специальных маркетинговых исследований по данному вопросу.
— Местные чиновники заверяют, что алтайская продукция полностью отвечает современным требованиям крупных федеральных сетей, таких как «АШАН», по объемам поставок, упаковке, маркировке. Так ли это?
— На данный момент мы не можем говорить о наличии жалоб или претензий с нашей стороны к продукции тех компаний, с которыми мы уже работаем.
— Планирует ли «АШАН» посетить торгово-производственную биржу деловых контактов «АлтайПродМаркет»? Если да, то чего вы ожидаете от этого мероприятия?
— Да, представители компании «АШАН» планируют посетить биржу деловых контактов «АлтайПродМаркет». На этом мероприятии мы хотим найти новых поставщиков с интересной продукцией и привлекательными ценами. Вот уже на протяжении 12 лет присутствия «АШАН» в России приоритетом компании является закупка товаров напрямую у производителя, минуя посредников. Мы заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с партнерами по разным гаммам товаров — это и бренды производителей, и создание экономичных товаров (первой цены), и товаров под СТМ.
Опрос. А что у вас изменилось за время санкций?
В начале сентября местные власти сообщили: торговые сети и органы исполнительной власти Якутии, Москвы, Санкт-Петербурга, а также регионов Дальнего Востока после запрета ввоза на территорию страны иностранного продовольствия заинтересовались алтайскими продуктами. Их интересовали поставки продукции с длительным сроком хранения: сыра и сливочного масла, мясных деликатесов и колбасных изделий, крупяной продукции. В этой связи мы решили спросить: а что у вас изменилось за время санкций?
Денис Зюзин, генеральный директор ГК «Киприно»:
Сейчас есть повышенный спрос на качественные сыры, но для их выпуска необходимо такое же качественное молоко-сырье. Статистика показывает, что за последние 10 лет его производство в России выросло всего на 3%. А спрос на сыры увеличился на 20–30%. Покупатели нам звонят, спрашивают про сыр. Мы бы и рады его сделать, вот только из чего? Так и получается, что своими санкциями наша страна поддерживает только Белоруссию.
Иван Зырянов, генеральный директор тепличного комбината «Индустриальный»:
Ничего. Санкции на нас никак не отразились. Основные конкуренты из Китая и Узбекистана как работали, так и работают на нашем рынке.
Александр Орлов, директор свинокомплекса «Фунтики» Топчихинского района:
Наша свинина стала более востребованной. Правда, не могу точно утверждать, связано ли это с продовольственными санкциями России или в целом ситуацией на рынке. В любом случае я оцениваю это только положительно.
На 13,4% возросло производство сыра и сырных продуктов в Алтайском крае за 8 месяцев нынешнего года.