В 2011 году мы смогли сильно вырасти благодаря и благоприятной погоде, и восстановлению посевных площадей. По сравнению с концом 90-х заметно поднялся средний уровень агротехнологий. И принципиально поменялась ментальность фермеров: они стали намного больше ориентироваться на рыночные реалии. Как раз этим объясняется рекорд по сбору масличных – сельхозпроизводители попытались максимально переключиться на них, когда после регулирующих действий государства снизились цены на зерно. Наши крестьяне зарабатывали на $100 с каждой тонны пшеницы меньше, чем, скажем, их конкуренты из Франции. Но в итоге эмбарго на экспорт зерна отменили и цены подтянулись к мировому уровню, что также сработало в плюс.
А вот вроде бы основной бенефициар государственной политики в области сельского хозяйства – животноводство – продолжает демонстрировать весьма скромные показатели роста. По итогам 2011-го они составили 1,5% против 0,9% годом ранее. Впрочем, в течение всего постсоветского времени растениеводство в среднем росло быстрее животноводства. Можно ожидать, что тенденция сохранится и в среднесрочной перспективе. Сложно ожидать от животноводства высоких темпов роста после присоединения России к ВТО. Последствия для отрасли от этого шага в целом можно оценить как умеренно негативные: барьеры на пути импорта постепенно будут понижаться.
Раз внутренний рынок не сможет увеличивать потребление теми же темпами, какими растет растениеводство, значит, продолжит увеличиваться значимость экспорта. И проблемы, которые сегодня существуют в отрасли с логистикой, будут только усиливаться. Там, где существует конкуренция и открыт доступ для новых инвесторов, все более-менее нормально. Например, растет предложение услуг по перевалке зерна: запускаются новые порты (Туапсе, Тамань), расширяются действующие. Но посмотрите на железнодорожные перевозки. Ситуация плачевная: конкуренции нет, качество услуг низкое, цены постоянно растут. Зерно приходится возить автотранспортом на расстояния, превышающие 1000 км, – нонсенс по мировым меркам. Ладно бы у нас не было развитой железнодорожной структуры, как в Бразилии – в стране, вероятно, с самым динамично развивающимся сельским хозяйством. Но она у нас есть, осталась с советского времени.
Сейчас начинается обсуждение, как может поменяться государственная сельскохозяйственная политика в свете присоединения к ВТО. Какие новые формы господдержки здесь могут появиться? И как раз инвестиции в развитие инфраструктуры попадают в «зеленую корзину» этой организации, то есть расходы государства здесь не ограничены. Хочется надеяться, что с учетом этого чиновники активнее займутся развитием инфраструктуры сельскохозяйственных рынков. И наконец попытаются создать реальную конкуренцию в железнодорожной отрасли отрасли.