Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/rzhd-poschitali-prostoi-pri-perevozke-zernovykh-gruzov/342710/
|
В октябре 2011 года количество вагоноотправок зерновых грузов, осуществленных с нарушением регламентных сроков погрузки и выгрузки, на сети железных дорог России составило более 8467 рейсов (т. е. порядка 350 000 вагоносуток), сообщила пресс-служба ОАО «РЖД».
Лидером по простоям вагонов является Ставропольский край – около 85 000 вагоносуток. Задержка в 2 тыс. вагонорейсов в регионе разрушает существующие логистические кольца и приводит к резкому снижению оборачиваемости подвижного состава. Данная статистика существенно превосходит расчетные цифры и является критической для ритмического функционирования логистической инфраструктуры. Потеря оперативности инфраструктуры за счет увеличения непроизводительных простоев составляет порядка 35-40%.
В целом по Ставропольскому краю с начала июля текущего года отгружено 964 804 тонны зерна, наличие на элеваторах с учетом урожая прошлых лет составляет 1 983 тыс. тонн при емкостях хранения 2 434,3 тыс. тонн. На станциях погрузки в среднем находилось 525 вагонов, из них 441 вагон простаивал свыше 3 суток. Сверхнормативные простои, допущенные по вине недобросовестных грузоотправителей/грузополучателей, приводят к резкому снижению оборачиваемости вагонов, способствуют возникновению дефицита на сети и являются причиной сбоев в обеспечении подвижным составом.
Серьезной проблемой является ажиотажный спрос на подвижной состав, который вызван не реальными рыночными потребностями, а стремлением грузоотправителей перестраховаться. В результате они подают заявки на вагоны, не имея договоренностей с производителями об объемах и с портами о перевалке, что также приводит к простоям вагонов на инфраструктуре.
Еще одной причиной высокого спроса на вагоны в этом сезоне стало повышение цен на услуги автоперевозчиков. В течение последних трех лет стоимость перевозки зерна на экспорт по сети РЖД практически не менялась. Так, в 2009 году стоимость перевозки железнодорожным транспортом из Ставропольского края в Новороссийск составляла 692 рубля, в 2011 году перевозка на том же плече – 672 рубля. В это же время цены на услуги автоперевозчиков увеличились с 580 рублей до 800, а стоимость услуг портовой инфраструктуры возросла в среднем с 20 до 28 долларов.
Ожидается, что объем перевозок дочерних компаний ОАО «РЖД», специализирующихся на перевозках зерновых грузов, в текущем сезоне составит порядка 30 000 вагоноотправок в месяц и станет максимальным за последние несколько лет (так в 2009 году, когда был зафиксирован рекордный урожай, пиковые перевозки не превышали 28 000 вагоноотправок). В случае уменьшения непроизводительных простоев, допущенных по вине грузоотправителей/грузополучателей, до нормативных, количество вагоноотправок могло бы превзойти 38 000, что полностью обеспечило бы все потребности рынка.
Напомним, что 21 октября, на оперативном совещании, посвященном перевозкам сельскохозяйственных грузов, первый вице-премьер Виктор Зубков обратил внимание грузовладельцев на недопустимость сверхнормативных простоев вагонов под погрузкой и выгрузкой при перевозке сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, ОАО «РЖД» и Минсельхоз России подписали соглашение о взаимодействии по развитию перевозок зерновых грузов во внутрироссийском и экспортном направлениях.
В рамках подписанного соглашения планируется создание укрупненных партий зерновых грузов (отправительских маршрутов), их ускоренной отправки и обработки в местах выгрузки с целью увеличения объемов перевозок зерна железнодорожным транспортом в экспортном и внутрироссийском сообщениях.
Формирование отправительских маршрутов и определение приоритетных направлений для отправки зерновых грузов будет происходить с учетом балансов спроса и предложения зерна в разрезе регионов, прогнозных объемов его производства и потребления, экспортного потенциала и, соответственно, возможных объемов перевозок.
РЖД и Министерство сельского хозяйства РФ совместно разрабатывают предложения по механизмам повышения экономической мотивации грузоотправителей при работе с укрупненными партиями зерновых грузов за счет мер тарифной политики, гарантированного предоставления вагонного парка, упрощения документооборота, а также мер государственной поддержки.