Уже в первый весенний месяц этого года южные порты готовятся нарастить грузооборот. Это стало реакцией на сообщение о повышении правительством России планки необлагаемого пошлиной объема экспорта зерновых с 24 до 27 млн тонн. Ранее предполагалось, что новое эмбарго приведет к резкому сокращению активности работы трейдеров на юге России и падению перевозок в регионе.
По утверждению первого вице-премьера правительства России Виктора Зубкова, уточненные данные прошлогоднего урожая показали его общий объем в 93,9 млн тонн (предварительные прогнозы отечественного минсельхоза 90-91 миллион тонн). Это побудило федеральный центр на фоне растущих мировых цен на зерно не вводить ограничение на вывоз с 1 апреля 2012 года, а, напротив, расширить экспортные рамки, чтобы позволить отечественным сельхозтоваропроизводителям заработать дополнительную прибыль.
Последние месяцы в преддверии слухов о надвигающемся моратории трейдеры старались побыстрее перевалить через южнороссийские порты дополнительные объемы зерна, что в числе многих иных причин приводило к возникновению значительных пробок на припортовых станциях Азово-Черноморского региона. По данным начальника Северо-Кавказской железной дороги Владимира Голоскокова, в середине января у морских портов простаивали до 500 составов с различными грузами.
В то же время сами портовики работали не покладая рук. Как сообщили «РБГ» в руководстве Новороссийского морского порта, в январе через него было отгружено 570,3 тысячи тонн зерна (тогда действовало эмбарго). При этом в январе из-за непогоды в Новороссийске восемь раз приходилось прекращать работы, что в сумме дало простои в 12 дней. Параллельно зерно отгружали Туапсе, Тамань и «малые порты» Азовского моря. Благодаря этому спешащие до введения эмбарго трейдеры сумели к началу февраля вывезти практически все подготовленные к экспорту запасы с Юга и из центральных регионов страны в объеме 19,6 миллиона тонн. Дальнейшее наращивание вывоза было прервано естественными причинами — замерзанием из-за рекордных морозов акватории Азовского моря.
По данным экспертов аналитического центра компании «Русагротранс», в январе из-за этого экспортные отгрузки в стране снизились более чем в два раза по сравнению с декабрем 2011 года и составили 1,36 млн тонн.
Сковывание льдом Азовского моря и прекращение работы «малых портов» Волго-Донского бассейна могут привести к срыву прогнозов аналитиков и на дальнейший экспорт — в феврале ожидалась перевалка 1,6-1,7 млн тонн, в марте — 2,4-2,5 млн тонн. Что приводило бы к ожидаемой цифре в 23,5-23,7 млн тонн экспорта с начала августа прошлого года. Исполнительный директор исследовательского центра «Совэкон» Андрей Сизов полагает, что в феврале отгрузка не превысит январских показателей.
Слухи же о введении в апреле ограничения на вывоз российского зерна лишь подогрели ажиотаж на мировом рынке, цены на фьючерсы на котором поднимались вплотную к планке 300 долларов за тонну на условиях FOB («франко-борт» — продажа в портах). По данным агентства Bloomberg, на бирже в Чикаго мартовские фьючерсы на пшеницу в среднем подорожали за январь на два процента.
Южнороссийские трейдеры вполне уверенно выигрывали тендеры в Египте по продаже продовольственной пшеницы за 295 долларов за тонну. Тогда как в сентябре они продавали на тех же условиях ее с поставкой во второй декаде декабря по цене 261-263 доллара за тонну.
Как сообщил «РБГ» министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Вячеслав Василенко, на Дону угрозы гибели урожая нет, так как значительный снеговой покров надежно укрыл озимые.