Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/vosstanovlenie-gosudarstvennoj-khlebnoj-inspekcii-yavlyaetsya-nastoyatelnym-trebovaniem-vremeni/340655/
|
Александр Хатунцов, директор ФГБУ «Центр оценки качества зерна», канд. экон. наук, рассказал о практике государственного контроля за качеством зерна в России и мире, поделился мнением о перспективах восстановления Госхлебинспекции и высказал пожелания участникам Международного форума «Зерно Приволжья».
Александр Валерьевич, какова история осуществления государственного контроля за качеством зерна в России?
На протяжении более восьмидесяти лет в России контроль качества зерна и продуктов его переработки осуществляла Государственная хлебная инспекция. Ее основной целью было обеспечение населения Российской Федерации качественным зерном и продуктами его переработки.
В последнее время в России вокруг вопроса о том, должно ли государство контролировать безопасность зерна, развернулись нешуточные страсти. Предлагается очередная «реформа», связанная с намеренным отказом от роли государства в этой весьма чувствительной сфере. Контроль на «хлебном» рынке существовал всегда, от времен античных до наших дней, от Египта времен фараонов и Древнего Рима до современных государств – США, стран Евросоюза, Канады, Австралии…
Не удивительно, что как многих простых российских граждан, так и организации, так или иначе связанных с производством, хранением, переработкой, экспортом и импортом зерна, интересует вопрос, во что выльется на этот раз новая перекройка системы государственного контроля качества зерна. Рынок уже сейчас начинает трясти. Дело в том, что участники зернового рынка только начинают привыкать к не так давно изменившимся правилам игры, и вот и они уже отменяются. Возникает закономерный вопрос — почему в нашей стране так часто меняются законы? Неужели нет той модели, апробированной в других странах с рыночной экономикой, коль скоро система, сложившаяся еще в Советском Союзе, действительно не может работать в принципиально изменившихся условиях?
Что же грядет благодаря новым реформам?
Сегодня очередные изменения на рынке зерна связаны с состоявшимся в июле текущего года принятием двух федеральных законов (от 18.07.2011 N 242-ФЗ и от 19.07.2011 № 248-ФЗ). Эти законы благодаря титаническим пробивным усилиям реформаторов из Минэкономразвития России практически отменяют государственный контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, предусмотренный законом «О зерне» и Федеральным законом «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки».
С одной стороны государство, осознавая необходимость создания системы самообеспечения страны высококачественным продовольствием, принимает Доктрину продовольственной безопасности, с другой – государственные же чиновники упорно разрушают ключевую часть механизма по ее воплощению, государственный контроль.
Кто может быть заинтересован в этом?
Прежде всего – коммерческие компании, не заинтересованные в развитии российского зернового бизнеса и защите потребителей зерна. Это – давно обосновавшиеся в России крупные игроки на мировом зерновом рынке. Их интересы явно не совпадают с интересами российских национальных компаний, кровно заинтересованных в создании условий для дальнейшего роста зерновой отрасли России и в исполнении государством своей роли в обеспечении блока вопросов, обеспечивающих национальную безопасность – не только продовольственную, кстати, но и пищевую, биологическую, инвестиционную, экономическую, социальную.
Хлеб действительно всему голова. Бунты в арабских странах начались с перебоев в снабжении именно хлебом.
Все российское законодательство о хлебе так или иначе сводится к девяти коротким статьям закона «О зерне». Одна из них провозглашает, что зерно является национальным достоянием. Что же теперь? Национальное достояние объявляется вне закона?!
А может, реформаторы опираются на мировой опыт?
Давайте вместе взглянем, как организован контроль качества в ведущих зерновых державах – США и Канаде. И заодно посмотрим, как обстоят дела у наших партнеров по Таможенному Союзу, в Казахстане и Белоруссии.
Как же выстроена система взаимоотношения государства и участников зерновой отрасли Канады?
Канада — один из основных поставщиков зерна на мировой рынок. К тому же, по своим природно-климатическим условиям эта страна близка России. Канадское законодательство в этой области совершенствовалось на протяжении столетия. Сейчас это документ, состоящий из 48 глав на 81 странице, который регламентирует практически все аспекты производства, хранения, переработки, реализации и контроля зерна. Контроль зерна при отгрузках осуществляет созданная в 1912 году Канадская зерновая комиссия, которая является хозрасчетным учреждением, находящимся в подчинении Министерства сельского хозяйства и Правительства Канады. Во многом деятельность этой комиссии аналогична деятельности упраздненной в ходе административной реформы 2004 года российской Государственной хлебной инспекции (ГХИ). Канадская зерновая комиссия обязана обеспечивать необходимые объемы поставок, контролировать качество зерна при его перевозках на элеваторы и зерноперерабатывающие предприятия; сертифицировать качество при отгрузке зерна на экспорт; контролировать вес; проверять правильность расчетов с фермерами за поставленное на элеваторы зерно; обеспечивать качество зерна в соответствии с утвержденными стандартами и классификаторами; проводить испытание перспективных новых сортов, вырабатывать стандарты для каждого сорта, проводить мониторинг качества зерна нового урожая.
Как компании, так и их работники, должны иметь лицензию, выдаваемую Канадской зерновой комиссией. Получить ее нетрудно, но лишь при одном условии – полном их соответствии требованиям закона «О зерне». Комиссия выступает и гарантом в случае возникновения рисков. При разногласиях же между продавцом и покупателем по качеству и безопасности зерна, заключение Комиссии является решающим и окончательным. Требования к безопасности зерна в Канаде весьма высоки, и это – залог высокой репутации канадского зерна на мировом рынке. Так, в Канаде абсолютно недопустимо наличие зараженного зерна на элеваторах. А если Канадская зерновая комиссия такую зараженность выявляет, хранитель подвергается крупному штрафу.
В Канаде за несоблюдение зернового законодательства предусмотрен штраф до 250 тыс. долларов. Или лишение свободы на срок до двух лет. Или и то, и другое, в зависимости от тяжести правонарушения. Более того, человек, на которого зарегистрирована компания, признанная недобросовестной, в дальнейшем никогда не сможет открыть аналогичный бизнес.
Экспорт зерна осуществляется исключительно через национальный Пшеничный комитет. Это еще один из механизмов обеспечения безопасности и качества канадского зерна и поддержания репутации Канады в международном торговом сообществе.
Каким образом обстоят дела в США?
Здесь отрасль опирается на Закон о стандартах на зерно, состоящий из четырех частей, изложенных на 190 страницах, в которых приведены официальные требования к качеству и безопасности зерна, процедурам инспектирования и взвешивания зерна, лицензирования деятельности по обороту зерна, и многое другое.
Осуществляющая контроль в отрасли Федеральная зерновая инспекция США является агентством Министерства сельского хозяйства США. Государственный контроль безопасности и качества зерна и комбикормов осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне штатов США — в полном соответствии с законами, принятыми Конгрессом США, и законами отдельных штатов страны.
Федеральная зерновая инспекция – единственная организация, уполномоченная отбирать образцы при отгрузке зерна на экспорт и выдавать сертификаты качества, сертификаты веса и сертификаты штивки — укладки продукции в судно. В случае отсутствия этих документов, а также несоответствия фактических параметров тем, которые заявлены в документе, отгрузка товара на экспорт запрещается.
В США мерами наказания за несоблюдение законодательства могут быть штраф в размере 20 тыс. долларов или лишение свободы до 5 лет, или же на нарушителя могут быть наложены оба наказания сразу.
А как данную сферу регламентирует законодательство наших соседей?
Национальное законодательство государств-партнеров России по Таможенному союзу, Казахстана и Белоруссии, также обеспечивает должный уровень безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. В этих государствах, в отличие от России, созданы специализированные национальные системы контроля качества и безопасности на внутреннем рынке. Контроль осуществляется уполномоченными органами государственного управления агропромышленного комплекса в рамках весьма жестких требований национальных законодательств.
В Казахстане за нарушения в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки применяются штрафы до 250 МРОТ, в Белоруссии нарушителю закона придется расстаться с суммой, доходящей до 20% стоимости продукции.
Благодаря разумно выстроенной государственной системе в области производства и оборота зерна, в том числе через деятельность старейших зерновых инспекций (канадская существует с 1912 года, американская – с 1916 года), США и Канада стали мировыми лидерами по экспорту зерна. Кстати, функции, выполняемые этими инспекциями, полностью аналогичны тем, что у нас в течение длительного периода, с 1923 по 2004 годы, выполняла Государственная хлебная инспекция.
Когда же началось разрушение системы контроля за качеством зерна в нашей стране?
Разрушение завоевавшей неоспоримый авторитет на международном рынке системы контроля качества, обеспечивающего население страны доброкачественным зерном и продуктами его переработки, в России началось в 1996 году. Часть государственных функций ГХИ была утрачена, а оставшиеся, в части контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки на внешних границах и контроля состояния государственных ресурсов, в 2005 году были передана Россельхознадзору. Теперь, с принятием федеральных законов 242-ФЗ и 248-ФЗ, государство утрачивает и эти функции.
Как к этому процессу относятся участники зернового рынка?
Разумеется, это не может оставить участников рынка равнодушными. Представители отрасли, собравшиеся в этом году в Москве, Орле, Новосибирске и Анапе на конференции, посвященные актуальным вопросам зернового рынка, обратились к Президенту Российской Федерации с настоятельной просьбой о восстановлении системы государственного контроля качества зерна. Они напомнили, что зерно было и должно остаться национальным достоянием, одним из ключевых факторов обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны, становления ее международного авторитета как одной из мировых житниц.
Каковы интересы участников рынка?
Больше всего они заинтересованы в проведении объективного мониторинга качества зерна нового урожая; в государственном контроле взаиморасчетов за сданное на хранение или проданное зерно; в проверке правильности ведения количественно-качественного учета; в непредвзятом урегулировании споров по качеству и безопасности; в проведении сертификации качества зерна и продуктов его переработки как при экспортно-импорных операциях, так и при обороте на внутреннем рынке.
Каковы возможные негативные последствия отказа от государственного контроля в национальном зерновом хозяйстве?
Уже сейчас отчетливо видны тенденции дальнейшего резкого снижения качества российского зерна и его производных – муки, крупы, хлеба и комбикормов. В свою очередь, это окажет самое пагубное влияние на кормопроизводство, животноводство, производство продуктов питания. Не стоит забывать и о том, что некоторые виды загрязнения зерна и продуктов его переработки могут оказать серьезнейшее влияние на состояние здоровья потребителей.
При пассивном подходе государства к состоянию зернового хозяйства, его развитие не просто тормозится, но во многих отношениях наблюдается и явная деградация. Благодаря тому, что выводятся из оборота знаменитые ранее сорта сильных и ценных пшениц, необходимых для улучшения хлебопекарных свойств муки, снижается производство твердой пшеницы. Высококачественное зерно в России производится с каждым годом все меньше и меньше. А ведь Россия славилась именно такой пшеницей! Кстати, канадское зернопроизводство во многом опирается на ценнейшие сорта твердой пшеницы российской селекции, принесшее ей и заслуженную славу на мировом рынке, и огромную прибыль.
Какие же аргументы выдвигают реформаторы, ратующие за отказ российского государства от контроля в национальном зерновом хозяйстве?
Ничего нового они придумать не могут, и лишь повторяют как мантру гайдаровские слова о том, что рынок-де, сам все отрегулирует. Как будто США и Канада – страны с нерыночной экономикой. Да и российская практика 1990-х годов как-то не показала выстраивания регуляторных механизмов самим рынком. Напротив, опыт тех лет наглядно показал, что нерегулируемость рынка приводит к хаосу, анархии, падению качества, росту угроз и рисков. При этом проигрывают добросовестные производители и потребители, выигрывают мошенники, готовые на многое ради получения хорошего барыша, и готовые практически на все ради получения сверхприбыли. В конечном счете, проигрывает не только государство, проигрывают все – и добросовестные производители, не выдерживающие нечестной конкуренции, и потребители продукции.
Существуют ли наглядные примеры негативных последствий отказа какой-либо страны от государственного контроля за качеством зерна?
Подобную ошибку, также связанную с отказом от государственного контроля, совершил наш ближайший сосед – Украина. Она передоверила выдачу сопровождающих зерновые грузы документов о качестве «независимым» иностранным сюрвейерским компаниям. В результате она потеряла рынки таких крупных потребителей зерна, как Египет и Пакистан. Исправляя ошибку, Украина возродила национальную хлебную инспекцию, наделив ее широкими полномочиями.
Нельзя забывать, что на мировых зерновых рынках осуществляются колоссальные по своим масштабам мошенничества. Если передать контроль над качеством экспортируемого зерна заинтересованным компаниям, то под видом низкокачественного товара из России они смогут вывозить высококачественное зерно, в результате чего государство недополучит значительные суммы налогов. В самой же стране вследствие этого может возникнуть дефицит качественного зерна для производства высокосортной муки и крупы для внутреннего потребления.
К чему приведет предлагаемая замена обязательной сертификации на декларирование?
Предлагаемая «реформаторами» замена может привести к массированному ввозу в страну недоброкачественной продукции ведь регистрация деклараций о соответствии проводится на основе данных заявителя, без привлечения независимой третьей стороны и проведения соответствующих лабораторных исследований.
Система подтверждения соответствия, предусмотренная Федеральным законом «О техническом регулировании», которая в будущем должна, в соответствии по мысли законотворцев, заменить систему государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, уже сегодня демонстрирует свою несостоятельность. Так, сопровождаемые декларациями о соответствии, официально зарегистрированными в реестре Ростехрегулирования органами по сертификации, партии зерна и продуктов его переработки массой ни много, ни мало, 7,5 млн. тонн, оказались при проверке соответствия специалистами испытательных лабораторий, подведомственных Россельхознадзору, некачественными и опасными. А это – более четвертой части от всей проверенной зерновой продукции. Часть такой продукции сопровождалась вполне «благополучными» сертификатами иностранных сюрвейерских компаний.
О снижении качества зерновых продуктов в розничной торговле можно даже не упоминать – в магазинах бываем мы все.
Как Вы относитесь к идее восстановления Государственной хлебной инспекции?
Восстановление государственных функций, осуществлявшихся ранее Государственной хлебной инспекцией, является настоятельным требованием времени. Кстати, это не потребует больших материальных затрат – у нас пока еще есть сеть оснащенных всем необходимым оборудованием испытательных лабораторий и квалифицированных кадров с большим практическим опытом работы.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев сделал важный шагов для наведения порядка в зерновой проблеме, дав поручение Правительству Российской Федерации до 1 октября текущего года представить предложения о наделении специально уполномоченного органа государственной власти функциями по контролю качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Его решение поддерживается большинством участников зернового рынка.
Это позволит решить целый ряд проблем. При восстановлении государственного контроля граждане России будут обеспечены качественными и безопасными хлебопродуктами, государство получит фактические данные о количестве и качестве зерна на всех этапах его обращения. Это позволит существенно повысить уровень продовольственной безопасности, стабилизировать зерновой рынок, а также возродить международный авторитет России как поставщика зерна гарантированного качества.
Вы приглашены к участию в Международном форуме «Зерно Приволжья», что бы Вы могли пожелать его участникам?
Желаю всем участникам быть востребованными для рынка, а также хорошего урожая, доходов и процветания.
Спасибо!