Обзоры
|
https://exp.idk.ru/analytics/review/v-ukraine-mogut-razreshit-import-selkhoztekhniki-na-lgotnykh-usloviyakh/325668/
|
Верховная Рада Украины может разрешить импорт сельхозтехники на льготных условиях. Соответствующий законопроект готовит ко второму чтению депутат Василий Шпак, пишут «Экономические известия».
Документ базируется на изменении действующих критериев, по которым в Украине сегодня машины причисляют к отечественной сельхозтехнике. Согласно действующим нормам, такая техника должна не менее чем на 50% своей стоимости состоять из комплектующих украинского производства. В новой же редакции закона при обозначении удельного веса стоимости механизма, кроме сырья, материалов, узлов, агрегатов и комплектующих изделий, впредь предлагается учитывать траты на зарплату производителя на территории Украины и другие прямые производственные издержки.
Такое дополнение, по мнению автора, простимулирует приход в украинское машиностроение иностранных инвестиций, что позволит Украине в ближайшие годы наблюдать постепенную модернизацию отрасли и освоение новых видов техники.
Одновременно В.Шпак предлагает обязать инвестора ежегодно увеличивать предельный размер трат на производство сельхозтехники украинского происхождения. Так, за первые 5 лет, начиная со дня окончания сертификации товара, они должны вырасти с 10% до 50% себестоимости. Кроме того, законопроект предусматривает льготы в размере 50% от действующих налогов и таможенных платежей на ввоз узлов и агрегатов импортного производства, которые не изготовляются в Украине.
По словам гендиректора «Амако Украина» Виталия Скоцика, законопроект можно было бы считать стимулирующим, если бы не указанные в нем конкретные требования к инвестору по удельному весу комплектующих местного производства. «Это противоречит логике построения бизнеса», — считает В.Скоцик. Открытие нового производства предусматривает практически полное обеспечение из-за рубежа. Поэтому производители сельхозтехники с мировым именем не придут в страну на предлагаемых условиях — из-за требований по местным комплектующим очень легко потерять в качестве продукции.
В.Скоцик считает, что Украине стоило бы идти путем Аргентины и Бразилии, которые подобных требований к инвесторам не выдвигали, а дождались появления на своем рынке всех мировых гигантов сельхозмашиностроения, при этом 80% комплектующих выпускаемых в Бразилии сельхозмашин сегодня производятся на местных заводах.
Не менее скептично рассматривает возможное действие законопроекта на рынок Сергей Паршиков, эксперт аналитического центра «УкрАгроКонсалт». По его словам, предлагаемые изменения вряд ли повысят в глазах западного инвестора привлекательность Украины в качестве площадки для построения производства, учитывая низкую техническую базу украинских предприятий, а также их долю рынка (на уровне 1%). «Никто не модернизировал производство, в Украине никто его не развивал», — говорит С.Паршиков. В отличие от Беларуси, которая обеспечивает 87% импорта тракторов в Украину. По данным «УкрАгроКонсалт», за первые 9 месяцев 2010 года импорт белорусских тракторов составил 5 тыс. единиц.
В то же время поставки из России, несмотря на громкие заявления российских торговцев и предоставление ими льготного кредитования, пока остаются на прежнем уровне (с января по сентябрь текущего года из России в Украину завезено 10 комбайнов, за аналогичный период прошлого года — 13 комбайнов).
В Украину из стран СНГ импортируют новые машины. Впрочем, решаясь на дорогостоящие покупки, особенно комбайнов, отечественные аграрии выбирают бывшую в использовании, но европейскую технику, которая отличается более высоким качеством и многофункциональностью.