Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/%c2%abrusagrotrans%c2%bb-vvodit-shtrafy-za-zaderzhku-zernovozov/342967/
|
Вопрос о введении санкций для отправителей сельхозгрузов был поднят в начале ноября на заседании рабочей группы при Минсельхозе (см. РБК daily от 02.11.11). Два дня назад Минтранс подготовил поправки в устав железнодорожного транспорта, позволяющие взимать плату с грузоотправителей за простой вагонов сверх оговоренного времени.
По информации РБК daily, уже с 21 ноября «Русагротранс» начнет включать пункт о штрафных санкциях в договоры с грузоотправителями. Штрафы будут рассчитываться согласно правилам Федеральной службы по тарифам (ФСТ): минимальный штраф за простой зерновоза начисляется сразу после нарушения сроков погрузки и разгрузки и составляет от 2 тыс. до 10 тыс. руб. в сутки. В настоящее время, к примеру, расходы «Русагротранса» в случае простоя вагона составляют 1 тыс. руб. в день, и фактически их оплачивает грузоотправитель.
По данным «Русагротранса», среднее время, затрачиваемое грузоотправителями на погрузку, составляет 100,8 часа, среднее время выгрузки — 52 часа. В то же время норматив на погрузку и выгрузку вагона составляет 24 часа. Для сравнения: согласно советским нормативам, погрузка или выгрузка вагона должна была проводиться за шесть часов. В октябре текущего года из-за задержек вагонов не было перевезено около 500 тыс. т зерна.
Пресс-секретарь «Русагротранса» Александр Чернов подтвердил информацию о введении штрафов по тарифам ФСТ и пояснил, что размер санкций будет зависеть от недобросовестности грузоотправителя. «Если отправитель регулярно задерживает вагоны, для него может применяться максимальная ставка», — отметил он.
«Русагротранс» рассчитывает, что введение санкций позволит уже в декабре текущего года сократить простой зерновозов и, соответственно, увеличить перевозки на 10—15% по сравнению с октябрем. В результате будет пущено дополнительно 1 тыс. рейсов в месяц и перевезено около 70 тыс. т зерна. «Если же все грузоотправители станут более дисциплинированными, то через несколько месяцев транспортная компания будет иметь возможность пускать дополнительно 5 тыс. рейсов», — говорит г-н Чернов.
Участникам рынка инициатива «Русагротранса» не понравилась. «Мы считаем введение штрафов нецелесообразным, вполне достаточно тарифа, который применяется к сверхнормативному простою вагонов, — утверждает президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. — С учетом уровня существующей логистической инфраструктуры введение штрафов может привести к параличу перевозок зерна внутри страны».
Между тем некоторые эксперты признают, что если все начнут выполнять установленные нормативы, то не будет серьезных проблем с вагонами. Вполне возможно, что скорость оборачиваемости вагонов несколько возрастет, говорит исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший. «Однако по факту это будет означать дополнительные поборы, которые лягут на плечи сельхозпроизводителей», — добавляет он.
Если вводить подобные штрафы, то было бы логично их дополнить и штрафами за несвоевременную подачу вагонов, а также установить предельные сроки предоставления вагонов, подчеркивает г-н Сизов. В настоящее время многие грузоотправители могут рассчитывать на получение вагонов через месяц-полтора, а то и более, а пока зерно не перевозится, цены снижаются, подчеркивает эксперт.