Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/zakon-ob-oborote-zemel-selkhoznaznacheniya-stal-bolee-slozhnym-i-dorogim-dlya-ispolzovaniya/340551/
|
Денис Герасимов, партнер юридической фирмы «РБЛ» г.Самара, в преддверии Международного форума «Зерно Приволжья» рассказал о недавно вступивших в силу изменениях в законодательстве об обороте земель сельхозназначения.
Денис Сергеевич, каковы основные изменения в законодательстве об обороте земель сельхозназначения, вступившие в силу с июля 2011 года?
Среди основных можно выделить конкретизацию механизма принудительного изъятия земель у собственника, повышение роли органов местного самоуправления в обороте земель сельхозназначения и, конечно, решение вопроса невостребованных долей. Правда, остается все еще много вопросов к применению старых положений закона, ну и конечно, появились новые вопросы относительно нововведений. Например, в части принудительного изъятия участков в связи с существенным ухудшением качества почв и плодородия — не совсем понятно, с чем сравнивать текущее состояние земли, ведь акты при передачи земли ранее не составлялись, и сейчас отсутствует норма требующая составлять данные акты.
Упрощают ли они существующую практику использования сельхозземель?
Положения закона, конечно, ориентированы на активизацию введения в оборот сельхозземель, на это в частности направлены нормы касательно изъятия неиспользуемых по назначению земельных участков, однако в целом можно говорить о том, что закон стал более сложным и дорогим для использования. Есть так же обоснованные опасения о повышение коррупционной составляющей закона связанной с увеличением роли органов местного самоуправления. Им по сути дела дали определенные контрольные функции, однако, регламент определяющий порядок их действия отсутствует. Существующие правовые механизмы реально не смогут эффективно защитить интересы землепользователей.
Возникают ли какие-либо трудности при практической реализации данных нововведений?
Основная трудность на данный момент — это отсутствие нормативных актов, на которые ссылается законодатель. Некоторые моменты в части применения отдельных норм закона станут ясными только после формирования правоприменительной и судебной практики. Например, вопрос относительно полномочий общего собрания, – не совсем ясно может ли оно в своих решениях отменять старые решения или нет.
Какие еще законодательные инициативы, по Вашему мнению, необходимо принять для оптимизации регулирования данной сферы?
Прежде всего, необходимо принять все нормативные акты, на которые ссылается закон, в частности утвердить признаки неиспользования земель. Нужно также внести изменения и в другие законодательные акты. Например, ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателях при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» предусматривает проверки государственными органами юридических лиц не чаще одного раза в три года – как же быть тогда с нормой закона об обороте земель сельхозназначения об изъятии земель в связи с существенным ухудшением почвы либо нецелевым использованием?
Вы приглашены на Международный форум «Зерно Приволжья» 29-30 сентября в г. Оренбург, что бы Вы пожелали участникам форума?
Желаю продуктивной работы и хорошего настроения. Профессиональные форумы всегда дают толчок для развития и реализации новых идей. Надеюсь, что данный форум будет полезен всем участникам.