Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/nesmotrya-na-slozhnoe-polozhenie-orlovskij-khlebokombinat-prodolzhaet-vypusk-deshevogo-khleba/374560/
|
Несмотря на спад потребления хлебобулочных изделий, а также необходимость постоянной модернизации производства, Орловский хлебокомбинат продолжает выпуск дешевого хлеба.
Сегодня прилавки магазинов радуют и поражают хлебобулочным изобилием — выбор богатейший. Но главное — у орловцев всегда есть возможность купить доступный по цене и качественный социальный «кирпичик». И люди уверены, что ситуация находится под контролем власти — такой хлеб не исчезнет с прилавков.
Правда, на выпуске социального хлеба прибыли не получишь. Генеральный директор ОАО «Орловский хлебокомбинат» Андрей Конов не выпячивает эту проблему, не акцентирует на ней внимание, однако, по его мнению, закрывать на неё глаза было бы не совсем верно. Хоть это и звучит банально, но экономика должна быть экономной.
Пока с этим у Орловского хлебокомбината всё стабильно, можно даже сказать — образцово‑показательно. Ассортимент выпускаемой продукции превышает 200 наименований. Среднемесячная зарплата выходит в 28 тысяч рублей. Занимаемая хлебокомбинатом доля орловского рынка оценивается примерно в 40—42%. Предприятие входит в число 50 крупнейших хлебопекарных предприятий страны.
За последние годы хлебокомбинат практически целиком обновил свои основные средства. Большинство технологических линий работает в автоматическом режиме, практически без участия человека.
А помнится, сюда на работу — в пышущие жаром цеха, где сутками напролёт без перекуров «плыли» хлебные конвейеры, люди шли от полной безнадёги — как на каторгу. Текучка была запредельная.
Сегодня производительность труда очень высокая. Чтобы попасть на завод в качестве даже подсобного работника, нужно пройти серьёзное отборочное сито. Да ещё немало времени придётся дожидаться своей очереди на «кастинг».
Казалось бы, работай и радуйся. Однако не всё так безоблачно. Хлебопёки встревожены тенденцией снижения потребления хлеба — в последнее время она вырисовывается всё очевиднее. Ежегодно в отрасли выработка хлебобулочных изделий снижается на 3—4%.
Андрей Конов приводит следующую статистику: в 2009 году был спад 96,3% к уровню 2008‑го. В 2010‑м, напротив, зафиксирован небольшой рост — 102,7%. Он продолжился в 2011 и 2012 годах — на 101,7% и 104,4% соответственно. А вот по итогам 2013 года существенное падение — 95,1%.
— Наше предприятие за минувший год выработало 23 767 тонн хлебобулочных изделий почти на 790 миллионов рублей, — говорит гендиректор предприятия. — По тоннажу сравнялись с уровнем выработки 2008 года.
Избежать падения производства удаётся за счёт расширения собственной торговой сети, в которую на сегодняшний день входит десять магазинов и 26 палаток. А также за счет расширения географии поставок продукции — за пределы Орла и области. Для этого на предприятии создан и постоянно обновляется собственный парк специализированного автотранспорта, насчитывающий почти 60 единиц техники.
Что ещё мешает сегодня ОАО «Орловский хлебокомбинат» более свободно и уверенно чувствовать себя на хлебном рынке?
По словам Андрея Конова, основной ингредиент любого хлебобулочного изделия — мука. На неё приходится изрядная доля затрат в себестоимости продукции.
Мука на хлебокомбинат (не считая двух местных поставщиков — ЗАО «Юность» и ЗАО «Берёзки») завозится из соседних областей — Курской, Брянской, Тамбовской и даже Рязанской.
В 2013 году на Орловском мелькомбинате встала мельница, готовившая ржаную муку — единственном поставщике данной продукции в Орле.
Чтобы бесперебойно снабжать своё предприятие необходимым количеством ржаной муки, здесь пошли не самым лёгким и далеко не дешёвым путём.
— Мы закупили итальянскую мельницу, — говорит Конов. — Сейчас в посёлке Белоберёзовский Орловского района возводится мельничный комплекс, способный перерабатывать 75 тонн зерна в сутки.
Общий объём инвестиций в этот проект с названием «Белая мельница» составляет почти 90 миллионов рублей. Запустить комплекс планируется в августе.
— Наши экономические показатели могли бы быть ещё лучше, но мы занимаемся еще и выпечкой социального хлеба,— говорит гендиректор Орловского хлебокомбината. — При огромном росте цен на муку и другое сырьё в прошлом году, при росте всех коммерческих расходов по реализации продукции цена хлеба «Спасского» в рознице в настоящее время составляет всего 12 рублей. Такой цены нет ни в одном соседнем регионе.
Между тем социальный «кирпичик» в общем объёме реализации продукции хлебокомбината достигает 40% и обходится предприятию до двух миллионов рублей убытков в месяц. Поэтому рентабельность по основной деятельности орловских хлебопёков по итогам 2013 года составила всего 7,4%, хотя в прежние годы достигала 15%. При этом только за 2013 год Орловский хлебокомбинат выплатил более 143 млн. рублей налогов.
Но тем не менее социальный хлеб все равно выпускается и будет выпускаться исправно. Ведь это и есть самый яркий пример того, что принято называть «социальная ответственность бизнеса».
Социальный хлеб по решению правительства области выпускается в регионе уж несколько лет.
Его выпекают все предприятия по выпуску хлебобулочных изделий. Товаропроизводители, исходя из собственной экономики, чтобы не нанести ущерба, сами определяли, какой вид хлеба отнести к социальному. На Орловском хлебокомбинате — это «Спасский», в Глазуновском райпо — «Богатырь», в Урицком — «Дарницкий», и так по всем предприятиям. Более того, гипермаркеты и супермаркеты, которые занимаются собственным хлебопечением, также выпускают социальный хлеб.
Этот вид хлеба выпускается в незначительных объемах, по сравнению с другими видами хлеба, поэтому его выпуск не может отрицательно сказаться на экономике. Если себестоимость социального хлеба повышается, возможно увеличение отпускной цены. Только нужно доказать повышение расходов на выпуск социального хлеба.
Цифра
Около 30 млн. рублей ежегодно инвестируется на модернизацию производства Орловского хлебокомбината.