Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/chto-segodnya-podpisyvaet-ukraina-s-es/378024/
|
Украина уже частично подписала Соглашение об Ассоциации с ЕС, в частности, его политическую часть. Но это был скорее декларативный шаг — доказательство серьезности намерений как Украины, так и Евросоюза. Главный документ мы подписываем сегодня.
После этого остается ратифицировать Соглашение, чтобы оно вступило в силу. Ожидается, что это произойдет до конца августа. Тогда автономные преференции, открытые для Украины сейчас ЕС в одностороннем порядке перейдут в режим, прописанный непосредственно в СА с ЕС. Но это не единственное, что мы получим от этого документа.
Соглашение представляет собой документ в 1000 страниц, описывающий не только порядок ведения торговли между Украиной и странами Евросоюза, но и усиление сотрудничества в сфере юстиции, свободы и безопасности.
«Соглашение это не только документ о торговле. Он об управлении экономикой в целом, — отмечает Эндрю Расбаш, руководитель программ сотрудничества при Представительстве Европейского Союза в Украине. — Он дает и некоторые очевидные преимущества, такие как защита прав потребителей в соответствии с европейскими требованиями, но главным образом он повлияет на бизнес и способ его управления».
Так, второй раздел описывает политический диалог между странами и реформы, укрепление международного мира, в частности, путем имплементации Римского устава Международного уголовного суда, предупреждение конфликтов, нераспространение, разоружение и контроль вооружения, борьбу с терроризмом.
В третьем разделе прописываются принципы миграционного менеджмента, защиты персональных данных, утверждение судопроизводства и повышение его эффективности.
В четвертом разделе поднимается вопрос торговли. Предполагается создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ). Отдельно рассматриваются вопросы о торговле товарами, инструментах торговли, таможенным вопросам. Уделено особое внимание правилам происхождения товаров, торговым отношениям в энергетической сфере, началу предпринимательской деятельности, торговле услугами, электронной коммерции, антимонопольным мерам, госпомощи, защите прав интеллектуальной собственности, госзакупкам, урегулированию споров и механизму посредничества.
Отдельным, пятым разделом проходят вопросы об экономическом и секторальном сотрудничестве, где описываются цели, направления и формы сотрудничества в 28 сферах: энергетика, макроэкономика, управление публичными финансами, налогообложение, статистика, окружающая среда, транспорт, космос, исследования и развитие, промышленная политика, добывающая и металлургическая отрасли, финуслуги, корпоративное право и управление, туризм, сельское хозяйство и так далее.
Тут определен перечень, этапы и сроки имплементации правовых актов ЕС, которые обязуется принять Украина. Это больше 300 регламентов и директив. Сроки составляют от 2 до 7 лет с момента вступления в силу соглашения. Украина уже начала принимать необходимые поправки в законодательство, например принятие Верховной Радой закона о метрологии и стандартизации.
Кроме того, экологическая политика ЕС предписывает Украине внедрить 31 директиву по охране окружающей среды. Документы предполагают идентификацию зон приоритетных действий по обеспечению чистоты воздуха, разработку системы по информированию общественности о состоянии чистоты воздуха, улучшение качества бензина, дизтоплива, запрет топлива, содержащего свинец, уменьшение выбросов от хранения бензина и нефти, производство безопасных лаков и красок.
Шестым разделом идет предотвращение и борьба с мошенничеством, коррупцией и другой нелегальной деятельностью, а также прописывается, каким образом ЕС будет помогать Украине в этой области.
Финальный раздел описывает создание новых необходимых институтов: Совета ассоциации, Комитета ассоциации, Парламентского комитета ассоциации, Платформы гражданского общества.
Высшим уровнем политического диалога сторон остается Саммит, который будет проходить раз в году. На министерском уровне диалог будет происходить в рамках Совета ассоциации, который будет собираться на заседания не реже раза в год. Вспомогательным органом Совета будет Комитет ассоциации.
Соглашение предполагает создание Парламентского комитета ассоциации. Это будет форум для обмена идеями, который будет состоять из членов Европарламента и Верховной Рады, и сможет давать рекомендации Совету ассоциации.
Но в любом случае главным аспектом Ассоциации становится либерализация торговли с ЕС и создание ЗСТ.
В первую очередь это означает отмену огромного количества пошлин с обеих сторон. Украина и ЕС отменят импортные пошлины на 97% и 96,3% тарифных линий соответственно.
Наибольшую выгоду от этого получит украинское сельское хозяйство. Список тарифных квот ЕС насчитывает 36 позиций, большинство из которых касается сельского хозяйства. В результате отмены со стороны ЕС пошлин на 83,1% тарифных линий экономия для экспортеров составит 330 млн евро для сельхоз продукции и 53 млн евро для переработанной сельхоз продукции.
Украина со своей стороны отменяет пошлины на 35,2% тарифных линий по сельскому хозяйству. По другим товарам, по 52% тарифных линий Украина вводит переходные периоды от 1 до 7 лет, на 9,8% — частичную либерализацию, а на 3,0% — беспошлинные тарифные квоты.
При этом, предполагается переходной период сроком на 10 лет, в течении которого Украина будет постепенно отменять пошлины. ЕС же отменит почти все пошлины сразу, установив у себя переходной период на 2% тарифных линий, а по 14,9% продуктов предложен доступ в рамках беспошлинных тарифных квот. В частности, мы получим их по зерновым, мясу свинины, говядины и птицы и другим продуктам.
В целом, на отмене пошлин украинские экспортеры сэкономят, по подсчетам Представительства ЕС в Украине, до 487 млн евро, экспортеры из ЕС — 391 млн евро. В соглашении присутствует перечень продукции, на которую распространяются квоты на беспошлинную поставку продукцию, но квотами никак не ограничивается объем поставок украинской продукции, просто все, что пройдет сверх квот облагается пошлинами.
В частности, квоты для молока составят 10 тыс. тонн продукции в год, для говядины — 12 тыс., свинины — 20 тыс. тонн, мяса птицы — 20 тыс. тонн, пшеницы — 1 млн тонн, и так далее. Основными потребителями украинской продукции станут, скорее всего, те страны, которые и сейчас закупают большую часть украинского экспорта в ЕС. Это Польша (15,33%), Италия (14,68%), Венгрия (8,7%), Германия (8,18%) и Нидерланды (7,72%).
Впрочем, на отмене пошлин может потерять украинский бюджет. Однако, по мнению экспертов из Института экономических исследований и политических консультаций, рост торговых потоков и экономической активности вследствие изменения регуляторной среды смогут компенсировать потери.
Также, в этом разделе будут отрегулированы правила госзакупок в соответствии с нормами ЕС. Кроме случаев закупок для армии, украинские поставщики получат полный доступ к европейскому рынку госзакупок, как и европейцы — к нашему.
Это будет первая ЗСТ, которая будет включать в себя отдельные положения касательно вопросов, связанных с торговлей энергоносителями. Это положения по четырем направлениям регулирования:
Транспортировка и транзит энерготоваров.
Создание независимого регуляторного органа для обеспечения эффективного функционирования рынков газа и электроэнергии.
Гарантирование недискриминационного доступа к разведке и добыче углеводородов.
В документе отдельно прописывается механизм урегулирования споров. Он базируется на модели СОТ, но действует по упрощенной процедуре. Стороны спора будут обращаться к третейской группе, которая будет состоять из трех членов, выбранных из списка арбитров.
Группа сможет получать любую необходимую информацию из всех возможных источников, а также сможет обращаться, если посчитает нужным, за экспертными оценками.
Свои решения она будет присылать сторонам не позже 150 дней с момента назначения третейской группы, а ее постановления будут обязательными для исполнения. Если ответчик не выполнит постановление группы, истец может подать жалобу повторно, и стороны будут договариваться о временной компенсации.
При этом, как отмечает Вячеслав Цимбал, директор департамента европейской интеграции Минэкономики, подписание соглашения не создает барьеров для торговли со станами СНГ, и, в частности, с РФ. И в тоже время, оно станет стимулом для расширения географии украинского экспорта. Одни только автономные преференции, выданные Украине 23 апреля, по словам Цимбала, позволили нарастить экспорт в страны ЕС за последние три месяца на 11%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Торгово-промышленной палаты больше 4 000 производителей получили сертификат происхождения товара формы ЕU1, который позволяет воспользоваться этими преференциями.
Но замечательные декларации Соглашения омрачаются фактической неготовностью украинских экспортеров взаимодействовать с европейским потребителем.
На данный момент из всей продукции животноводства, Украина может поставлять в ЕС лишь несколько категорий — мясо птицы, мед и рыбу. Европейский рынок для остальной продукции животноводства и перерабатывающей отрасли закрыт.
Алекс Лисситса, глава Украинского клуба аграрного бизнеса, обращает внимание, что для открытия европейского рынка для животноводческой продукции Украине необходимо в первую очередь решить две проблемы — провести идентификацию скота и довести до европейских стандартов процесс контроля за использованием антибиотиков при лечении животных.
По итогам нескольких месяцев действия нулевых пошлин некоторые украинские предприятия успели воспользоваться правом на ввоз своей продукции в ЕС. В частности, по состоянию на 4 июня 2014 г. на территорию Европы завезли 11 тонн обработанной продукции из сахара, 40 тонн крахмала, 110 тонн обработанных томатов.
В тоже время, вместе с проблемой соответствия европейским нормам, есть и другие, например, произошло обнуление пошлин в химической сфере, но экспорт химии в Украине и так на очень низком уровне.
Таким образом, само по себе Соглашение может создать нам лишь часть необходимых условий для наращивания экспорта в ЕС. Основная же ответственность ложится на плечи отечественных производителей, которым предстоит подстраиваться под европейские стандарты, чтобы быть привлекательными в странах ЕС и не проиграть в конкурентной борьбе на внутреннем рынке, когда сюда зайдут европейские производители.