Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/na-zakonodatelnom-urovne-neobkhodima-bolee-intensivnaya-gospodderzhka-selskogo-khozyajstva/326437/
|
«Алтайский край обладает всем необходимым для интенсивного развития сельского хозяйства», — отметил в интервью «Интерфакса» губернатор Алтайского края Александр Карлин.
— Александр Богданович, Алтайский край рассчитывал на то, что по итогам 2010 года в экономику региона будет инвестировано 43 млрд рублей, что на 4,5% больше, чем в 2009 году. Какой объем инвестиций в экономику края Вы прогнозируете в 2011 году?
— На развитие экономики и социальной сферы края в 2009 году было направлено за счет всех источников финансирования 43,65 млрд рублей, или 78,5% к уровню 2008 года, когда инвестиции составили 55,65 млрд рублей. Начиная с июля 2010 года, восстанавливается инвестиционная активность организаций края, так что планировавшаяся цифра 43 млрд рублей по итогам года будет несколько превышена. Прирост будет, мы считаем, около 5%. Однако точную цифру можно будет назвать только после того, как Росстат окончательно подведет итоги.
На 2011 год мы прогнозируем инвестиции в объеме 56,2 млрд рублей, темп роста к уровню 2009 года будет 112,9%. Я думаю, что 56 млрд — это, скорее, пессимистический вариант, а оптимистический, мы считаем, — 60 млрд рублей.
По итогам 2010 года доля инвестиций в валовом региональном продукте составит 15,9%, а в 2011 и 2012 годах мы планируем довести этот показатель до 20%, что говорит о явном улучшении ситуации в экономике региона.
— За счет чего планируется такое увеличение?
— За счет инвестиций в нашу инфраструктуру, в предприятия промышленности. У нас серьезные инвестиции идут в горнодобывающую промышленность. ОАО «Сибирь-Полиметаллы» (дочерняя структура УГМК) работает на трех новых месторождениях полиметаллов, а это серьезные вложения. На одном из месторождений строится новая шахта, добыча будет идти шахтным способом. На части месторождений добыча будет вестись открытым способом, но инвестиции, тем не менее, и здесь существенные. Кроме того, мы в конце года запустили золотодобывающее предприятие в Курьинском районе, там тоже инвестиции составили около 500 млн рублей. И список объектов можно продолжать.
В 2011 году по-прежнему продолжим вкладывать средства в пищевую, перерабатывающую промышленность. Мы считаем, что в течение 5 лет можем нарастить долю пищевой промышленности с сегодняшних 35% (это один из самых высоких показателей в стране) до 45% — это будет самый высокий показатель доли пищевой промышленности в России.
Структура российской промышленности хорошо всем известна. Конечно, отдельные регионы демонстрируют более высокие темпы роста инвестиций, но в основном это инвестиции в добывающий сектор. У нас по сравнению с другими отраслями добывающий сектор относительно невелик. Однако цифры, которые я вам назвал, и в 2010 году, и в 2011 году, выше среднероссийских.
В целом, государственные инвестиции — я имею в виду средства федерального и регионального бюджетов — занимают достаточно весомую часть в объеме инвестиций в крае. Мы продолжаем вкладывать средства в развитие инфраструктуры — в строительство и реконструкцию автомобильных дорог, газификацию региона, занимаемся и электросетевым хозяйством.
— А увеличивать долю среднего и малого бизнеса планируется?
— У нас его доля и так одна из самых высоких в стране, в том числе и за счет нашей поддержки. Ведь в том же сельском хозяйстве практически весь бизнес малый. Крупных-то предприятий там раз-два и обчелся. Поэтому значительная часть средств, которые мы направляем на поддержку села, — это одновременно поддержка и малого, и среднего бизнеса.
— Как обстоят дела с инвестициями в АПК?
— Кризис немного придержал наши крупные проекты в сфере АПК. Но сейчас процесс возобновился. Например, на днях мы подписали тройственное соглашение — администрация края, Сбербанк и созданное компанией «Приосколье» ЗАО «Алтайский бекон». Соглашение предусматривает выделение более 4 млрд рублей на строительство современного свиноводческого комплекса.
Также дополнительно будут инвестированы средства в развитие птицефабрики ЗАО «Алтайский бройлер». Недавно мы приняли решение, что в «Алтайском бройлере» будут построены дополнительные откормочники на 10-12 тонн мяса птицы. При этом мы не будем корма для этих предприятий завозить из других регионов.
В 2010 году мы за счет собственного производства практически полностью удовлетворили потребности региона в сое, а соя — это важнейший фуражный продукт. У нас развивается производство растительного масла, а его отходы, шрот — это же фураж. Мы имеем сахарный завод в Черемном, там установлены современные линии по сушке барды — это тоже корм.
— Засушливое лето-2010 внесло какие-то коррективы по посевам на 2011 год?
— Оно было не засушливое, а, скорее, просто не совсем нормальное, все сроки были нарушены. Была очень поздняя весна, все сроки сдвинулись на две с лишним недели. Потом раннее начало лета с высокими температурами, а июнь, середина лета — дефицит тепла и выход влаги. Не лето, а сплошная аномалия. Единственное, что мы получили — очень теплый сухой октябрь. Поэтому у нас и сбор зерна составил 4,5 млн тонн — это средний сбор за последние 5 лет.
Специалисты говорят, что это стало возможным благодаря техническому перевооружению в сельском хозяйстве: за последние 4 года крестьяне закупили техники, по самым скромным оценкам, на 16 млрд рублей. Если бы не эта новая техника, то зерна мы бы собрали не более 3 млн тонн.
В 2011 году в крае планируется нарастить посевные площади на 350 тыс. га, поскольку в прошлом году мы из-за погодных аномалий были вынуждены значительные площади держать под паром. В нынешнем году мы ожидаем более благоприятные весну и лето.
— Алтайский край инициировал и уже второй год продвигает проект федерального закона об особо значимых аграрных территориях, которые должны получить определенные государственные преференции. В начале ноября профильный комитет Совета Федерации РФ рассмотрел и поддержал предложение региона. Ранее данную инициативу одобрил профильный комитет Госдумы. Что далее будет делать регион по узакониванию понятия «особые аграрные территории»? И каких федеральных преференций край добивается для подобных территорий?
— Идет очень большая целенаправленная работа. Мы действительно получили весомую поддержку со стороны профильного комитета Совета Федерации. Теперь мы еще раз доработаем проект соответствующего федерального закона, будем последовательно и целеустремленно его продвигать. При этом я просил бы внимательно почитать наши пояснительные записки к этим документам. Речь не идет о том, что мы хотим добиться принятия закона об Алтайском крае как об особой территории — мы хотим на законодательном уровне добиться от государства более интенсивной поддержки сельского хозяйства в тех регионах, которые обеспечивают страну продовольствием. Эта поддержка должна быть более интенсивной.
Например, Алтайский край в 2010 году произвел 1 млн 410-415 тыс. тонн молока. Самая рентабельная переработка молока — в кисломолочную продукцию. Если бы мы из этого молока сделали кефир, ряженку и т.д., то экономические показатели у предприятий перерабатывающей промышленности были бы просто фантастическими, и предприятия могли бы больше платить за молоко нашим крестьянам. Сейчас же большая часть нашего молока перерабатывается в сыр, в сухое молоко, в масло. При этом рентабельность данной продукции значительно ниже, чем кисломолочной. Половину произведенного молока мы в виде этой продукции вывозим в другие регионы России.
Таким образом, получается, что, поддерживая свое сельское хозяйство, мы дотируем население регионов, потребляющих нашу продукцию. Но у нашего населения доходы одни из самых скромных в России, и Алтайский край по расходам бюджета на душу населения занимает 79 позицию в стране. Получается, что один из самых бедных регионов помогает богатым. Это не совсем справедливо.
В целом же у Алтайского края есть все необходимые условия для интенсивного развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Однако, несмотря на результативность мероприятий по поддержке сельхозпроизводителей, в развитии АПК существует целый ряд системных нарастающих проблем. И если не будет выработан единый комплексный подход к решению этих проблем, то ситуация будет обостряться и не позволит продукции алтайских сельхозпроизводителей и переработчиков стать конкурентоспособной, а следовательно повысить качество жизни сельского населения Алтайского края. Эту проблему и призван решить закон об особо значимых аграрных территориях.