Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/evgenij-redkin-%c2%abo-slozhivshejsya-i-razvivayushhejsya-pagubnoj-tendencii-po-neopravdannomu-zakrytiyu-mukomolno-krupyanykh-i-khlebopekarnykh-predpriyatij-v-strane%c2%bb/351014/
|
Портал IDK.ru публикует статью Евгения Редькина о сегодняшнем положении зерноперерабатывающих предприятий в России, о безразличии к проблемам АПК, о тенденциях закрытия значительного количества мукомольных предприятий, а так же о мукомольном производстве в целом.
Испокон веков на Руси устанавливались державные приоритеты развития, бытия, жизни и нравов. Их формировали опыт исторического развития, геоклиматическая особенность, специфика регионов и, конечно, соборность и общинность нации. Нужно заметить – самым выразительным и неизменным приоритетом Российского государства, проверенным временем, была державная монополия на хлеб, порох и спирт.
Вряд ли нужно объяснять – почему для великороссов была важна и нужна эта монополия. Ведь вся история Отечества свидетельствует о том, что именно государство беспокоилось, могло решать и решало проблемы качества нации, ее достатка и защищенности. И сохранялось эта монополия в огромной нашей стране до XXI века, обеспечивая реальную динамику развития отечества и его обороноспособности.
Нужно заметить, что в настоящее время формально озвучиваются – «векторы развития», «нацпрограммы», «направления модернизации» различных сфер экономики, что конечно можно отнести к визуальному намерению государства управлять процессами развития. Даже есть «Доктрина продовольственной безопасности РФ» (указ РФ №120 от 30 января 2010г.).
Однако критерием истины является практика и реально названные (озвученные) намерения мертвы – безжизненны. Не определены их исполнители, ответственные за конкретные действия. Они не выражены в конкретных объемах работ, строек, расширении площадей, поставок оборудования и материалов, нет перспективных разработок науки, крайне нужных для выполнения поставленных целей как элементов динамики.
Проблема состоит в том, что в нашей жизни сегодня два уровня власти – власть владельцев предприятий, объединений и корпораций (порой не знающих производств и не бывавших на них) и власть техническая, фактически управляющая производством. Первые владеют собственностью от земли до плодов труда, финансовыми потоками и прибылями, а вторые (реальные организаторы производства) смотрят в сторону собственников, терпеливо, безмолвно ожидая, когда же им сбросят средства оборотные или заработную плату трудящимся.
Это показательный пример двойных стандартов, о которых часто говорят ныне руководители страны. В этом главная причина нашего стопора производства. В этом главная беда наших неудач в любом производстве – от земледелия до кибернетики. В этом главная трагедия, что Россия уже более четверти века не может накормить сама себя. Даже корнеплодами и овощами.
Сегодня забыты существовавшие веками непременные правила необходимости оценить потенциальные возможности района, региона, их недр земли, фауны, флоры, человеческого потенциала. Предана забвению аналитическая оценка естественных богатств экономических зон и разработка предложений по рациональному их использованию, участию в кооперации со смежными регионами в целях пропорционального и планомерного их развития. Все отдано на откуп одной цели – прибыли (причем прибыли владельца, а не государства).
Не в моде опыт, реальная практика заводского, фабричного образа жизни, понятия о структуре производства, предприятия в целом, цеха, мастерской, участка, системы подготовки кадров и главным образом – рабочих.
Нет в лексиконе руководителей понятий – себестоимость, норма прибыли, нагрузка на одного работающего (а ведь во всех странах с высоким уровнем организации производства эти элементы оценки труда в ходу). Только одно – прибыль, прибыль, прибыль! А за всем за этим — диспропорции, банкротство, разорение, безработица и обнищание людей труда.
Ну, а если анализировать аграрно-промышленный комплекс, то отношение к нему со стороны государства кроме как безграмотным и наплевательским назвать нельзя.
Как, по чьей вине около полусотни миллионов гектаров пахотной земли оказались брошенными и зарастают бурьяном и лесной молодью? Земли, которая столетиями отвоевывалась у природы, отвоевывалась огромным трудом наших предков от залежей, овражья, заболоченности, неудобья и пустыши! Земли, которую наши деды и отцы освобождали от пришельцев и завоевателей различных мастей, принося себя и свои жизни на алтарь отечества.
На протяжении более двадцати лет не восстановлены жизненно необходимые работы по повышению плодородия земли, сортосмены и сортообновления. Ликвидированы реально действовавшие системы государственного контроля качества зерна и продуктов его переработки, открывавшие руководству страны реальную картину о состоянии ресурсов зерна, его качестве для принятия своевременных решений по рациональному его использованию.
Диву даешься, когда исторические материалы свидетельствуют о высочайшей степени классификации и оценки качества зерна со стороны государственных деятелей России. Еще при Иване III в писаниях о «Приказах Больших Дворцов» были созданы «ситенные», «кормовые» и «хлебные» дворы, где сосредотачивалось зерно различного назначения и строгого учета. И вряд ли кто знает, почему в Москве есть улица Житная, и, наверное, не помнят, что в черте Московского Кремля между Никольской башней и Боровицкими воротами были два ряда «царских приказов с зерном» и тоже эти ряды назывались «житными».
Простой ответ на эти вопросы – в Больших Дворцах о хлебе думали не иначе, как о Спасителе.
«Хлеб был живой Спаситель. Вера в него и жизнь по нем – пища духовная!» — говорилось в одном из Дворцовых писаний.
Финалом, результатом государственной бесконтрольности, да и прямо сказать – безразличия к проблемам АПК и перерабатывающей промышленности особенно является массовое, неоправданное закрытие и ликвидация предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной и комбикормовой промышленности. При этом, как правило, владельцы названных предприятий использовали землю и сети инженерного обеспечения (энергетики, тепло-водоснабжения, все виды дорог) для возведения на этих площадях любых «кукол» (офисов, торговых центров, увеселительных предприятий и пр.), продажа которых дает реальный разовый «куш», доход, тем более, что ценового контроля в области строительства в стране давно уже нет .
Ну а чему удивляться, если сегодняшние руководители, функциональные члены правительства (не ошибусь), никто не только не знают, но и не интересуются, не понимают ценности перерабатывающей промышленности. А ведь в некоторых из них, в частности, в мукомольной промышленности умело соединены глубочайшие разработки отечественной и зарубежной науки и уникального оборудования, что позволило нашим мировым светилам Д.И. Менделееву, К.А. Тимирязеву, А.И. Опарину классифицировать эту промышленность как самую высокотехнологическую.
Достаточно отметить, что технологический процесс мукомольного предприятия средней мощности до 250 тонн в сутки состоит из более сорока технологических приемов (участков), соединенных неразрывным процессом общей протяженностью до 8000 метров, где не прикасается рука человека к промежуточным продуктам, и используется до пяти видов внутрицехового транспорта (от гравитационного до гидравлического и т.д.).
Конечно, для того, чтобы понять каким образом зерновой поток, состоящий из зерновок массой до 0,02 грамма каждая (две сотых грамма!) направить в технологический процесс и получить продукт первой необходимости требуемого качества, нужно иметь интеллект, совесть и сердце.
И вот такие предприятия ликвидируются. Не говоря уже о выходе из строя из-за передачи частным владельцам элеваторов, реально способных сохранять зерно, которых осталось лишь около 35-40 млн. тонн емкости из 90 млн. тонн. Спокойно смотреть, как ликвидируются такие уникальные предприятия, просто невозможно.
В свое время поставленная руководством страны задача о модернизации производства, как главного вектора в деле повышения жизненного уровня россиян, вселяла надежду в том, что проблемы продовольственной безопасности и прежде всего вопрос обеспечения населения хлебом, будут решаться непременно под контролем власти.
Однако, анализ уровня использования производственных мощностей мукомольных предприятий, находящихся в частной и акционерной собственности, показывает, что в этой важной отрасли идет неоправданная ликвидация отдельных производств и предприятий высокого технологического уровня.
При этом данные действия мотивируются строительством цехов малой мощности, как правило, смонтированных в приспособленных помещениях с нарушением требований к взрывоопасным предприятиям, к которым относятся мукомольные производства. На вводимых цехах, учет которых не ведется, отсутствуют крайне необходимые участки мойки, глубокой очистки и кондиционирования зерна, повсеместно используется ручной труд, отсутствуют системы учета и контроля технологического процесса.
Особую тревогу это явление вызывает тем, что массовая ликвидация мельничных предприятий большой мощности (от 300 до 500 тонн в сутки) уже состоялась и осуществляется в городах – миллионниках (Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Екатеринбурге, Красноярске и т.д.). Следует иметь в виду, что на этих предприятиях в 90-х годах прошлого века проведена огромная работа по реальной модернизации их за счет установки оборудования, воспроизведенного отечественным машиностроением совместно с инофирмами.
В результате реально потеряно в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах 21 предприятие общей мощностью 2220 тыс. тонн переработки зерна в год, а бюджет недополучает более 20 миллиардов 980 миллионов рублей поступлений, и как итог возникает проблема завоза в эти регионы муки и других хлебопродуктов для обеспечения более 10 миллионов россиян и естественно усиливая транспортный коллапс. Только одних железнодорожных вагонов для этих перевозок требуется более 26 тыс. единиц.
Жизнь доказала, что тенденция закрытия значительного количества мукомольных предприятий без ведома правительства приведет к реальной нехватке качественного хлеба на прилавках и росту ажиотажного спроса на него.
Немотивированная ликвидация мощностей мукомольных и хлебопекарных предприятий произошла в результате того, что была утеряна единая государственная система хлебопродуктов, в которую входили 525 элеваторов, 808 реализационных баз, 351 мукомольное предприятие, 142 крупзавода, 300 комбикормовых предприятий, 1905 хлебозаводов, 94 макаронных фабрики. Это была система со своей стратегией и тактикой развития, логичным планированием в интересах государства и человека, со своими отраслевыми прикладной наукой, специальным машиностроением, проектными организациями, а также сетью учебных заведений для подготовки кадров высшей квалификации, среднего и специального образования. Отрасль учитывала геоклиматические особенности страны и логично вписывалась в бюджетную, учетно-финансовую, нормативную, транспортную и другие подсистемы экономики страны в целом.
К сожалению, сегодня отрасли хлебопродуктов нет и хлебная проблема остается весьма напряженной.
Думается. Что собственники предприятий не поняли важность своей роли в обеспечении программы по продовольственной безопасности страны, а также в погоне за личными интересами проигнорировали серьезную озабоченность государства. Во многих случаях владельцам было выгоднее закрыть предприятия, и на этой земле построить жилье, либо офисные здания, а затем продать их и получить разовую личную выгоду.
Убежден, что время доказало необходимость создания государственного органа по регулированию зернового и хлебного дела, что будет как нельзя лучше отвечать современному требованию по модернизации управлению отраслью.
Нет сомнений, что вопрос о ликвидации мощностей мукомольных предприятий в стране, прежде всего в Москве, Сибирском и Дальневосточном регионах, а также о создании государственного органа управления отраслью необходимо рассмотреть в правительстве РФ с привлечением опытных производственников.
Последние 10 лет особое беспокойство вызывает названная тенденция по сокращению мобильных мощностей и хлебопекарных предприятий г. Москвы.
Это происходит на фоне нарастающих объемов поставки муки из других регионов страны автомобильным транспортом и пуска примитивных цехов хлебопечения, организуемых в антисанитарных помещениях города.
Анализируя сложившуюся ситуацию, можно с уверенностью утверждать, что подобные действия могут привести к срыву снабжения жителей города мукой и хлебом.
Простой расчет показывает, что в 1995-2011 годах мощность Московских городских мукомольных предприятий сокращена более чем на 44%, а московских областных- на 36%. Суммарная мощность оставшихся предприятий позволяет вырабатывать в настоящее время лишь 1200 тыс. тонн муки в год против 2000 тыс. тонн в 1995г. При среднегодовом реальном потреблении муки в 110 кг на 1 человека в год в Москве и Московской области должно вырабатываться не менее 2300 тыс. тонн муки.
Уже сегодня в Москву завозится более 1000 тыс. тонн муки из Челябинской, Ростовской, Тульской, Ярославской, Рязанской и Оренбургской областей, что не гарантирует качество и стабильный ассортимент продукции и конечно же составляет значительную часть организованного транспортного коллапса в Москве. Естественно в этих условиях стоимость возрастающих перевозок ложится на покупателей и главным образом — пенсионеров, т.к. именно они получают более половины требуемых белков и углеводов через хлеб.
Более того, в связи с остановкой 4 из 6 мукомольных предприятий Москвы существенно меняется схема доставки муки автотранспортом до предприятий хлебопечения и кондитерского производства, так как проблема автоперевозок в столице в настоящее время сложна. Остановка мукомольных предприятий №4 (мощностью 2750 тонн в сутки) и в Бирюлеве приводит к существенным потерям в техническом уровне мукомольной отрасли столицы, поскольку названные предприятия являются самыми высокоэффективными предприятиями страны. На этих предприятиях в коне 90-х годов проведена масштабная реконструкция с внедрением прогрессивных технологий и оборудования с участием иностранных фирм.
Аналогично беспокойная ситуация со снижением мощностей предприятий хлебопечения. В свое время в целях бесперебойного обеспечения населения столицы хлебом и хлебобулочными изделиями, да еще свежей выпечки, была сформирована сеть хлебозаводов и пекарен, расположенных практически в каждом из 33 районов столицы. Сегодня их число сокращено до 20, а мощности снижены на 41%.
Остановлены и списаны предприятия, обладавшие высоким уровнем техники по приему муки бестарно, комплексными механизированными линиями подачи муки в производство и способами приготовления гомогенных смесей с использованием электронной техники и тензометрических установок. Эти предприятия специализировались на производстве массовых сортов хлеба с линиями витаминизации, а так же ввода йода и железа. Они имели великолепнейшие современные условия санитарно-бытового обеспечения трудовых коллективов. Более того, весь прирост объемов завоза муки в столицу в настоящее время осуществляется в таре, что значительно увеличивает объем ручного труда на погрузо-разгрузочных работах.
Все это вызывает недоумение, когда в условиях борьбы за модернизацию промышленности останавливаются и ликвидируются крупнейшие в мире предприятия с уникальной прогрессивной технологией и высочайшим уровнем использования сырья. Сокращаются тысячи рабочих мест.
Полагаем, что вопрос восстановления московских мукомольных предприятий в Бирюлеве и №4 и ликвидированных предприятий хлебопечения в Москве, а также создания единой системы управления и координации технической политики в хлебном деле следует незамедлительно рассмотреть с привлечением всех заинтересованных сторон и специалистов.
Следует напомнить, что с дефицитом муки в Москве и в стране в целом мы встречались в 70-80-х годах прошлого века, и многие помнят, как дорого обошлась эта проблема. именно в эти годы развитием, рациональным размещением и использованием мощностей зерноперерабатывающих и хлебопекарных предприятий в стране весьма детально и настойчиво занимались известные государственные деятели А.Н. Косыгин, Н.К. Байбаков, З.Н. Нуриев Ю.Д. Маслюков, понимавшие остроту хлебного дела в стране. В реализацию этой программы была вовлечена большая группа машиностроительных и строительных организаций, что обеспечило снятие этой проблемы на долгие 20 лет.
Это результат того, что в свое время (в девяностые годы) новый президент Ельцин и его правительственная камарилья (Гайдар, Черномырдин, Чубайс и иже с ним) поспешили отказаться от государственных функций правительства в этом важном продовольственном народном деле и ликвидировали не только министерство хлебопродуктов, пищевой и мясо-молочной промышленности, но и важнейшие государственные службы контроля качества как ГХИ. И сегодня премьер даже не знает — сколько и какого в России имеется зерна, не говоря уже о том, сколько хранится и имеется сильных твердых пшениц и других видов зерна.
Невольно приходит на память реальный случай об отношении государства к хлебному делу на границе ХIХ-ХХ веков в Нижнем Новгороде. Этот факт опубликован в Нижегородской прессе (есть в Политехническом музее). Это история об отношении государства и градового к хлебной проблеме. Суть состояла в том, что известный купец Бугров наработал зимой на своих мельницах в Нижнем достаточно большой объем муки и сложил ее в штабеля на набережной. Увидев это «безобразие» градовой потребовал от купца немедленно убрать муку с набережной. Вызвав купца в свои апартаменты, градовой подтвердил свое веление об освобождении набережной Волги от муки, на что Бугров объяснил, что мука сосредоточена на набережной для отправки ее по вешнему паводку в голодные регионы России, и перевозить муку с берега нецелесообразно. Настаивая на своем, градовой вновь подтвердил свое веление. В ответ на это требование купец дерзко ответил главе, что делать это не следует и ему как ответственному за поставку муки в голодные регионы России и «легче Вас — градового убрать». И как свидетельствует газета — «Убрал таки!»
Вот каково было понимание хлебной проблемы на Руси, вот каковы были отношения власти к этой проблеме.
Конечно же, свободное, бесконтрольное отношение владельцев перерабатывающих предприятий к мощностям и реально грядущие негативные последствия не результат международного экономического кризиса. Это явная системная ошибка властных структур. Это системный провал крайне нужного направления экономики из-за невладения ее рулями руководством страны. И конечно же в определенное время ни какая «Доктрина о продовольственной безопасности» не защитит простого гражданина России от случайного дефицит хлеба (продукт первой необходимости) в период ажиотажного всплеска потребления хлеба.