Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/magnit-pozdno-nachavshij-ehkspansiyu-v-moskovskij-region-poka-eshhe-teryaet-dengi/374956/
|
Крупнейший по выручке и числу магазинов продовольственный ритейлер «Магнит» первым из публичных российских розничных сетей вчера раскрыл финансовые результаты начала года (неаудированные). Показатель EBITDA вырос по сравнению с январем — мартом 2013 г. на 21,8% до 14,88 млрд руб. Чистая прибыль выросла на 13,5% до 6,99 млрд руб., но в долларовом выражении сократилась на 1% до $199,9 млн. Выручка сети выросла на 25% до 164 млрд руб.
Экспансия сети в новые регионы — Москву, Санкт-Петербург, Урал и Западную Сибирь — потребовала «ценовых интервенций», отмечает ритейлер. Маржа EBITDA «Магнита», одна из самых высоких в отрасли, снизилась в I квартале до 9,07% с 9,31% годом ранее. Это несущественное снижение — на 20 базисных пунктов к 2013 г., заявил на телеконференции с инвесторами и аналитиками гендиректор и основной владелец краснодарской сети Сергей Галицкий, «при том что мы заходим в новые регионы, которые дороги для входа, — Москва, Петербург, Урал, Западная Сибирь. [Там] дорогие аренды, высокие зарплаты, много несозревших магазинов».
Другая причина снижения маржи, по словам Галицкого, начатые компанией во второй половине марта «ценовые интервенции».
«Магнит» начал московскую экспансию позже других крупных игроков — всего несколько лет назад. Причиной задержки компания называла большие издержки в столичном регионе: высокие ставки аренды, оплаты труда и др. В сентябре 2013 г. Галицкий говорил Reuters, что был доволен скоростью захода в Москву, а результаты, по его словам, будут видны через 1-2 года. «Некоторые только открытые магазины даже закрываем, т. е. мы учимся, но у нас уже какая-то критическая масса магазинов в Москве растет», — говорил он тогда. Сейчас у «Магнита» более 100 «магазинов у дома» в Москве и более 200 — в области, в Петербурге — 80. Всего к концу марта у компании было 8256 магазинов.
Освоение дорогих для «Магнита» регионов повлекло рост издержек. По оценке «ВТБ капитала», коммерческие, общехозяйственные и административные расходы (SG&A) ритейлера выросли в январе — марте до 15,4% выручки против 14,9% в I квартале 2013 г. Выросли траты на аренду: рост доли арендованных магазинов опережает рост собственных площадей. «Москва, Петербург и Екатеринбург, а также Западная Сибирь дают более высокие [арендные] ставки», — сказал Галицкий.
Основную долю роста затрат на SG&A обеспечили траты на персонал, отмечает Мария Колбина из «ВТБ капитала». В этом году «Магнит», по словам Галицкого, хочет сократить расходы на оплату труда благодаря постепенному сокращению числа сотрудников на магазин — примерно на 0,1-0,2 человека в год. Хотя возможности по оптимизации числа работников у сети ограничены: в среднем в «магазине у дома» «Магнит» работает 12 человек, тогда как в «Пятерочке» — 17, в «Дикси» — 16,5, отмечает Колбина.
«В Москве мы еще теряем деньги, в Екатеринбурге — нет уже, в Петербурге, наверное, нет. Есть и прибыльные магазины, есть и убыточные, просто убыточных пока больше», — сказал Галицкий.
В регионах с большими доходами населения и расходами на продукты, несмотря на серьезную конкуренцию, эффективные зрелые магазины дают более высокую выручку с квадратного метра, чем в других регионах, например на юге, в Приволжье или на Урале, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Магнит» движется, условно говоря, из регионов в столицы, а другие крупные игроки — «Лента», «О’кей» — в противоположном направлении, говорит Колупаева. Если конкурентам «Магнита» удастся выстроить эффективную логистику, то их операционные издержки должны снизиться, но и выручка на магазин тоже сократится: в регионах продажи с 1 кв. м гораздо ниже, говорит она. «Магнит» же может рассчитывать на обратную ситуацию: как только будет запущено достаточное количество новых магазинов и достигнут уровень зрелости продаж, усилена логистика, рост SG&A-затрат должен быть компенсирован ростом выручки с квадратного метра, отмечает Колупаева, при том что у «Магнита» одним из слагаемых успеха всегда было эффективное управление издержками.