Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/selskoe-khozyajstvo-vyroslo-v-proshlom-godu-blagodarya-pogodnym-usloviyam/344769/
|
В 2011 году отечественное сельское хозяйство оправилось от шока 2010 года, когда аномальная жара сожгла треть посевных площадей. Объем производства в аграрном секторе за 11 месяцев текущего года вырос более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Такая динамика прироста стала рекордной за последние двадцать лет и обеспечена в основном усилиями растениеводов. Последний год показал , что Россия может быть стабильным крупным мировым продавцом не только зерна, но и белого сахара и подсолнечного масла.
В первой половине 2011 года отечественное сельское хозяйство все еще ощущало последствия аномальной жары 2010 года. По данным Росстата, объем производства сельхозпродукции в этот период вырос на 0,7% по сравнению с январем—июнем 2010 года, до 901,7 млрд руб. Но во второй половине года аграрная отрасль стала ежемесячно набирать обороты, и уже за девять месяцев динамика роста была на уровне 15,9%, а за 11 месяцев 2011 года прирост производства был зафиксирован на уровне 21,9%. Этот показатель можно назвать рекордным в истории современной России, считают эксперты.
Отечественное сельское хозяйство оправилось от шока 2010 года, говорит руководитель аналитического управления компании «Русагротранс» Игорь Павенский. Сельхозпроизводители смогли собрать рекордные урожаи сахарной свеклы (48 млн т), рапса (1,1 млн т), сои (1,45 млн т), подсолнечника (8,1 млн т). Резкое увеличение валового сбора этих культур произошло под влиянием хорошей конъюнктуры конца 2010 года и первой половины 2011 года, отмечает г-н Павенский: «Высокие цены подтолкнули сельхозпроизводителей увеличивать посевные площади». А благоприятные погодные условия уже помогли довершить начатое. Поддержка государства также оказала определенное влияние на подъем аграрного сектора в текущем году (кредиты пострадавшим хозяйствам, субсидирование по удобрениям и ГСМ и т.д.).
В то же самое время погодные условия, только уже неблагоприятные, не позволили резко увеличить сбор риса, производство которого в России в последние годы стремительно развивалось. «Погодные условия в период созревания риса были лучше, чем в 2010 году, однако в период уборки в Краснодарском крае шли затяжные дожди и часть посевов погибла», — говорит аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Ирина Глазунова. В то же время недостаточно благоприятная ценовая конъюнктура 2011 года может обусловить отсутствие роста в рисовой отрасли в следующем году, считает эксперт.
Небывалые сборы позволили сельхозпроизводителям стремительно вернуться на мировой зерновой рынок после эмбарго 2010 года. По оценкам правительства, в текущем сельскохозяйственном сезоне (1 июля 2011 года — 30 июня 2012 года) российские производители и трейдеры могут экспортировать порядка 24—25 млн т зерна. Россия могла бы экспортировать и более 25 млн т зерна, однако сдерживающим фактором служит неразвитая транспортная инфраструктура. Эта же проблема сдерживает и другие потенциальные экспортоориентированные отрасли сельского хозяйства — рисовую, мукомольную, свеклосахарную и масложировую.
Исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший скептически оценивает экспортный потенциал риса, белого сахара и подсолнечного масла. «Я не думаю, что это устойчивая вещь. Вряд ли в ближайшие годы будут собираться такие же урожаи», — говорит он. Эти отрасли, активно развивавшиеся при протекционистской политике государства, с течением времени из-за вступления в ВТО будут терять прежнюю защиту от мирового рынка, напоминает эксперт.
В части неразвитости логистической инфраструктуры проблема смещается с непосредственно портов на подъездные пути к ним и транспортные тарифы. «К примеру, Новороссийск не может переваливать не из-за отсутствия причальных стенок, а из-за того, что сам город не в состоянии пропускать через себя (порт находится непосредственно в городе) больше транспорта», — говорит г-н Сизов. С другой стороны, все большую конкуренцию железнодорожному транспорту составляет автомобильный. Из-за растущих тарифов на перевозки многие участники рынка вынуждены создавать собственные автопарки. В 2011 году на фоне обострившихся проблем с нехваткой вагонов этот процесс только активизировался.