Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/gpzku-vykupaet-nerentabelnuyu-perevalku/381246/
|
Подопечные аграрного министра выкупают нерентабельную перевалку у экс-«регионала».
На прошлой неделе Антимонопольный комитет разрешил ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» (ГПЗКУ) приобрести контрольную долю в уставном капитале одесского ООО «Украинская национальная стивидорная компания» (УНСК). По данным «ДС«, ГПЗКУ планирует стать ее единоличным собственником, купив 100%-ную долю у нынешнего владельца — кипрской Grandbis Holdings Limited. Основным бенефициаром кипрской фирмы считается Юрий Крук-младший — депутат Одесского горсовета, чей отец, Юрий Крук-старший, является действующим депутатом Верховной Рады, только в феврале этого года вышедшим из фракции Партии регионов.
Выбор ГПЗКУ, которая в последнем маркетинговом году экспортировала в Китай порядка 3 млн т зерновых, можно считать как минимум странным. Основанная в 2001 г. Украинская национальная стивидорная компания никогда не специализировалась на перевалке сельхозпродукции — она традиционно занималась перевалкой металлопроката, на хранение и отгрузку которого ориентирована ее инфраструктура. Перевалочной базой компании является причал №14 Одесского морского торгового порта, который находится в самом центре города, рядом с гостиницей «Одесса» на морвокзале. «Зерновой терминал — это огромное количество пыли. Можно представить, что будет с пассажирскими судами, заходящими в Одессу, если он заработает. В порту есть более удобные места для зерноперевалки», — сообщил «ДС» руководитель одной из стивидорных компаний. Он добавил также, что причал, на котором работает УНСК, является недостаточно большим, чтобы принимать суда класса Panamax длиной 200-225 м и осадкой 12-12,5 м. «Там все нужно перестраивать и переделывать, на что уйдет несколько лет и очень много денег», — добавил он.
По данным «ДС», в последние годы положение Украинской национальной стивидорной компании было, мягко говоря, не лучшим. Если еще в 2003-2004 гг. она перерабатывала до 700 тыс. т грузов в год (преимущественно металла), то к прошлому году этот показатель сократился почти наполовину. А за 2013 г. чистый доход компании составил всего 24 млн грн., а убытки превысили 8 млн грн. В нынешнем году положение УНСК снова ухудшилось, поток металла через нее практически иссяк, и ее начали атаковать в судах кредиторы (Одесский морской торговый порт, Администрация речных портов), требуя возврата нескольких миллионов гривень долгов. В подобной ситуации семья Круков начала искать покупателя на свой проблемный актив, которым согласилась стать ГПЗКУ, подконтрольная Министерству аграрной политики и продовольствия. Сумма сделки не раскрывается. Впрочем, как говорят опрошенные «ДС» конкуренты УНСК, ее рыночная стоимость на сегодняшний день не превышает 10 млн грн.
«Но поскольку в этой сделке явно больше политики, чем экономики, я допускаю, что покупатель может заплатить в разы больше», — сказал источник в Одесском морском порту. Тот факт, что ГПЗКУ в этом году и без УНСК показал рекордные убытки (в январе-июне они превысили 600 млн грн.), а долги компании, с учетом обязательств перед Экспортно-импортным банком Китая, приближаются к отметке в 20 млрд грн., в расчет компанией, похоже, не принимается.