«Объединенная зерновая компания» (ОЗК) заявила о намерении реализовать проект Дальневосточного зернового терминала. В числе наиболее вероятных мест размещения терминала в компании называют приморский порт Восточный в Находке. Тем временем руководство Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) заявляет, что уже сейчас готово на своей территории начать строительство терминала по отгрузке зерна по готовому проекту. Однако для этого им необходимо участие в проекте зернотрейдеров. Эксперты считают, что логичнее терминал построить вне Владивостока, так как городской порт ограничен жилой зоной. При этом специалисты убеждены, что в этот раз терминал все-таки построят.
На прошедшей встрече представителей японских деловых кругов с Российской зерновой миссией в Токио член Национального союза зернопроизводителей заявил, что регионы Сибири в ближайшем будущем смогут ежегодно экспортировать потребителям Юго-Восточной Азии до 13 млн т зерна. Однако осуществлению планов по развитию масштабного экспорта российских зерновых грузов в страны АТР «мешает дороговизна транспортировки и неприспособленность портовой инфраструктуры к перевалке больших объемов зерна».
На это заместитель генерального директора ОАО ОЗК Арам Гукасян заявил, что компания планирует реализовать на Дальнем Востоке проект строительства Дальневосточного зернового терминала мощностью перевалки до 5 млн т зерна в год.
Как рассказал «Ъ» пресс-секретарь компании Виктор Крупенин, Дальневосточный терминал будет способен ежегодно осуществлять перевалку до 3 млн т зерна к 2015 году и до 5 млн т к 2017 году. «Об объеме инвестиций в проект говорить преждевременно, но хочется отметить, что реализовываться он будет в рамка государственно-частного партнерства. Но реализация этих планов будет напрямую зависеть от решения вопросов, связанных с отводом земли под будущий терминал, а также развития портовой и внешней транспортной инфраструктуры»,— отметил господин Крупенин. В настоящее время, как сообщили в ОЗК, проводится обоснование инвестиций в данный проект. Работы по проектированию объекта, по словам Виктора Крупенина, начнутся после того, как будет определено место расположения будущего зернового терминала. «Сейчас рассматривается несколько вариантов его размещения, в числе наиболее вероятных порт Восточный»,— пояснил господин Крупенин.
До настоящего момента зерновые грузы в порту Восточный не перерабатывались. Однако и.о. капитана морского порта Восточный Геннадий Кукунин сообщил «Ъ», что строительство терминала для переработки зерновых предусматривалось в плане перспективного развития порта, разработанном «Союзморниипроектом» еще в 2002 году. «До настоящего времени никаких работ по строительству дополнительных перегрузочных терминалов в порту не производилось»,— пояснил господин Кукунин. В 2010 году, по его словам, на рассмотрение администрации порта «была предоставлена декларация о намерениях строительства нового перегрузочного комплекса мощностью 10 млн т». Как отметил господин Кукунин, номенклатура грузов в документе содержала и зерновые.
На сегодняшний день в Дальневосточном регионе перевалку зерна на экспорт осуществляет только ВМТП. За девять месяцев 2011 года, по данным пресс-службы компании, на экспорт было отгружено 34,72 тыс. т зерна. По словам директора пресс-службы ВМТП Алексея Довбыша, проект зернового терминала порта уже готов, цена вопроса около $35 млн. Возвести терминал, как отметил Алексей Довбыш, порт «и самостоятельно сможет», начав его строительство, «хоть в следующем году». Однако, по словам собеседника, «ВМТП нужен партнер», который будет готов инвестировать средства не только в инфраструктуру порта. «Чтобы организовать логистическую схему, позволяющую порту работать с объемами зерновых, превышающими 1-1,5 млн т в год, необходимо инвестировать еще и в вагоны-зерновозы, которые сегодня в большом дефиците»,— сказал господин Довбыш. Кроме того, порту «понадобится не меньше тысячи единиц подвижного состава», добавил он. Для бесперебойной схемы работы с зерном, подчеркнул Алексей Довбыш, «кроме вагонов и собственно зернового терминала в ВМТП необходимо инвестировать также и в элеваторы на юге Новосибирской области и Красноярского края, на Алтае». Реализация проекта зернового терминала в ВМТП «возможна, если совместно с поставщиком транспортных, логистических, стивидорных услуг будут работать и зернотрейдеры».
Эксперты между тем подчеркивают, что рынок АТР «очень интересен для России» и «объемы потребления зерна там будут только нарастать». По словам Александра Корбута, проект ОЗК — «крупнейшего игрока в инфраструктурном развитии зерновых терминалов» — будет реализован. «Если терминал будет построен, Сибирь получит выход на экспортные рынки АТР»,— сказал господин Корбут.
С точки зрения перспективы развития, зерновой терминал должен быть построен в порту Восточный, считает директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, экономист Михаил Терский. «Дело в том, что у ВМТП есть один существенный недостаток — он находится в жилой зоне. Поэтому его развитие ограничено, и в первую очередь потому, что ему некуда расширяться. Также ограничены подъездные пути к нему. В порту Восточный таких ограничений нет. К тому же там всю логистическую систему можно выстроить заново»,— считает специалист.
Отметим, что ранее уже звучали заявления о желании построить зерновой терминал на территории Приморья. Так, в 2009 году японская Link Far East (LFE) выступила с инициативой построить зерновой терминал в порту Славянка (юг Приморского края). В 2010 году власти Приморья заявили о согласовании проекта зернового терминала. Тогда говорилось, что терминал построят на 7-м причале ВМТП. Позже губернатор Сергей Дарькин сказал, что в Приморье построят три терминала: во Владивостоке, в порту Восточный и в Хасанском районе.
Также строительство терминала включено в перечень инвестиционных проектов. Согласно ему, терминал, сметная стоимость которого 2,5 млрд руб., будет размещен в порту Восточный.