Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/zernovaya-sibir-osnovnoj-prichinoj-vysokoj-stoimosti-perevozok-yavlyaetsya-monopolizm/342869/
|
Валерий Котышев, Заместитель генерального директора по проектным перевозкам ООО «ТЭФ «КонтРейл», в преддверии IV Международной конференции «Зерновая Сибирь» рассказал порталу IDK.ru об особенностях перевозки зерна из Сибири.
Валерий Павлович, в сибирском регионе многие компании жалуются на транспортные проблемы, возникающие при необходимости осуществлять транспортировку зерна. Как Вы оцениваете данную ситуацию?
Ситуация с экспортом зерна из Сибирского федерального округа я оцениваю как критическую. Зерно есть, и в избытке, но его негде хранить. К тому же возникают проблемы с перевозкой зерна для его реализации на внешнем рынке.
В связи с чем возникают подобные проблемы перевозки зерна, что является их причиной?
Причины:
1. Везти зерно на запад и восток одинаково далеко, но на западе, в черноморских портах зерно из Сибири никто не ждёт и не пустит. Просто не хватает мощностей. Да и стоимость доставки не сильно отличается от цен доставки зерна в хопрах, специальных вагонах. Тем более, в Сибири их нет, они все в средней полосе и на юге.
2. На дальнем востоке бункерная перевалка не развита, таких терминалов там просто нет, а те, что есть, носят самодеятельный характер.
Вывод: Альтернативой хопрам является перевозка зерна насыпью в морских контейнерах на фитинговых платформах. Но РЖД не собирается пускать конкурентов по перевозке зерна, взамен хопрам. Доказательством является Телеграмма ОАО «РЖД» № 19750 от 19.10.2011 г. Где чётко даются скидки на ж/д тариф только в вагонах общего парка. Перевозка зерна в контейнерах исключена из льготных тарифов.
Какова стоимость перевозки зерна из Сибири к портам для экспорта?
Чистая себестоимость перевозки зерна из Новосибирска до порта Восточный (Дальний восток) — 3800 рублей, без НДС. 3400 рублей идёт вообще с нулевым НДС. И сумма 400 рублей с тонны идёт с НДС, с безвозвратным НДС. Все цены указаны за тонну.
Основные затратные статьи:
— оборудование контейнеров для транспортировки по жд — 15 000 руб за контейнер.
— Автодоставка и комплексное терминальное обслуживание ОАО «ТрансКонтейнер» — 16000 руб за контейнер
— за пользование платформой с одного контейнера — 15500 рублей
— ЖД тариф — 22 000 руб за контейнер.
— Сертификация, фумигация, услуги сюрвейера — 8500 рублей за контейнер
— Сбор контейнеров для их оборудования, хранение — 4000 рублей с одного контейнера.
За основу берём погрузку пшеницы 22 тонны в контейнер. Итого 81 000 рублей, делим на 22 тонны — получаем 3682 рубля.
Это себестоимость. Мы обращались с запросом в ОАО «ТрансКонтейнер» с просьбой предоставить исключительные ставки на автодоставку и терминальное обслуживание за пользование платформами, именно те которые они дали в прошлом году с увеличением её на 8% (инфляция). В прошлом году она составила 20 000 рублей с контейнера или 909 рублей с тонны, в этом году нам дали 31500 рублей с контейнера или 1432 рубля с тонны.
Мы обращались в РЖД через Национальный зерновой форум о даче скидки на ж/д тариф для перевозки зерна в контейнерах, но нас не услышали. Причина — конкурентам хопрам ж/д расти не даст. Монополизм. Также как и маршрутные поезда можно формировать только на путях общего пользования, это там где ОАО «ТрансКонтейнер». Конкуренты ОАО «ТрансКонтейнер», например ЕвроСиб формирует маршрутные поезда на путях необщего пользования и ставки предлагают но 40% ниже, но ж/д не заинтересована, так как ничего не заработает на формировании маршрутного поезда. Вывод: РЖД зарабатывает и ТрансКонтейнеру даёт заработать, а что от этого страдает зернопроизводитель — их не интересует, ответ у них таков, пусть правительство РФ или Губернатор пусть субсидирует экспорт зерна, как в Казахстане, где государство доплачивает 40$ за каждую экспортную тонну сельхозпроизводителю.
16-17 ноября в Барнауле будет проходить IV Международная конференция «Зерновая Сибирь», какие советы участникам зернового рынка Вы могли бы дать по оптимизации транспортных расходов связанных с перевозкой зерна?
В форуме я участвовать буду, на проблемах остановлюсь, так же как и на оптимизации расходов. Основной причиной высокой стоимости перевозки является монополизм.