Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/press-konferenciya-zamministra-selskogo-khozyajstva-rf-ili-shestakova/340689/
|
Вопрос: Каков текущий прогноз по урожаю в РФ и экспорту зерна на 2011-2012гг.?
И.Шестаков: Мы прогнозируем, что урожай в этом году составит 90 млн тонн с учетом доработки, то есть это чистый вес. Но учитывая, что у нас есть переходящие остатки зерна — на 1 июля они составили 22,4 млн тонн, с учетом нашего внутреннего потребления, которое колеблется от 70 до 71 млн тонн, мы считаем, что прогноз по экспорту может составить от 20 до 22 млн тонн. И в принципе те цифры объема вывоза, которые сейчас существуют, они подтверждают, что данный экспорт возможен, и мы ожидаем, что он будет выполнен.
Вопрос: Будут ли и когда будут применяться закупочные интервенции для нивелирования снижения цены в 2011г.?
И.Шестаков: Мы сейчас внимательно смотрим за уровнем цен, мониторинг осуществляется практически в ежедневном режиме. Можно отметить одно. Поскольку есть экспортный потенциал, неравномерно идет распределение цен. В южных регионах, в центре, в Поволжье в целом цены достаточно стабильны, и они позволяют сельхозтоваропроизводителям иметь приемлемую рентабельность. На юге это вообще достаточно хорошие цены. У нас сейчас идет активно экспорт, и в принципе мировые цены тоже поддерживают уровень внутренних цен. У нас вызывают обеспокоенность цены на Урале и в Сибирском федеральном округе, поэтому по инициативе министра сельского хозяйства обратились в правительство с просьбой рассмотреть возможность применения исключительных, льготных железнодорожных тарифов. И на последнем совещании эта идея была поддержана. Мы планируем, что эти льготные тарифы для перевозок зерна в экспортном направлении из Сибирского федерального округа, Курганской области позволят нам повысить уровень цен за счет того, что излишки зерна будут вывезены на экспорт. Причем в этом году это будут как порты Дальнего Востока, так и погранпереходы Дальнего Востока. Также мы открываем возможность для погранпереходов с Украиной, поскольку мы знаем, что инфраструктура азовско-черноморских портов еще недостаточно устойчивая, поэтому украинские порты сейчас стоят недозагруженные.
Вопрос: Предусматривается ли субсидирование или снижение железнодорожных тарифов для перевозки зерна на экспорт?
И.Шестаков: На этот вопрос я уже ответил, что предусматривается такое субсидирование, в ближайшей перспективе, до конца текущего сельхозгода. Мы посмотрим на конец этого года, промониторим ситуацию, как будет использована данная льгота, будет ли она востребована на рынке. Помимо зерна, про которое сказал, мы еще предусмотрели на соевый шрот исключительный тариф 0,5 за расстояние свыше 1100 км.
Что касается в целом логистики, то по решению министра создана рабочая группа, в которую вошли представители РЖД, Минтранса, ФАС. Группа в оперативном режиме отслеживает ситуацию, связанную с логистическими ограничениями в новороссийских портах. Мы постоянно эту ситуацию отслеживаем. В рамках этой группы мы сейчас разрабатываем уточнение в регламент взаимодействия с РЖД, то есть РЖД со всеми участниками рынка. Плюс в рамках этой группы мы сейчас отрабатываем основное, что, как нам кажется, поможет решить инфраструктурные издержки, отрабатываем вопросы, связанные с маршрутизацией перевозок зерна. Основная проблема, которая есть, и мы прекрасно это понимаем, что у нас идут повагонные поставки, они сортируются, где-то соединяются, опять сортируются. Оборачиваемость одного вагона зерна может составлять до 28 дней. Ни в одной стране мира такого нет, поскольку формируются маршрутные парки, прямо на тыловых элеваторах внутри страны, формируются составы в среднем по 55 вагонов, которые заходят в порт, выгружаются, в порту они не сортируются, так же состав уходит обратно. Сейчас мы в рамках рабочей группы совместно готовим предложения по качественным характеристикам, которым должны соответствовать эти узловые элеваторы, также по регламенту взаимодействия в рамках маршрутных отправок между железной дорогой, министерством, региональными властями. Могу сказать, что США тоже в свое время через это прошли, у них тоже была достаточно сложная ситуация, связанная с инфраструктурными ограничениями. Но волевым подходом они отобрали узловые элеваторы и сейчас осуществляют практически только маршрутные поставки.
Вопрос: Каковы перспективы у механизма складских расписок и зернового ломбарда на рынке регулирования зерна в РФ? На какой стадии находится обсуждение этих вопросов в Минсельхозе?
И.Шестаков: Мы эти два вопроса разделяем. Что касается зернового ломбарда, то это в большей степени связано с проведением государственных закупочных интервенций. Это один из способов залоговых операций, тот, который не требует сейчас для нас серьезных законодательных изменений, поскольку мы не можем делать законодательные изменения в связи с законом о развитии сельского хозяйства. Касательно зернового ломбарда, это механизмы, которые мы проработали, согласовали с Минэкономразвития, с Федеральной антимонопольной службой, с Минфином, мы его отрегулировали, и я думаю, что в ближайшее время мы внесем данный нормативный документ в правительство. Но опять же повторюсь, что зерновой ломбард будет применяться только в случае проведения закупочных интервенций и будет как закупочный механизм, дополнительная возможность для сельхозтоваропроизводителей выкупить это зерно по цене его продажи в государственный интервенционный фонд с возмещением услуг по хранению. То есть это некий дополнительный механизм.
Что касается двойных складских расписок и вообще складских свидетельств в целом, то это отдельный вопрос, и мы к нему более комплексно подходим. В министерстве создана рабочая группа, в которую вошли все основные представители министерств и ведомств, и мы разработали целый закон о зерновых товарных складах общего пользования. Здесь один из механизмов, который поможет сельхозтоваропроизводителю, – это двойные складские свидетельства, простые складские свидетельства, это возможность для сельхозтоваропроизводителя привлекать кредитные средства под залог зерна. Причем мы попытались это сделать и сделали это безопасно для всех. Но это как один из элементов этого закона. Другие элементы этого закона не менее важные, что мы пытаемся урегулировать взаимоотношения среди элеваторов, среди хранителей зерна. Потому что, безусловно, у нас возникает риск, что если положил сельхозтоваропроизводитель зерно, то склад может его потерять, может быть утеря качества, еще какие-то мошеннические действия. Поэтому мы предлагаем создать в рамках саморегулируемой организации (СРО) компенсационные фонды, чтобы сами элеваторы объединились в СРО и за счет компенсационного фонда (если такое случалось) возмещали потери, связанные как с коммерческой деятельностью, так и с техническими проблемами. Хотелось бы отметить, что эта работа проводилась в рамках межведомственной рабочей группы. И я хотел бы поблагодарить наших коллег, поскольку мне кажется, что мы очень хорошо подошли к ней. У нас все, что связано с ценными бумагами, писала Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), все, что связано с аттестацией СРО, готовило Минэкономразвития, все, что связано с именно регулированием зернового рынка, готовили мы сами, и поэтому получилась вот такая достаточно хорошая работа. Здесь все ведомства сразу понимали, что они делают, поэтому, я думаю, в декабре мы сможем уже внести в правительство этот закон.
Вопрос: В России снижается поголовье молочного стада. На сколько ежегодно? Какое было на конец 2010г. и какие ожидания на конец 2011г.? Есть ли проблема снижения поголовья в сельских хозяйствах населения и дефицита молока?
И.Шестаков: На 31 декабря 2010г. численность молочного стада составляла 20 млн голов, из них 8,8 млн коров. Действительно, сокращение молочного стада идет, и прежде всего это вызвано сокращением стада в личных подсобных хозяйствах. При этом можно сказать, что сокращение поголовья не привело к значительному падению производства молока за счет генетических качеств, а за счет увеличения надоев. Хотя тоже надо признать, что снижение по молоку есть, и у меня есть последние данные, что оно хоть и выше 2006г., но все равно по сравнению с предыдущим годом оно сократилось на 600 тыс. т. Мы знаем, что молочная отрасль достаточно низкорентабельная, и это большая проблема молочной отрасли. Здесь оказывает давление достаточно много факторов. Это, конечно, и большой объем контрафактной продукции среди молочных продуктов, низкие были закупочные цены. Поэтому в той программе, которая сейчас разрабатывается на 2013г. и до 2020г., очень большое внимание будет уделено именно молочному направлению, и будет предусмотрено субсидирование производства на литр товарного молока, как и субсидирование на приобретение кормов на содержание одной головы. Поэтому мы надеемся, что реализация данных мер позволит наращивать объемы молока. Но при этом хотелось бы отметить, что сейчас уровень цен на молоко такой, что в принципе бизнес становится более-менее рентабельным. И мы надеемся, что инвесторы сейчас, учитывая те меры, которые мы будем реализовать с 2013г., активно пойдут в этом направлении. Как такового дефицита молока не существует.
Вопрос: Как Вы считаете, нужно ли уточнять молочный технический регламент с точки зрения заменителей молочного жира или проблему решит новый техрегламент по жирам?
И.Шестаков: Это достаточно сложная тема. Можно сказать, что мы сейчас активно смотрим и внимательно изучаем техрегламенты по жирам и молочной продукции с тем, чтобы как можно более ужесточить его с точки зрения безопасности для населения. Мы сталкиваемся с большими проблемами. У нас недостаточное количество независимых специалистов, а те специалисты, которые на рынке спорят, обсуждают техрегламенты по молоку и жирам, это люди, которые в той или иной степени являются зависимыми, они проталкивают те или иные постулаты. Могу сказать, что мы сейчас независимых специалистов буквально из-под земли вынимаем, все очень запуганы, переживают, потому что достаточно сложная ситуация. Понятно, что за техническими регламентами (в дальнейшем — за их исполнением) стоит достаточно большой бизнес.
Могу сказать, что техрегламенты, которые будут приняты сейчас и которые будут приняты в рамках Таможенного союза до 1 января 2012г., это не догма. У нас есть обязательства, мы должны их принять до 1 января в рамках Таможенного союза, мы должны начать по ним жить. Но при этом мы будем мониторить, вносить корректировки. Надо подходить достаточно взвешенно, потому что любое изменение в техрегламент влечет за собой ту или иную модернизацию производства. Мы достаточно внимательно мониторим эту ситуацию.
Дальше я хотел бы сказать, что у нас большая проблема с исполнением техрегламента. Мы техрегламенты можем принять, но большие вопросы будут связаны с их исполнением, потому что у Роспотребнадзора недостаточно полномочий по контролю за их исполнением. Эта ситуация беспокоит в большей степени, нежели сами техрегламенты.
У нас есть инициатива, мы хотим в дальнейшем именно бизнес на это дело настроить. Под председательством министра проводилось большое совещание по масло-жировой промышленности. Мы обсуждали вопросы и проблемы, связанные с завозом пальмового масла и других тропических масел. Бизнес идет навстречу, могу это признать. Мы с ними договорились, что они подготовят предложения по сокращению объемов использования пальмового и вообще тропических масел на территории РФ и предложения, связанные с госрегулированием, и предложения, связанные с техрегламентами, и предложения, связанные с тем, как они будут менять свою рецептуру при производстве. Для Минсельхоза это особенно важно сейчас, поскольку мы, хоть и в меньшей степени, отвечаем за безопасность и здоровье граждан. Нас это тоже беспокоит. У нас большие прогнозы по производству масличных культур. Если говорить о подсолнечнике, это практически 9 млн т. Если брать все масличные культуры, то это, по-моему, 11,2 млн т. Мы боимся большого снижения цен на масличные культуры. Поэтому мы с масло-жировой промышленностью на эту тему разговариваем. И любое ограничение завоза тропических масел, кроме того, что оно принесет здоровья гражданам нашим, оно еще благоприятно скажется на рынке сельхозпродукции. Тяжело, но и этот бизнес начал понимать, что надо действовать по каким-то другим правилам, что есть другие, более высокие задачи, нежели просто зарабатывание денег в больших объемах. Эта работа ведется, мы договорились, что в ближайшее время мы подпишем соглашение между зерновыми и масло-жировыми союзами о минимальной цене по закупке семян подсолнечника.