Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/dalnejshee-razvitie-apk-i-rost-ego-konkurentosposobnosti-svyazany-s-pishhevoj-i-pererabatyvayushhej-promyshlennostyu/357951/
|
В Минсельхозе прошла коллегия по вопросу «О мерах реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 года». Депутат Госдумы Надежда Школкина, комментируя это мероприятие, отметила, что в современной России еще не было такого единого, системного документа как Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Она напомнила, что в 1999 году была попытка разработки ФЦП «Развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2005 года», однако данный проект так и не был принят.
Надежда Школкина подчеркнула, что в условиях жесточайшей конкуренции российских и иностранных товаропроизводителей, особенно усилившейся после вступления России в ВТО, именно с пищевой и перерабатывающей промышленностью связывается дальнейшее развитие АПК и рост его конкурентоспособности в целом.
По её словам, всю пищевую и перерабатывающую промышленность можно условно разделить на три категории. К первой относятся те предприятия, чье техническое и технологическое оснащение находится на крайне низком уровне. К ним, в первую очередь, можно отнести мукомольную, хлебопекарную и консервную промышленности. Вторая категория — предприятия, на которых проведено техническое перевооружение, к коим можно отнести масложировую и кондитерскую отрасли. И, наконец, в третьей категории относятся предприятия, находящиеся под контролем транснациональных корпораций, оснащенные самым современным оборудованием, где уровень менеджмента соответствует мировым стандартам. К ним можно отнести пивоваренную и соковую промышленности.
«Самая тяжелая ситуация, характеризующаяся высокой степенью изношенности оборудования, достигающей порой 80 процентов, а также значительными энергозатратами, высокой себестоимостью продукции и низкой рентабельностью (мукомольная — 1 процент, хлебопекарная — 4-6 процентов), создалась в первой категории предприятий. В этой ситуации не надо быть великим ученым, чтобы понимать, что предприятия без государственной поддержки не смогут провести технологическую модернизацию, — подчеркнула Школкина. — Поэтому депутаты дважды выходили с законопроектом, предусматривающим выделение сельхозтоваропроизводителям субсидий из федерального бюджета до 35 процентов на приобретение ими новой техники или нового технологического оборудования».
Депутат отметила, что аналогичные программы уже приняты в ряде регионов, и сыскали хорошие отзывы со стороны сельхозпроизводителей. Вторая категория — предприятия, построившие новые производства, оснащенные современным оборудованием, способные выпускать качественную продукцию. Вместе с тем, сложившийся не в пользу сельхозтоваропроизводителей диспаритет цен, высокие ставки по кредитам, монополия розничных сетей на рынке загоняют предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в, так называемую, долговую кабалу, что делает отечественное производство неконкурентоспособным с точки зрения себестоимости продукции и их финансовой устойчивости.
Аналогичная ситуация, заявила она, складывается в целом по АПК, где ссудная задолженность по разным оценкам составляет до 2 трлн рублей, а кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 4,4 раза, что делает невозможным привлечение дополнительных средств в отрасли так необходимых для дальнейшего развития. Поэтому депутаты, по словам Школкиной, поддерживают инициативу Минсельхоза о внесении изменений в закон «О развитии сельского хозяйства» в части касающейся распространения мер государственной поддержки и на предприятия перерабатывающей промышленности.
«Кроме того, нам всем вместе необходимо рассмотреть вопрос о сложившейся финансовой ситуации, т.к. в последнее время в Государственную Думу РФ всё чаще поступают сигналы о критическом финансовом положении в отрасли. Полагаем, что нам после всестороннего обсуждения данного вопроса возможно придется выйти с законопроектом о списании или реструктуризации на 20 лет кредиторской задолженности сельхозпроизводителей в первую очередь по кредитам, выданным, в т.ч на ликвидацию последствий засухи и на модернизацию АПК», — заявила депутат.
При этом она считает, что меры господдержки, в т.ч. пищевой и перерабатывающей промышленности, не должны сводиться только к финансовой помощи. Необходимо использовать разрешенный в условиях ВТО широкий набор инструментов: законодательное регулирование, установление стандартов качества продукции, налоговые льготы и др.
В частности, по мнению депутата, в ближайшее время необходимо внести изменения в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части распространения мер государственной поддержки, представляемых сельхозтоваропроизводителям, и на переработчиков сельхозпродукции. Внести изменения в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», позволяющие выплачивать сельхозтоваропроизводителям из федерального бюджета субсидии до 35 процентов на приобретаемую ими новую технику или технологическое оборудование. Разработать и утвердить Программу технической и технологической модернизации АПК.
Необходимо также внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации и включить все пищевые продукты (за исключением алкогольной продукции и табачных изделий) в перечень продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов. Внести изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части обеспечения прямого доступа в торговые сети продукции сельхозтоваропроизводителей, ограничения надбавок и торговых наценок на социально-значимые товары, а также ввести норму, ограничивающую возврат торговыми сетями социально-значимых товаров, не проданных до истечения срока годности.
Нужно разработать и внедрить технические регламенты и национальные стандарты качества продукции с учетом их гармонизации нормам ВТО. Разработать и утвердить Федеральную целевую программу «Развитие кадрового потенциала АПК», так как уже сегодня АПК испытывает острый дефицит в специалистах и управленческих кадрах. Разработать меры, стимулирующие спрос на отечественную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в том числе, через осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд исключительно у отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, а так же через специальные программы поддержки покупательского спроса населения, в т.ч. через социальные карты, предоставления грантов органам социального обеспечения.
Также необходимо создать Агентство по продвижению российской продукции на внешние рынки и наделить его полномочиями по оперативному принятию решений в случае недобросовестной конкуренции со стороны других участников, заявила Надежда Школкина.