Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/kazakhstan-mozhet-sbit-dykhanie-rossijskim-zernotrejderam/341397/
|
Экспорт российского зерна идет на рекорд — свыше 9 млн т всего за три месяца. Чтобы поддержать экспортный поток, правительство РФ готово снизить тариф на перевозку зерна по железной дороге к морским портам. Однако дальнейший порыв российских трейдеров могут сдержать конкуренты из Казахстана. Для расширения своего экспорта казахи намерены субсидировать перевозку зерна по территории РФ до портов. Кроме того, они взяли в аренду у российских компаний 5 тыс. зерновозов, хотя эти вагоны очень востребованы и местными игроками, сообщает РБК.
В минувшую пятницу первый вице-премьер правительства России Виктор Зубков доложил премьер-министру Владимиру Путину, что страна получит в этом году порядка 90 млн т зерна, что позволит обеспечить внутренние потребности и экспортировать достаточно большой объем. С 1 июля по 30 сентября Россия уже поставила за рубеж 9,1 млн т зерна. «Сегодня экспорт идет очень успешно в 66 стран. Наше зерно на рынках выигрывает сейчас практически все тендеры. Цены на мировых рынках очень хорошие — от 8,2 до 8,5 тыс. руб. за одну тонну», — заявил Виктор Зубков.
При этом правительство готово поддерживать крестьян из Сибири и Курганской области, где ожидаются высокие сборы зерна. Сейчас действует исключительный льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна из Сибири в регионы Центрального федерального округа по коэффициенту 0,5 начиная с 1,1 тыс. км. Виктор Зубков предложил распространить этот тариф и на экспорт зерна из сибирских регионов в направлении портов в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке и на западе России. Владимир Путин поддержал это предложение: «Доработайте, пожалуйста, проекты документов, и я их подпишу».
Однако дальнейшей экспансии российского зерна могут помешать соседи из Казахстана, где ожидается рекордный сбор зерновых. Так, на прошлой неделе Египет уже закупил кроме 120 тыс. т российского зерна 120 тыс. т казахского. Для того чтобы зерно было конкурентным на средиземноморских рынках, правительство Казахстана субсидирует железнодорожные перевозки через территорию России. А для перевозки большего объема соседи удвоят парк зерновозов, говорит исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший. «В итоге российские операторы зернового рынка получают серьезное обострение конкуренции с Казахстаном», — отмечает он.
О том, что Казахстан договорился с российскими транспортными компаниями об аренде зерновозов, заявил министр транспорта и коммуникаций страны Берик Камалиев. По его словам, транспортная компания «Казакстан темир жолы» заключила договор на аренду 5,5 тыс. российских зерновозов. «Это «Русагротранс» — 4 тыс. вагонов, «Технотранс» — 1 тыс. вагонов и «Балтийский зерновой дом» — 500 вагонов. В сентябре мы уже получили 400 вагонов, оставшиеся будут получены в октябре», — уточнил г-н Камалиев на заседании правительства Казахстана. Таким образом, потребность в подвижном составе в целом для перевозки зерна будет обеспечена, добавил министр.
Участники российского рынка возмущены подобным поведением российских транспортников. «Речь идет о передаче зерновозов, которых, как показывают последние годы, критически не хватает для обслуживания собственных потребностей российского рынка, особенно в условиях рекордных экспортных поставок», — жалуется г-н Сизов.
По оценке правительства, в текущем сельскохозяйственном сезоне экспорт может достичь 23 млн т.