Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/chto-mozhet-spasti-nashe-selskoe-khozyajstvo-ot-vto-podarok-v-%c2%abzelenoj-korzine%c2%bb/357412/
|
Многие считают, что для российского сельского хозяйства в 2012 году «конец света» уже наступил. И связан он со вступлением в ВТО (Всемирную торговую организацию).
Однако, российское государство обещает не бросать отечественное сельское хозяйство в беде под названием Всемирная торговая организация.
На прошлой неделе правительство распределяло между регионами РФ сельскохозяйственные субсидии на различные цели: софинансирование региональных программ развития сельского хозяйства, уплату процентов по кредитам фермерских хозяйств и т.д. Суммы, правда, не впечатляли размахом: счет шел на миллионы рублей, редко переваливая за миллиард. С другой стороны, это лишь часть дотаций, которые получает агропром, – деньги ему выделяются также региональным бюджетами, приходят в виде скидок на ГСМ и т.п.
Какой суммарный объем субсидий сегодня получает сельское хозяйство – пока не может сказать даже глава Минсельхоза Николай Федоров. По его словам, нет точных данных, только в следующем году планируется разработать соответствующие методики и собрать информацию.
Главное, что российский Минсельхоз обещает, что с 2013 г. формы поддержки агропрома станут гораздо разнообразнее, а финансирование – обильнее. Согласно утвержденной недавно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, в период с 2013 по 2020 гг. из федерального бюджета на нужды АПК поступит более 1,5 трлн рублей. То есть по 190 млрд в год, что эквивалентно $6,3 миллиарда. Плюс к этому – еще 770 млрд рублей должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается $9,6 млрд в год – сумма, превышающая даже нынешний максимум аграрных субсидий, который страны ВТО установили для России. Николай Федоров заявляет, что в процессе реализации программы объемы выделяемых средств, еще более вырастут.
Как же такое может быть? Ведь скептики утверждали, что в условиях ВТО поток господдержки сильно ослабеет. Дело в том, что далеко не все формы государственной поддержки сельского хозяйства подпадают в ВТО под жесткое лимитирование. Есть так называемая «зеленая корзина» мер, на которые государство может тратиться, сколько угодно. Например, проводить научные исследования в области сельского хозяйства, развивать социальную инфраструктуру села, строить дороги, наконец. Немалая часть запланированных дотаций попадет именно в эту «корзину»; так, в этом году 10 млрд руб. выделено на дорожное строительство в сельской местности.
По мнению эксперта Института экономики переходного периода Евгении Серовой, нельзя однозначно утверждать, что сельское хозяйство только проиграет от присоединения к ВТО. Потребитель в ценовом отношении однозначно выиграет, но многие, в том числе и на данный момент успешные, хозяйства рискуют этот «час Икс» не пережить. Поддержка государства безусловно важна и нужна. Вопрос в том какая именно.
Развитые страны основной упор делают на меры так называемой «зеленой корзины». «Зеленая корзина» не связывается обязательствами по сокращению. Характерно, что с 1995 по 2001 год затраты на «зеленую корзину» возросли в ЕЭС на 56%, в США — на 26%, в Австралии на 53%. В России же пока, наоборот, эти затраты сократились более чем вдвое.
По идеальным расчетам, территория России способна прокормить не менее 500 млн человек, а сельхозпродукция может стать одной из основных статей российского экспорта.
По мнению большинства экспертов, основными перспективными направлениями аграрной политики должны стать поддержка агрессивного экспорта, расширение мер «зеленой корзины» и содействие притоку инвестиций. Только при этих условиях сельское хозяйство сможет устойчиво развиваться.
Но вопрос стоит не только о развитии сельского хозяйства, но значительно глубже – о развитии сельских территорий!
Этого требует распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 года 2136-р. Этим документом Правительство утвердило Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 год и обязало включиться в эту работу не только Минсельхоз, но и все Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Все они обязаны обеспечить реализацию Концепции и руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
Впервые за всю историю приняты и обнародованы ТАКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ И ГЛУБОКИЕ цели государственной политики относительно села.
Особое внимание в документе уделено вопросам развития альтернативных видов занятости на селе, малого и среднего предпринимательства, кадрового потенциала.
Главный принцип всей Концепции: комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач, сохранение природно-ресурсного и историко-культурного потенциала российского села.
Концепция устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий еще с трудом воспринимается в России, но никаких серьезных альтернатив ей не предлагается, а невозможность развития сельских территорий на старом идеологическом багаже становится все более очевидной.
Справка:
Зеленая корзина», по терминологии ВТО, — включает платежи, направленные на охрану окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры, образования, обучение специалистов, исследования, консалтинг, страхование, а также на программы региональной помощи (поддержка районов, находящихся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях, оказание помощи при стихийных бедствиях и предоставление продовольственной помощи внутри страны, при условии, что она приобретается по текущим рыночным ценам). Кроме этого в «зеленую корзину» включаются прямые платежи производителям, если они увязаны с фиксированным и неизменным базовым периодом и не зависят от текущих объемов производства. Даже если какой-либо фермер примет решение вообще не выращивать конкретную сельскохозяйственную культуру, он имеет право на несвязанные платежи.