Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/zerno-budet-rasti-v-cene/373728/
|
– Олег Николаевич, давайте начнём с актуальных событий. Возможно ещё создание причерноморского пула экспортёров зерна? Что будет с зерновым рынком региона из-за событий на Украине?
– Давайте говорить о ситуации этого года. Мы понимаем, что российский экспорт зерна будет расти благодаря соотношению рубля и мировой валюты. С учётом курсовой разницы прибыль экспортёров будет выше и денежных средств у производителей перед посевной окажется больше, что благотворно скажется и на перспективах следующего года. Российский рынок зерна развивается самостоятельно, поэтому потрясений и изменений ситуация на Украине для российского рынка сельскохозяйственной логистики не принесёт. Вместе с тем, конечно, не стоит забывать, что Крым производит до двух миллионов тонн зерна ежегодно и, кроме того, в Крыму есть серьёзные портовые мощности. Что касается производства зерна, то с учётом Крыма мы пересмотрели наш прогноз по урожаю до 96 млн тонн.
– В 2013 году вы создали СП с Казахстаном – «Астык-Транс», это тоже шаг на пути объединения инфраструктуры?
– Знаете, я думаю, что всё равно в долгосрочной перспективе экономика зернового рынка Причерноморья подскажет нам пути общей консолидации усилий. Объясню, что я имею в виду. Сейчас в регионе есть три основных производителя: Россия, Украина и Казахстан. И общее зерно пула конкурирует с мощными мировыми производителями, чьи объёмы торговли в разы больше наших. Естественное конкурентное преимущество России, Украины и Казахстана – близость к растущим зерновым рынкам – оказывается недостаточным, необходимо объединять усилия, чтобы создать крупного мейджора. Все участники понимают, что консолидация необходима. И именно понимание этого даёт нам возможность совместно развивать логистику и получать синергию от такого развития. Чем больше участников объединены в единый рынок, тем больше пользы. Этой зимой, например, казахстанское зерно очень сильно помогает нашим производителям молока и мяса. Благодаря зерну, перевезённому «Астык-Трансом», удалось стабилизировать ситуацию с кормами в ряде областей в феврале-январе этого года. Есть объективные препятствия, которые помогает устранить объединение. Зернопроизводители Казахстана находятся вдалеке от основных стран-экспортёров, и доступ к транспортным коридорам, обеспечивающим вывоз зерна в Причерноморский регион, существенно затруднён. Объединение усилий решает эти вопросы.
– Какие основные ожидания от 2014 года?
– Для нас это очень важный год. Мы практически завершили строительство основного периметра холдинга. В нашем управлении сейчас порядка 50 000 вагонов, что позволяет говорить о достаточной устойчивости в долгосрочной перспективе. Вместе с тем напомню, что мы изначально создавались и развивались как розничный игрок на специализированных рынках и данный вектор развития по-прежнему остаётся для нас основным. Для себя мы решили, что 14-й год должен стать основным годом наших венчурных инвестиций. Нам важно инвестировать средства в технологии, которые смогут изменить рынок. Нам важно создать механизмы, которые будут способствовать укрупнению рынка и повышению его устойчивости и горизонтов планирования. И здесь основной нашей задачей станет внедрение механизмов биржевой торговли.
– «Русагротранс» планирует построить биржу зерна?
– Нет. Но с появлением «Русагротранса» сложилась уникальная ситуация. Что необходимо трейдеру для того, чтобы запустить биржевую торговлю? Кто-то должен гарантировать 4 вещи: неизменность цены, чёткие сроки поставки, грамотное оформление товарно-сопроводительных документов и, наконец, хеджирование рисков. Все эти услуги трейдер должен получить на одной площадке – нажатием одной клавиши. Если это станет возможным, то рынок изменится до неузнаваемости. По нашим прогнозам, объёмы рынка смогут вырасти в разы, и многие проблемы производителя существенно сократятся (страхования, кредитования и т.д.). Это не значит, конечно, что после начала работы биржи урожай составит 190 млн тонн (вместо привычных 95) . Но объём торговли может увеличиться в два раза именно за счёт торговли опционом на продажу зерна, в том числе следующего урожая. Напомню, например, в США крестьянин уже сегодня знает, куда пойдёт его зерно урожая 2014–2015 годов. Оно уже продано, и работа крестьянина – просто обеспечить надёжное качество и стабильный рост, что при современных агротехнологиях и наличии свободных средств абсолютно возможно. На рынок зайдут финансовые инвесторы, которых будет интересовать надёжность исполнения опциона по обезличенной партии зерна. Это сложная, комплексная история – чтобы обеспечить её запуск, нужны совместные усилия банков, биржевых площадок, страховщиков, операторов подвижного состава. И холдинг сейчас ведёт переговоры с крупнейшими биржевыми площадками, ОАО «РЖД», страховыми компаниями. Мы, наверное, единственные, кто сегодня понимает, как может быть устроен технологический процесс обеспечения исполнения опциона на покупку зерна. Думаю, это станет главным стратегическим проектом 2014 года для нас, ведь важно не ждать, пока рынок изменится, а менять его.