Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/chto-poluchit-ukraina-ot-associacii-s-es/373586/
|
Невероятно дорогой ценой далось Украине подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Тем не менее, даже после подписания, далеко не каждый украинец может сказать, о чем же идет речь в 200-страничном договоре. Prostobank.ua постарался разобраться в тексте соглашения и том, что оно обещает украинцам.
Вокруг договора про ассоциацию между Украиной и ЕС существует больше мифов, чем реальных оценок. Способствует этому еще и то, что только текст соглашения состоит из более чем 200 страниц, содержащих по большей мере декларации. А практическая часть его положений по большей части вынесена авторами в 83 дополнения и приложения, три протокола и три декларации. Потому для обычного человека разобраться – где правда, а где вымысел об ассоциации – довольно сложно.
Существует мнение, что ассоциация ставит Украину в отношениях с ЕС в один ряд с другими странами, подписавшими соглашение ранее. Такими, например, как Алжир, Ливан, Марокко, Тунис или Чили. Однако оно не вполне отвечает действительности. Соглашение об ассоциации – не стандартный, а индивидуальный договор, содержание которого определяется в первую очередь важностью для ЕС отношений с конкретным государством.
Например, зона свободной торговли с Украиной охватывает не только товарный рынок, но и рынок услуг (в том числе транспортных, телекоммуникационных и финансовых), либерализацию условий предпринимательства, движения капитала, и даже возможность приглашать специалистов на работу из Украины в ЕС и наоборот по упрощенным правилам.
Однако о зоне свободной торговли пока говорить рановато: хотя 21 марта в Брюсселе украинская сторона подписала с ЕС полный текст соглашения, но сразу после ратификации украинским парламентом в силу ступит только «политическая» его часть. «Экономическая» часть, которая по оценкам украинского Министерства экономического развития и торговли составляет почти 95% всего договора, должна вступить в силу после президентских выборов 25 мая.
Вероятнее всего, текст соглашения к тому моменту не изменится. Эксперты сходятся во мнении, что изменить что-то на нынешнем этапе уже слишком сложно. Ведь любая правка потребует одобрение всех 28-ми стран-членов ЕС. Потому уже сегодня можно судить о том, какие изменения ждут Украину после вступления в силу полного текста соглашения.
Итак, с марта-2014 – а точнее, с момента ратификации договора Верховной Радой, которая пока не состоялась, – в силу вступают три из семи разделов Договора:
Раздел первый: Общие принципы;
Раздел второй: Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество и конвергенция в сфере внешней политики и политики безопасности;
Раздел седьмой: Институционные, общие и заключительные положения.
Здесь стороны договариваются о создании Совета Ассоциации, в рамках которого будут проводиться регулярные министерские встречи. Совет Ассоциации, в частности, сможет давать рекомендации обеим сторонам, а также актуализировать и вносить изменения в дополнения к Соглашению. Также создается Комитет Ассоциации, который будет заниматься, прежде всего, вопросами торговли. А также Парламентский комитет Ассоциации – как площадка для диалога между депутатами Верховной Рады и Европарламента, и Платформ гражданского общества.
Фактически «политическая» часть соглашения об ассоциации носит скорее декларативный и организационный характер.
Однако это не все: за день до подписания с Украиной соглашения об ассоциации профильный комитет Европарламента поддержал решение Еврокомиссии временно отменить для украинских производителей ввозные пошлины в ЕС. По подсчетам еврокомиссаров, под отмену попадают 98% всех таможенных пошлин, которые платят украинские производители «на входе» на рынок ЕС. В сумме это должно привести к экономии украинскими экспортерами около 487 миллионов евро в год.
Правда, решение еще должен подтвердить своим голосованием Европарламент. Ожидается, что отмена пошлин будет действовать с мая-2014 по 1 ноября-2014, или до вступления в силу соглашения о зоне свободной торговле, если это случится раньше.
Ключевой раздел Соглашения об ассоциации – четвертый, «Торговля и вопросы, связанные с торговлей». Его также называют договором об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли.
Прежде всего, стороны обязуются постепенно уменьшить или отменить ввозные пошлины в соответствии с графиком. При этом снижать пошлину больше, чем предусмотрено графиком, — можно, а повышать – нельзя (только до уровня, предусмотренного графиком). Для украинцев это означает, что на нашем рынке могут появиться европейские товары по ценам, не завышенным в два-три раза. С другой стороны, украинские производители смогут конкурировать на европейском рынке, продавая свою продукцию без таможенной наценки.
При этом вывозные – экспортные – пошлины стороны должны постепенно отменить полностью. Также запрещается устанавливать любые административные платежи, действие которых эквивалентно экспортным или импортным пошлинам. Такие изменения могут порадовать, например, украинских аграриев и зернотрейдеров: в предыдущие годы украинское правительство практиковало установление пошлин на экспорт зерна, из-за чего украинская продукция не могла конкурировать на европейском рынке, а производители лишались рынков сбыта и терпели убытки.
К слову, едва ли не наибольшие опасения скептиков относительно соглашения об ассоциации касались как раз угрозы для сельского хозяйства. Дело в том, что согласно договору продукция аграрного сектора как раз не попадает в категорию товаров, для которых ввозные пошлины отменят – Евросоюз считает этот рынок особо чувствительным и охраняет особенно тщательно. Вместе с этим стороны договора не имеют права применять экспортные субсидии на сельскохозяйственные товары.
Так что на первый взгляд преференций сельское хозяйство не получит. Однако это не совсем так: для Украины ЕС согласился предоставить квоты на беспошлинный ввоз продукции сельского хозяйства. К примеру, отечественные производители смогут ввезти в ЕС до 20 тысяч тонн говядины без уплаты пошлин. А импорт, превышающий этот объем, будет облагаться пошлиной.
К слову, Украина для целей соглашения признается развивающейся страной и может, в случае необходимости, применять защитные механизмы. В частности, устанавливать пошлины на ввоз автомобилей европейского происхождения. Евросоюз применять защитные механизмы к Украине не может.
Помимо этого Украина берет на себя обязанность принять и использовать ряд международных стандартов таможенного дела, направленных на упрощение таможенных процедур, снижение их стоимости и повышение прозрачности. К слову, именно таможню называют одним из наиболее коррумпированных сегментов украинского государственного механизма, из-за ее сложности, отсутствия единой тарифной сетки и наличия сложной и запутанной системы льгот и исключений для различных категорий товаров.
Помимо собственно торговли, Украина и ЕС договорились постоянно мониторить законодательство с обеих сторон на предмет того, какие трудности возникают у предпринимателей при создании компаний и инвестиционной деятельности, и прилагать усилия для либерализации условий ведения бизнеса.
Кроме того, договор оговаривает некоторое упрощение для международного трудоустройства. В частности, предполагается, что компании из Украины смогут приглашать специалистов из ЕС, и наоборот, а специалисты смогут получить соответствующее разрешение на работу, в следующих случаях:
Также договор предусматривает углубленное сотрудничество в ряде гуманитарных сфер: здравоохранение, туризм, экология, образование и наука, молодежная политика и других. Здесь конкретные мероприятия договором не предусмотрены, но они могут планироваться профильными органами и организациями в рамках и на основе договора.
Наконец, для реализации соглашения Украина будет получать финансовую помощь. При этом помощь будет предоставляться в виде финансирования конкретных государственных программ, и с учетом потребностей Украины, отраслевых возможностей, а также прогресса в осуществлении реформ. Организации-доноры и международные финансовые организации будут контролировать использование средств по назначению, а также влияние финансовой помощи на достижение поставленных целей.
Как известно, Украине придется преодолеть еще и так называемые технические барьеры для полноценной свободной торговли с ЕС. Речь идет о приведении стандартов производства, санитарного и фитосанитарного контроля к требованиям ЕС, также заключении договора ACAA – об оценке соответствия промышленных товаров, в основном – машин и оборудования. Очевидно, что для многих украинских производителей, использующих устаревшие технологии из советского наследия, переход на современные стандарты будет весьма болезненным и потребует значительных капиталовложений. А некоторые из таких предприятий, возможно, вынуждены будут вовсе покинуть рынок.
С другой стороны, соглашение об ассоциации с ЕС, по сути, даст преимущества для тех украинских производителей, кто на данный момент уже вложил средства и усилия в модернизацию производства, и производит продукцию, конкурентоспособную на европейском рынке.