Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/o-zemelnykh-problemakh-v-stavropole/377908/
|
Ставропольскому востоку нужна корпорация развития.
Команде врио губернатора Ставрополья нужно экстренно решать множество муниципальных проблем. Причем не только в глубоко депрессивных территориях на востоке края, но и в кажущемся вполне благополучным «центре». Например, в Михайловске и Шпаковском районе, где начинающее перенаселение на фоне строительства нескольких гигантских жилых комплексов грозит обернуться коммунальным и транспортным коллапсом.
Врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров подписал краевой закон №51-кз «О зонах муниципального развития». Это один из самых многострадальных законов в истории региона, который был внесен на рассмотрение местного заксобрания еще в марте прошлого года (разрабатывал его кабмин, возглавляемый еще Юрием Тыртышовым).
На заседании правительства, где представляли документ, министр экономического развития Андрей Хусточкин признался, что закон разрабатывался для территорий с низким уровнем социально-экономического развития. «Не у всех есть потенциал, чтобы создать у себя региональный парк, но статус зоны муниципального развития поможет территориям ускорить динамику своего роста… В первую очередь эта новая мера должна быть использована в восточных районах края», – поддержал министра губернатор Валерий Зеренков.
Список муниципалитетов, где будут создаваться зоны развития, утверждается правительством Ставрополья, исходя из целого списка показателей, таких как собираемость налогов, уровень бюджетной обеспеченности, и прочих. Каждая зона формируется на срок не менее десяти лет. Правительство за счет краевого бюджета обязуется создать для нее транспортную и энергетическую инфраструктуру, а управляющая компания (ГУП «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития») должна разработать бизнес-план развития зоны и провести отбор компаний-резидентов.
«Заманивать» эти компании будут благоприятным инвестклиматом: в частности, им на 70% должна быть снижена ставка арендной платы за пользование земельными участками из краевой собственности. Также на конкурсной основе им предоставят бюджетные субсидии (на уплату процентов по кредитам и выплату лизинговых платежей) и налоговые кредиты. Под взятые в банках кредитные средства на капитальные вложения компании-резиденты зоны смогут получать госгарантии правительства края.
«Принятие закона позволит преодолеть депрессивный и стагнирующий характер экономики отдельных территорий нашего региона, в частности восточных районов, за счет расширения активной хозяйственной деятельности и формирования и развития новых точек экономического роста», – прокомментировал законопроект вице-премьер Андрей Бурзак (он в правительстве края еще и возглавлял рабочую группу по развитию восточной зоны Ставрополья).
Активно продвигал принятие закона министр по развитию восточных территорий Александр Коробейников, который пришел в правительство края в мае прошлого года. Опытный управленец: понимал, что создание «локальных ОЭЗ» для многих сельских поселений – это единственная (а возможно, и последняя) возможность получить толчок к развитию.
Однако, повинуясь какой-то неведомой силе, депутаты краевой думы раз за разом откладывали рассмотрение законопроекта. В итоге он был принят лишь на заседании 28 мая, а затем поступил на подписание в аппарат губернатора, где возлежал еще две недели. Очевидно нежелание властей Ставрополья решать вопросы развития депрессивных территорий: чиновникам и депутатам приятнее и легче вести переговоры с руководством «Газпрома» или «Лукойла», чем заниматься полунищими скотоводами и мелиораторами.
Отчасти в этом вина и прежнего губернатора края Валерия Гаевского – большого фаната разнообразных «зон опережающего развития». При нем карта восточной зоны Ставрополья была буквально испещрена подобными проектами. В частности, в Апанасенковском районе должна была появиться туристско-рекреационная зона «Маныч-Гудило» на одноименном озере, в Курском районе – региональный индустриальный парк (один из входящих в него проект – это строительство кабельного завода «Русскат» в хуторе Графский).
Также было обещано создать объединённую зону опережающего экономического развития восточных территорий края, которая бы объединяла три сельскохозяйственных района (Арзгирский, Будённовский и Левокумский) и Лермонтов, а ее «ядром» должны были стать завод по глубокой переработке зерна и животноводческий комплекс с мясокомбинатом. Также этот проект предусматривал увеличение площади поливных земель с восстановлением плодородия почв, строительство машино-технических станций, очистных сооружений и жилья для молодых специалистов.
Все эти прожекты, начиная с 2009 года, возили на всевозможные инвестфорумы и выставки. Но, к сожалению, ничего из обещанного на востоке Ставрополья так и не появилось. Да, пожалуй, и не могло появиться: слишком велики масштабы обещаний. А на днях правительство края стыдливо прикрыло интернет-площадку «СтавИнвестПортал», где были собраны воедино все подобные прожектерские обещания, накопленные за пять лет.
Локальные, муниципальные ОЭЗ – штука более реалистичная, ведь они могут охватывать территорию всего одного сельсовета. Сейчас наиболее вероятный «кандидат» на включение в подобный реестр – это проект по строительству нового завода компании «Роснефть» в Нефтекумском районе. Выпускать он будет не мазут, а вполне «мирную» продукцию – спецодежду; уже известны и примерные экономические параметры проекта (в частности, что работать здесь будет порядка 600 человек).
Сейчас этот проект прорабатывается при активном участии врио губернатора Владимира Владимирова и главы «Роснефти» Игоря Сечина. Увы, решать проблемы депрессивных территорий Ставрополья приходится в «ручном режиме». От системной, институциональной работы чиновники отвыкли, иначе бы больше года не мурыжили несчастный законопроект «О зонах развития».
Восток Ставрополья – это средоточие всех проблем, которые стоят сегодня перед регионом. И наиболее острая среди них – это кадровая: ну просто нет на Ставрополье нужного количества управленцев такого калибра, которые могли бы полновесно заниматься решением этихвопросов.
«Есть депрессивные территории, которые изначально не имеют природных ресурсов, а есть те, где стагнация – это следствие экономических недоработок, где «депрессивен» сам глава местной администрации. Пойдут ли им на благо инвестиционные инструменты?» – задается риторическим вопросом президент Торгово-промышленной палаты края Борис Оболенец.
Чтобы «поднять» такие территории, нужны менеджеры совершенно иной формации, нежели есть сейчас: молодые, имеющие опыт работы в бизнесе (желательно аграрном), с широким политическим и экономическим кругозором и жесткие в решениях. Но чем таких топ-менеджеров «заманить» куда-нибудь в Арзгир и Зимнюю Ставку? И как их там «удержать», защитив от местечковых кланов?
Значит, нужна целевая программа по подготовке управленческих кадров именно для восточной зоны Ставрополья, реализовать которую должен государственный HR-центр. Это будет шагом к созданию Корпорации развития востока края (в рамках краевого Агентства развития, на создании которого настаивает министр экономики Юлия Косарева).
И первый шаг уже сделан: в крае появился Государственный центр исследования проблем собственности, как филиал Невинномысского гуманитарно-технического института (НГГТИ). Его возглавил профессор Олег Подколзин, который ранее был заведующим кафедрой «Землеустройство и кадастр» Ставропольского аграрного университета. Это один из самых авторитетных ученых Юга России в земельных вопросах, который уже провел огромную аналитическую работу по восточной зоне Ставрополья, будучи членом рабочей группы при министерстве Александра Коробейникова.
Проблемы муниципального развития команде губернатора нужно экстренно решать не только на депрессивном «востоке», но и в «центре». Скажем, в Михайловске. 20 июня здесь окончательно сменилась власть. Окончательно – поскольку процесс этот оказался долгим и мучительным. Напомним, что в феврале 2012 года по обвинению в коррупции был задержан мэр Александр Лунин, сейчас он в сизо Ставрополя, но от должности не хотел отказываться. В кресле главы успели посидеть двое исполняющих обязанности – Наталья Полякова (она же руководитель комитета по имущественным отношениям администрации), а затем Андрей Соловьев.
В это время Михайловск потонул во взаимных тяжбах чиновников и крупных застройщиков, оккупировавших территорию вокруг города. Сейчас в условиях, когда свободных инвестиционных площадок в Ставрополе не осталось, строительный бизнес рассматривает своим плацдармом именно его город-спутник, вокруг которого есть огромные массивы сельскохозяйственных земель.
Сейчас между краевой столицей и Михайловском возводится уже несколько крупных жилых массивов: «Русский лес» (75 тысяч жителей), «Гармония» (на 45 тысяч населения), «Вилла нова» (12 тысяч жителей), «Экопоселок» (10 тысяч жителей) и еще ряд прочих. Присматривается к этой перспективной зоне и крупнейший в крае строительный холдинг «ЮгСтройИнвест», который возводит жилье эконом-класса. Ну совсем эконом.
В феврале при протекции губернатора Владимира Владимирова сменился глава администрации Шпаковского района: им стал генерал-майор полиции Владимир Ростегаев. А 20 июня горсовет Михайловска заключил контракт с новым сити-менеджером Михаилом Миненковым (как и Ростегаев, он тоже носил погоны – старший лейтенант, Герой России). Им обоим сейчас нужно решать задачи отнюдь не военные, а сугубо экономические, возникающие в этом градостроительном «узле» между двумя городами. Из них самая главная, к которой привлекала внимание еще Наталья Полякова, – это катастрофический износ системы водоснабжения и канализации в Михайловске, просто неготовой для «приема» еще десятков тысяч проживающих. Плюс проблемы с вывозом мусора, узкие и разбитые дороги, нехватка детских садов и школ… Это все за счет полунищего муниципального бюджета строить?
Ну а главное – нужно создавать новые «центры притяжения» производительных сил, чтобы все жители новых микрорайонов не тянулись в центр Ставрополья, где сегодня от машин пройти невозможно. Чистая экономика: заводы, фабрики, индустриальные парки… И снова, как и в случае с востоком края, прожектов было множество, а вот реальный остался лишь один – это строительство автозавода холдинга «Дервейс», который будет производить машины эконом-класса китайских марок.