Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/gosudarstvennaya-podderzhka-dolzhna-byt-napravlena-na-sozdanie-maksimalno-blagopriyatnykh-uslovij-dlya-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa/351362/
|
В преддверии II Всероссийской конференции «Зерновой Кавказ», директор Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России Сергей Бондаренко рассказал порталу IDK.ru о развитии системы земельно-ипотечного кредитования, необходимости увеличения площадей пахотных земель и новых мерах государственной поддержки фермерских хозяйств.
— Сергей Иванович, как, по Вашему мнению, должно идти усовершенствование управления земельными ресурсами? Какие вопросы являются наиболее важными и требуют первоочередных решений?
— Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного земельного кадастра. Развитие агропромышленного комплекса России невозможно без поддержки государства, тем более в условиях присоединения к ВТО.
Реализуемые меры государственной поддержки в агропромышленном комплексе должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий для развития аграрного бизнеса, а также способствовать повышению спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей на земельные ресурсы. При этом значительные площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, не используются по целевому назначению либо используются без надлежащего оформления прав. Уполномоченными органами не проводится или проводится не в полной мере работа по перераспределению таких земель в пользу эффективных пользователей.
Минсельхоз России считает, что земли сельскохозяйственных угодий должны более активно вовлекаться в сельскохозяйственный оборот, а механизм перехода к эффективным землепользователям прав на земельные участки, не востребованные в интересах обороны, науки и т.д., должен быть более гибкими. И основной целью здесь должен быть не переход прав собственности на другие уровни власти, а доведение таких земель до заинтересованных землепользователей. Наиболее важным и актуальным является вопрос вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот. Климатические изменения, волатильность цен на мировых продовольственных и финансовых рынках ставят новые задачи.
По оценкам ФАО, чтобы обеспечить продуктами питания растущее население планеты в течение 40 ближайших лет производство продовольствия необходимо увеличить более чем на 70%. Это возможно, только при условии увеличения площадей пахотных земель. Потенциал этот может быть сформирован из земель, находящихся в казне Российской Федерации, временно неиспользуемых земель для нужд обороны и безопасности, образования, земель Россельхозакадемии.
В целях урегулирования вопросов, возникающих в связи с предоставлением неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, заинтересованным сельхозтоваропроизводителям, Минсельхозом России создана рабочая группа с участием представителей Минэкономразвития России, Минобороны России, Росимущества, Росреестра, Россельхозакадемии, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), с привлечением представителей заинтересованных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичные рабочие группы созданы в субъектах Российской Федерации. В ходе работы выработаны механизмы предоставления неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации, заинтересованным сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках действующего законодательства.
— В федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в последние годы внесли значительные изменения. Изменился ли порядок учета и контроля земель сельскохозяйственного назначения?
-Государственный кадастровый учет земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, находящихся в долевой собственности, предполагает дополнительно к определенному Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» перечню необходимых документов утвердить в установленном порядке межевой план земельного участка, находящегося в совместной долевой собственности.
— Какие именно изменения были внесены?
— Минсельхоз России совместно с депутатами Государственной Думы прилагает большие усилия по совершенствованию нормативной правовой базы в части оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 435) содержит нормы, направленные на решение комплекса вопросов, связанных с регулированием земельных отношений.
В том числе предусмотрены штрафные санкции и механизм принудительного изъятия в судебном порядке земельного участка у собственника в случаях, если земельный участок не используется или используется ненадлежащим образом в течение трех и более лет. В Законе предусмотрено применение увеличенных штрафных санкций за неиспользование земельного участка по целевому назначению до процедуры его изъятия (для физических лиц от 2 до 5 тыс.руб., для должностных лиц – от 4 до 6 тыс.руб., для юридических лиц – от 80 до 100 тыс.руб.).
В целях реализации Закона Минсельхозом России разработаны и Правительством Российской Федерации утверждены: критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (постановление от 22 июля 2011 года № 612); признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (постановление от 23.04.2012 № 369).
В целях успешной реализации Закона Министерством подготовлены и в январе текущего года направлены во все субъекты Российской Федерации Методические рекомендации по совершенствованию оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения, проведён ряд семинаров-совещаний с руководителями и специалистами сельского хозяйства. Закон позволит выделить земельные участки в счет земельных долей 9,8 млн. граждан на площади более 85 млн.га, расширить вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, расширить залоговую базу в отрасли, а также повысить эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения.
— Как осуществляется перевод земли из одной категории в другую?
— Отношения, возникающие в связи с переводом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, регулируются Земельным кодексом, Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую» и приказом Минсельхоза России «Об описании содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов».
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации. Статьей 7 Федерального закона № 172-ФЗ определены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий с установлением исключительных случаев, допускающих такой перевод. При этом перевод земель сельскохозяйственных угодий и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Для перевода этих земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
— Какие новые меры государственной поддержки были приняты в последнее время в отношении фермерских хозяйств и сельхозкооперативов?
— С 2011 года в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства РФ от 31.10.2011 № 874) реализуется новая мера государственной поддержки фермеров. Средства консолидированного бюджета (федерального, регионального и местных бюджетов) предоставляются фермеру на возмещение затрат на проведение кадастровых работ, являющихся одним из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Субсидии предоставляются фермерам при оформлении в собственность земельных участков для:
— уточнения границ земельных участков, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или в аренду;
— образования земельных участков в счет земельных долей, принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам на праве собственности и на праве аренды с последующим выкупом;
— образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при предоставлении их крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Субсидии также предоставляются фермерским хозяйствам при уточнении границ земельных участков, права на которые возникли до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в целях государственной регистрации права собственности на такие земельные участки. Компенсация указанных затрат осуществляется в случае, если свидетельство о государственной регистрации прав получено фермером после 01.01.2011 года.
В 2011 году на указанные цели из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации выделено 52,4 млн.рублей. Заключено 17 соглашений со следующими субъектами Российской Федерации: Воронежской, Калужской, Новгородской, Ленинградской, Липецкой, Орловской, Псковской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской областями, Республиками Алтай, Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Чувашской Республикой, Алтайским и Пермским краями.
В 2012 году на компенсацию затрат фермеров при оформлении в собственность используемых ими земельных участков выделено 1415 млн.руб. К оформлению в 2012 году по данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации планируется оформить более 1,1 млн.га.
— Расскажите, пожалуйста, в каком русле идет развитие системы земельно-ипотечного кредитования в России, и в частности в Северокавказском регионе?
— Минсельхозом России в 2007 году была разработана Концепция системы земельно-ипотечного кредитования. Она утверждена межведомственной рабочей группой нацпроекта «Развитие АПК» при Совете Президента РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Концепция эта служит основой для формирования государственной политики в области развития земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве. В рамках ее реализации разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения».
Он разработан в целях стимулирования залога сельхозземель как важнейшего механизма привлечения в сельское хозяйство долгосрочных кредитов, и направлен на дальнейшее развитие земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве. Законопроектом также предусматривается расширение круга полномочий общего собрания участников долевой собственности в сфере принятия решения о залоге земельных участков, а также установление условий передачи земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, в залог.
Законопроект принят в первом чтении Государственной Думой 27 апреля 2012 года. Следует отметить, что в субъектах РФ, входящих в состав Северного Кавказа, за исключением Ставропольского края, установлен мораторий на приобретение земель сельскохозяйственного назначения в собственность.
— Действующим Президентом Дмитрием Медведевым был введен законопроект, касающийся повышения ответственности за порчу земель (уничтожение плодородного слоя почвы). Насколько это важно для агропромышленного комплекса, экологии почвы и здоровья населения страны? И что кардинально меняет этот закон?
— Да, действительно, в соответствии с решениями СовБеза РФ и Межведомственной комиссии по безопасности в экономической и социальной сфере Министерством разработан и в декабре 2011 года внесен в Правительство проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части повышения ответственности за порчу земель».
Законопроект направлен на повышение ответственности за порчу земель (уничтожение плодородного слоя почвы), предусмотренной нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уточнение норм КоАП в части компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере осуществления земельного надзора.
Анализ статистических данных за последние годы, представленный Россельхознадзором, свидетельствует о постоянном росте числа выявленных и пресекаемых правонарушений. Они связаны, в том числе, с самовольным снятием, перемещением или уничтожением плодородного слоя почвы, порчей земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а равно в результате захламления и загрязнения отходами производства и потребления.
Так, в 2008 году выявлено 12307 нарушений земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, сумма административных штрафов составила 33,3 млн.руб. В 2009 году выявлено 15110 нарушений, сумма административных штрафов – 41,7 млн.руб. За 2010 год выявлено 18456 нарушений, сумма наложенных административных штрафов составила 49,2 млн. руб., что на 7,5 млн. руб. больше, чем в 2009 году (на 11,8 %).
Приведенные данные свидетельствуют об устойчивой тенденции роста правонарушений такого рода. Незначительные размеры административных штрафов не оказывают должного воздействия на правонарушителей, в связи с чем административно-правовой механизм защиты земель от негативного воздействия оказывается малоэффективным.
В рамках нового законопроекта предлагается повышение ответственности за порчу земель посредством увеличения размера наказания и его дифференциации в зависимости от категории земель, субъекта правонарушения (граждане, должностные лица, юридические лица) и площади участка, на котором допущено правонарушение (на площади до 500 кв.м., на площади свыше 500 кв.м.).
Сергей Иванович, вопросы в нашей беседе жизненно важны для зернопроизводящей отрасли. Затронутые вами проблемы будут обсуждаться в рамках предстоящей II Всероссийской конференции «Зерновой Кавказ». Приглашаем Вас к участию в обсуждениях. Спасибо за интервью!