Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/rynok-zernovykh-v-rf-zhdet-peremen/372733/
|
По словам аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, несмотря на меры господдержки, инфраструктура отечественного зернового рынка остается недостаточно развитой. Значительная часть элеваторов, хлебоприемных предприятий и реализационных баз хлебопродуктов была построена в 50–70 годах прошлого века, поэтому износ основных средств составляет до 80%. Текущие вложения в обновление и восстановление основных средств элеваторов и хлебоприемных предприятий не превышают 15% от потребности. При этом скорость выбытия активов превышает скорость ввода в эксплуатацию новых мощностей.
Коллегия Счетной палаты РФ (СП) под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности выполнения функций государственного агента открытым акционерным обществом „Объединенная зерновая компания“ (ОЗК) при проведении государственных закупочных и товарных интервенций сельхозпродукции в 2011–2012 гг.», сообщает СП.
Изменение экономической модели российского рынка зерна с импортной на экспортную выявило также несоответствие существующей инфраструктуры и транспортной логистики растущим потребностям рынка.
В соответствии со стратегией развития ОЗК к 2015 г. должна обеспечить достижение 5 целевых показателей:
— развитие элеваторных мощностей с 1,8 до 8,4 млн тонн в год;
— наращивание портовых перевалочных мощностей с 3,5 до 16 млн тонн в год;
— интенсификация использования элеваторных мощностей за счет повышения их пропускной способности в 1,5 раза;
— создание собственного транспортного парка из 3000 вагонов-зерновозов;
— внедрение системы маршрутизации и диспетчеризации перевозок зерна, увеличение доли маршрутных отправок зерна на базе собственного парка с 1 до 6 млн тонн.
«Однако анализ выполнения стратегии показал, что эти целевые показатели к 2015 г. достигнуты не будут», — резюмировал Б.Жамбалнимбуев. Так по состоянию на 31 декабря 2012 г. мощности дочерних и зависимых обществ ОЗК по хранению зерна составляли всего 2,9 млн тонн, вместо запланированных к этому периоду 5,57 млн тонн, прирост портовых перевалочных мощностей составил 0,7 млн тонн вместо 8,5 млн тонн.
Также в нарушение распоряжений Росимущества, ОЗК не направляло часть полученной чистой прибыли на строительство 19 новых инфраструктурных объектов агропродовольственного рынка. На эти цели должно было пойти в 2011 г. -125,8 млн руб., а в 2012 г. — 11,1 млн руб. В то же время средства федерального бюджета в размере 3 млрд руб., внесенные в уставный капитал ОЗК в декабре 2010 г. для реализации инфраструктурных проектов, были размещены зерновой компанией на депозитном счете в коммерческом банке. По состоянию на 31 декабря 2012 года доходы ОЗК от их размещения составили 265,8 млн рублей.
«Это является свидетельством неэффективного использования бюджетных средств, поскольку они предназначались именно на цели инвестиций. Прошло три года, а эти деньги не использовались», — отмечает Б.Жамбалнимбуев.
За 2011–2012 гг. из интервенционного фонда было утрачено около 180 тыс. тонн зерна на общую сумму в 964 млн руб. Хранителями этого зерна было возмещено по залоговой стоимости 879,3 млн руб. Таким образом, фактический ущерб государства из-за порчи или недостачи зерна интервенционного фонда составил 15,2 тыс. тонн или 84,6 млн руб.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОЗК за показал, что величина резерва по сомнительным долгам и просроченная дебиторская задолженность компании в 2012 г. возросли по сравнению с 2011 г. в 8,6 раза — до 2,1 млрд руб. и в 9,7 раза — до 2,37 млрд руб. соответственно. Кредиторская задолженность ОЗК на 31 декабря 2012 г. составляла более 3,2 млрд руб., или 209% к уровню 2011 г. Если в 2011 г. у ОЗК осталась нераспределенная прибыль в размере 438 млн руб., то на 31 декабря 2012 г. были получены убытки на 1,5 млрд руб.
«Такое резкое ухудшение финансовых результатов в преддверии приватизации компании в 2014–2016 гг., безусловно, вызывает ряд вопросов», — подчеркнул Б.Жамбалнимбуев.
Также он отметил, что в 2010–2012 гг. компания привлекала кредиты Россельхозбанка для формирования интервенционного фонда под 11,25–12% годовых. Это значительно превышало, как действовавшие процентные ставки рефинансирования Банка России (8,25–8,5% годовых), так и ставки по кредитам, предоставляемыми банком для осуществления коммерческой деятельности зерновой компании (8,5–9,1% годовых). В результате оплата Россельхозбанку повышенных кредитных ставок в 2010–2012 гг. привела к дополнительным расходам федерального бюджета на более чем 587 млн руб.
По итогам проверки коллегия решила направить представления руководству Министерства сельского хозяйства РФ и ОЗК, информационные письма заместителю Председателя Правительства РФ. А. Дворковичу и в МВД РФ, обращение в Генпрокуратуру РФ, отчет о результатах контрольного мероприятия и краткую информацию в Совет Федерации и Государственную Думу РФ.