Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/kitaj-khochet-zavladet-zernovymi-aktivami-ukrainy/374009/
|
Украина — на одном из ведущих мест среди кандидатов стать китайской житницей.В условиях растущего спроса на продовольствие Китай стремится интенсифицировать собственное аграрное производство и «перевести на аутсорсинг» производство менее выгодной и технологичной продукции.
Месяц назад произошло событие, которое может изменить в краткосрочной перспективе всю глобальную продовольственную систему. Государственный Совет Китая утвердил новые планы по производству зерна. Впервые производство должно упасть ниже норм потребления Китая. С самодостаточностью страны по зерновым будет покончено.
Новые принципы снизят производство зерна до 550 млн. тонн в 2020 году, ниже урожая-2013 объёмом 602 млн. тонн. Китайское правительство хочет сместить акцент на внутреннее производство мяса, овощей и фруктов, а это означает создание рабочих мест и меньшие площади расходуемой земли. Кроме того, импорт мяса стоит дороже, чем зерновых.
Два вопроса требуют срочного ответа: готов ли Китай отказаться от продовольственной безопасности для своего миллиардного населения и положиться на колебания биржевых цен, и какова будет цена такого отказа для Китая и для мира?
Уже не первое десятилетие Китай прилагает усилия, чтобы закрепить позиции на внешних аграрных рынках. На слуху китайские инвестиции в российский Дальний Восток, в земли Кубани – иногда с достаточно неприятными последствиями, – а также в Украину и страны Африки. Растущее городское население страны требует всё больше качественного питания, а водоносные горизонты, откуда выкачивается вода на ирригацию полей, могут истощаться, так что ответ на первый вопрос очевиден. Китай делает ставку на сырьевой импорт и повышение внутренней «переработки» зерна в мясо.
Что касается последствий для всего мира, то можно надеяться лишь на то, что они будут наступать постепенно, и у зернового рынка будет время к ним подготовиться. Рост потребности Китая в импорте на 50 миллионов тонн зерна – это от 15 до 20% всей мировой зерноторговли. Такой провал производства вполне мог бы «проглотить» зерновой импорт России и Украины, вместе взятых, и создать на рынке серьёзный дефицит.
При обсуждении продовольственной и промышленной политики Китая не в первый раз звучит слово «колониализм». Новая политика «захвата земель» (ещё одно выражение на слуху) предполагает не политическое и военное, а экономическое доминирование.
В прошлом году появилась информация, что Китай арендовал на Украине 3 млн. га сельхозугодий сроком на 50 лет, что равносильно их покупке. Соглашение якобы было подписано между Синьцзянским производственно-строительным корпусом китайской армии и украинской компанией KGS Agro. Сообщение было опровергнуто – в действительности речь шла о площадях, меньше на несколько порядков, а после сообщений в прессе само соглашение оказалось под вопросом. Действительно, 3 млн. га просто нет в распоряжении ни у одного из украинских или российских агрохолдингов.
Однако Китай не собирается сдаваться. В конце прошлого года озвучивались планы Китая о постройке грандиозного терминала в Крыму: «предполагается, что глубина акватории порта составит 25 метров. Для прохода океанских судов хотят построить 9-километровый судоходный канал. Порт общим грузооборотом от 140 млн тонн в год будет включать в себя контейнерный терминал, Ро-Ро-терминал, зерновой терминал (10 млн тонн в год) и терминал сыпучих грузов», сообщал портал «Утро». Ориентировочная цена первой очереди проекта составляла $3 миллиарда.
С учётом новых реалий проект вряд ли будет реализован в таком виде: грузовое сообщение Крыма с Украиной испытывает значительные сложности, а зерновой потенциал нового российского субъекта сравним лишь с не самыми продуктивными областями Центра страны и Сибири. Но потребности Китая в зерне, особенно в фураже,– проблема давняя и насущная. Её испытывают и другие страны: в 2009 году Мадагаскар пытался сдать в аренду 1,2 млн. га Южной Корее, а тот же Китай пытался взять во временное пользование угодья на Филиппинах, но обе эти сделки сорвались.
Под лозунгом «Украинское зерно – миру» бывшая житница Советского Союза продвигает свою сельскохозяйственную продукцию в страны Дальнего Востока и Тихоокеанский регион. Эта работа проходит успешно: в последние сезоны украинскую кукурузу открыли для себя компании Японии и Китая; поток фуража ширится.
Экономист Всемирной продовольственной организации ООН (FAO) Дмитрий Приходько ожидает «ежегодный рост экспорта и в сегменте грубых зерновых благодаря растущему спросу», а также прогнозирует «увеличение доли Украины на данном рынке до 13,4% (10,3%), что выведет ее на 3 место в мире по объемам внешних поставок грубых зерновых».
В абсолютных цифрах это означает, что к 2022 г. импорт кукурузы в Китай может достигнуть 20 млн. тонн.
Несмотря на зловещие предсказания, политические катаклизмы пока не оказывают видимого влияния на сельхозпроизводство Украины. Озимый сев завершился осенью задолго до государственного переворота; яровой сев проходит с опережением прошлогоднего графика, а учесть, достаточно ли обеспечены селяне удобрениями, и предсказать капризы погоды пока невозможно.
Тем не менее, в условиях политической нестабильности Китай практически неизбежно захочет гарантировать объёмы поставок. Учитывая его интерес к Украине, вероятно, что китайские компании захотят войти в капитал украинских зернотрейдеров на сохранившихся у страны производственных и перевалочных мощностях.
Из соревнования украинских портов выбыл Севастопольский МТП, основной поток через который шёл от транснациональной компании Каргилл.
Порты Южного, Одессы, Николаева, Ильичевска, Очакова продолжают работу, и большую часть зерновых грузов через них обеспечивают компании с украинским капиталом – Кернел, Хлеб Инвестбуд, Сантрейд, Нибулон, Серна.
Скорее всего, именно ими в первую очередь и заинтересуется китайский бизнес.