Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/v-kashin-krizis-rossijskogo-sela/328602/
|
В тяжелейшем положении продолжают оставаться русская деревня и весь агропромышленный комплекс страны. Отрасль теряет свой технический и технологический потенциал. В 27 раз сократилось производство тракторов, в 15 раз — зерноуборочных комбайнов, в 14 раз — кормоуборочных комбайнов. Другими словами, производство сельхозтехники переведено на штучное изготовление. При этом технологическое оборудование производственных мощностей изношено на 70—75%. Технический уровень и качество изготовляемой техники остаются крайне низкими. По этой причине сельские товаропроизводители несут серьезные потери, которые оцениваются величиной ежегодно упущенной прибыли в 275 млрд. рублей.
Энергообеспеченность на селе по сравнению с советским периодом на гектар пашни снизилась в 2 раза. Наличие тракторов уменьшилось в 2,7 раза, зерноуборочных комбайнов — в 2,9 раза, кормоуборочных — в 4,8 раза.
Земля деградирует от упрощенных технологий сельхозпроизводства и недостатка удобрений, внесение которых сократилось в 5 раз. Из 15 млн. тонн минеральных удобрений, производимых в стране, на нужды отечественного АПК используется только около 2 млн. тонн, остальное идет на экспорт.
Крайне ослаблена научно-техническая база отрасли. Прекратили существование десятки ведущих отраслевых институтов, в том числе такие, как НАТИ, ВИСХОМ, ВНИИКОМЖ, НИИтракторсельмаш и др. Упразднены многие конструкторские институты и бюро. В тяжелом финансовом положении находится и РАСХН. В 2010 году продолжились попытки разорения опытных хозяйств ряда научно-исследовательских институтов в Москве и Московской области, в Ленинградской области, в Сочи и на Дальнем Востоке.
Во многом по этим причинам производительность труда в сельском хозяйстве России в 10—15 раз ниже, чем, например, в Канаде, США или в странах ЕС.
Село остро нуждается в квалифицированных кадрах, подготовка которых практически свернута в стране. Сегодня на селе осталось 1,2 млн. рабочих, из них 282 тысячи — механизаторы.
При этом сельское хозяйство, по сути, финансируется по остаточному принципу. На нужды села из федерального бюджета выделяется около 1% его расходной части. Вступление России в ВТО, о чем уже как о решенном вопросе в августе 2010 года заявила министр сельского хозяйства, снижает эту поддержку еще в 2 раза. Это уже нашло отражение в принятых федеральных бюджетах на текущий 2011-й и на предстоящие 2012—2013 годы.
Правительство так и не разработало целостную комплексную программу развития АПК, а отдельные так называемые федеральные целевые программы по селу зачастую финансируются в лучшем случае на 50—60%.
В стране продолжает обостряться ситуация с продовольственной безопасностью. Производство мяса по сравнению с советским периодом снизилось с 10,1 млн. тонн до 6,7 млн. тонн, молока — с 55,7 млн. тонн до 32,5 млн. тонн, зерна — с 117 млн. тонн до 61 млн. тонн в 2010 году. Сегодня в Россию завозится около 50% продуктов питания, причем далеко не всегда хорошего качества. На эти цели затрачивается почти 40 млрд. долларов. В текущем году эта сумма может значительно вырасти главным образом из-за поразившей страну засухи.
Село находится в тяжелейшем финансовом положении. Причина тому — в основном диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также высокие ставки кредитования. Закредитованность села, даже по признанию министра сельского хозяйства Е. Скрынник, достигла почти 1 трлн. рублей, хотя многие эксперты называют цифру в 1,2 трлн. рублей. Только за счет диспаритета и кредитования из деревни выкачиваются нуворишами миллиардные барыши, а крестьян обрекают на разорение.
Банкротство и разграбление почти половины колхозов и совхозов привели к тому, что теперь значительная часть продуктов сельского хозяйства производится в подсобных хозяйствах населения. В частности, в них выращивается 84,3% картофеля, 72% овощей, 48,2% крупного рогатого скота, 34,1% свиней, 51,9% овец. Поголовье всех видов животных существенно сократилось. Например, крупного рогатого скота на конец 2010 года в России осталось всего лишь 20,5 млн. голов, из них коров — 8,8 млн. голов. Свиней осталось 18 млн. голов, а овец — 2,4 млн. голов. При этом тенденция на снижение поголовья скота сохраняется.
На селе царят нищета и безработица. Средняя зарплата в отрасли составляет лишь 50% к среднероссийскому уровню. Село вымирает. С лица земли исчезло почти 30 тысяч сельских поселений. Из 117 тысяч сохранившихся деревень в 20 тысячах проживают по 8 и менее человек. Продолжается разрушение инфраструктуры села. В настоящее время по сравнению с 1990 годом в 2 раза сократилось число детских дошкольных учреждений, участковых больниц, в 6 раз уменьшилось количество клубов и домов культуры. Отсюда проблема не только медицинского обслуживания, но и использования свободного времени, особенно молодежью. Результатом такой политики на селе стали пьянство, наркомания, рост миграции молодежи. Вместе с тем на селе зреют гроздья народного гнева против политики власти, направленной на удушение русской деревни, а значит, и русской культуры, традиций, души русского человека.
Финансовое зазеркалье
Проблемное состояние экономики страны, как в зеркале, отражается в финансовой сфере. За счет чего вырос ВВП? В основном — за счет роста цен на нефть и газ. Дефицит бюджета составил почти 5% ВВП. Резервный фонд сократился до 1,2 трлн. рублей. Увеличился государственный долг, главным образом — за счет внутреннего долга. Внешний корпоративный долг превысил 500 млрд. долларов. Рост государственного долга неизбежно ведет к увеличению сумм на его обслуживание. В 2010 году на эти цели затрачено более 280 млрд. рублей. Долг ложится тяжелым бременем на плечи следующих поколений.
Чтобы хоть как-то справиться с нарастающим клубком финансовых проблем, правительство распродает остатки государственной собственности. По сути, возобновляется варварская приватизация 90-х годов. На рынок выбрасываются лучшие объекты экономики, такие, как Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), «Транснефть», «Роснефть», «Зерновая компания», «Аэрофлот», «Связьинвест», «Совкомфлот», «РусГидро» и т.д. Другими словами, страну пускают с молотка, в то время как эти успешные предприятия, компании и банки могли бы приносить государству значительные доходы. Возникает естественный вопрос: а что же будет делать правительство, когда оно распродаст всё имущество? Как оно собирается содержать после этого армию, финансировать науку, образование, здравоохранение, выплачивать пенсии? Или оно планирует продать и своих граждан, как некогда продавали крепостных, вместе с землей и ее богатствами? Власть экономит на социальной сфере, сокращая ее финансирование, на детях, очередь дошла и до студентов, что следует из слов помощника президента г-на Дворковича, заявившего о возможном лишении студентов даже их нищенских стипендий.
Власть, отстаивая интересы капитала, перекладывает решение финансовых проблем на плечи трудящихся и трудовых коллективов. Дополнительные доходы снова складируются в фондах. Вместо использования этих средств на нужды экономики и социальной сферы страны появляются новые налоги, такие, например, как налог на недвижимость, обязательное страхование жилья. Увеличивается социальный налог. Повышение на федеральном уровне страховых взносов в государственные социальные фонды резко увеличивает налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Это смерти подобно для малого и среднего бизнеса. Как говорится, заплати налоги и умри! При укоренившейся в России практике уплаты налогов неизбежен частичный уход заработной платы «в тень». А это значит, что регионы могут не получить планируемые поступления от подоходного налога, что усложнит и без того критическую ситуацию с обеспечением финансирования бюджетных затрат. Нужно ли доказывать, на ком скажутся выпадающие доходы региональных бюджетов?
Проводимая властью денежно-кредитная политика выражает интересы в первую очередь международных валютных институтов, таких, как МВФ, и олигархической «элиты», прихватившей природные богатства России и лакомые куски общенародной собственности. Стоит только обратить внимание, где хранятся наши золотовалютные резервы. Это банки стран Запада. Хранятся они там под 3—4% годовых, в то время как кредиты для российских производителей на Западе можно получить минимум под 7—8%. При этом наши резервы постоянно обесцениваются из-за бесконтрольного печатания долларов Соединенными Штатами Америки.
Мы неоднократно предлагали свое видение формирования денежно-кредитной политики государства, которая бы учитывала интересы всех слоев общества, и в первую очередь трудового народа. Оно включает пополнение бюджетных средств с помощью национализации природных богатств, реформирование налоговой и банковской системы, усиление контроля за расходованием бюджетных средств и ответственности за результаты денежно-кредитной политики. Только введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, когда олигархи платили бы не 13% от дохода, как сегодня, а 25—40%, могло бы минимум в два раза увеличить доходную часть федерального бюджета.
К сожалению, власть не желает прислушаться к нашим доводам, продолжая свой путь в никуда. Тем не менее мы уверены, что сама жизнь заставит вернуться к нашим предложениям, ибо только реализация нашей программы может спасти страну и народ от катастрофы.
Полная версия выступления: «Итоги 2010 года как катализатор нарастания народного протеста«